К вопросу о зарубежном опыте противодействия коррупции в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 17.06.2019

Статья просмотрена: 1289 раз

Библиографическое описание:

Зыкова, П. В. К вопросу о зарубежном опыте противодействия коррупции в сфере образования / П. В. Зыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 196-197. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60771/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коррупция давно считается глобальной проблемой на уровне одного отдельно взятого государства. Но в настоящее время борьба с коррупцией превратилась в одну из основных задач политики на международном уровне. Независимо от государственного строя, от традиций и законодательства, разлагающее действие этого пагубного явления имеет место абсолютно в любой стране.

При этом странами вырабатываются свои собственные антикоррупционные программы, успешно внедряемые в практику. Такой опыт перенимают другие государства в рамках международного сотрудничества, эффективно взаимодействуя друг с другом и предлагая при необходимости организационную, техническую и иную помощь при имплементации международных и национальных положений антикоррупционных норм.

На 2018 год, по данным TI, Россия занимает лишь 138 место по индексу восприятия коррупции [1, с. 5]. В нормативно-правовых актах Российской Федерации указывается, что коррупция в сфере образования — это реальная угроза безопасности личности, общества и государства. При этом согласно данным российских социологов, Россия занимает 27-е место в мире по качеству образования [2, с. 2]. Для того, чтобы повысить качество образовательных услуг, а следовательно, сделать шаг вперед в социально-экономическом развитии нашей страны необходимо решить целый ряд проблем, одной из которых является коррупция.

В российской научной литературе уделяется особое внимание программам развитых стран по борьбе с коррупцией. В частности в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию [3, с. 1] (1 ноября 2011 г.) впервые было провозглашено, что коррупция стала международной проблемой, и в борьбе с этим злом нужна координация сил международного сообщества в обнаружении и пресечении коррупционных преступлений.

Однако представляется возможным рассмотреть антикоррупционные механизмы противодействия коррупции не только стран Европы, но и стран Азии, таких как Сингапур, Китай и Египет.

В Шарм-эль-Шейхе 12 июня 2019 года был открыт первый Африканский антикоррупционный форум (ААКФ), в котором приняли участие более 200 высокопоставленных должностных лиц из 48 африканских стран и девяти международных организаций [4, с. 1]. Главная цель настоящего форума — побудить африканские страны принять политику, программы и планы работы, которые способствуют искоренению коррупции.

Вопрос о том, как развивать кадровый потенциал, в том числе за счет повышения уровня образования, в различных аспектах борьбы с коррупцией на африканском континенте рассматривается на 4 сессии. Подчеркивается важность воспитания учащихся, обучения и оказания технической помощи для сотрудников по борьбе с коррупцией, а также того, как использовать преимущества современных технологий в борьбе с коррупцией.

Эффективной мерой станет также ужесточение законодательства, вводятся новые санкции и даже применяются такие жесткие акции, как поголовное увольнение сотрудников образования.

Для антикоррупционной стратегии Китая характерно применение репрессивных мер, более серьезных, чем в других стран. В 2003 году был создан Антикоррупционный комитет, проверяющий достоверность сведений о фактах коррупции, с учетом того, что за коррупционные преступления в Китае предусмотрена смертная казнь.

Профилактика коррупции путем повышения зарплат работников сферы образования, квалифицированная подготовка кадров — показывают свою эффективность на примере Республики Сингапур.

В Египте помимо указанных мер профилактики коррупции, на законодательном уровне установлена система управления обучением[1]. При этом не используется бумага и ручки, а используется онлайн-обучение.

Около 22 миллионов учеников в примерно 60 000 государственных школах по всему Египту начали свой учебный год в 2019 году по новой учебной программе. Руководство Министерства образования провело интенсивные инспекционные поездки в школы. Указанные выезды направлены на проведение антикоррупционной экспертизы в образовательных учреждениях, поддерживая соблюдение администрацией и учащимися Закона, при этом снижая количество субъективных коррупциогенных факторов, влияющих на развитие коррупции в сфере образования.

Министерство образования Египта заявляет, что новая система управления обучением отражает конституцию и направлена на то, чтобы снизить коррупцию среди учащихся и педагогических работников. «Единое содержание» во всех школах выделено в качестве основной функции новой образовательной системы. Согласно местным новостным сообщениям, учебные планы в новой системе будут унифицированы в различных государственных и частных школах. Необходимо отметить, что это снизит различия в образовательных программах при переводе ребенка из одной образовательной организации в другую одного образовательного уровня.

Также учащиеся старших классов средних школ Египта с помощью компьютеров ответят на несколько тестовых заданий в течение учебного года. Вопросы генерируются программным обеспечением, и, следовательно, они не являются предсказуемыми. Ответы будут разосланы разным учителям без раскрытия личности учащихся. Оценка будет сделана онлайн. Таким образом, компьютер является средством, а не основой процесса обучения. Дина аль-Боарей, консультант министра по экзаменам и оценкам, сказала: «Хочу отметить, что онлайн-тесты показывают, сколько времени требуется студентам, чтобы ответить. Кроме того, результаты будут опубликованы сразу или вскоре после их завершения, в зависимости от типа вопросов, будь то тесты или короткое эссе.

В Российской Федерации вышеназванную систему представляет сфера ЕГЭ и ГОС-экзаменов в ВУЗах. Предлагается проводить образовательными организациями проверки знаний студентов без раскрытия их личности преподавателям не только при выпускных экзаменах, но и в течение учебного года. В частности, это поможет психологически подготовить студента сдавать экзамены своими силами, не рассчитывая на помощь педагогического работника, а также избежать субъективных коррупционгенных факторов в сфере образования.

К сожалению, искоренить коррупцию практически невозможно, однако зарубежный опыт борьбы с данным антисоциальным явлением, показывает, что существуют эффективные механизмы противодействия коррупционным проявлениям внутри государства и общества. Для их реализации необходимо провести модернизацию комплекса мер, направленных на государственное регулирование в сфере антикоррупционного законодательства в области образования. Российская антикоррупционная политика на сегодняшний день всё ближе к разработке механизмов, отвечающих международным стандартам. Несмотря, на особенности российского менталитета и экономики, предполагается возможным переработать и эффективно применять на практике опыт зарубежных стран в рамках антикоррупционного законодательства в области образования Российской Федерации.

Литература:

  1. Индекс восприятия коррупции 2018 [Электронный ресурс] /Репринтное издание // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» // URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2018 (дата обращения 01.06.2019) — 12 с.
  2. Мировой рейтинг ВУЗов [Электронный ресурс] /Репринтное издание // Официальный сайт аналитической статистики «Статистика.RU» // URL.: http://statistika.ru/obraz/2007/12/08/obraz_9809.html (дата обращения: 10.02.2019) — 4 с.
  3. О гражданско-правовой ответственности за коррупцию: Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1999 года) [Электронный ресурс] /Репринтное издание // Сайт Национального Совета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. // URL: http://www.osbr.ru/doc/zakon/72 (дата обращения: 10.02.2019) — 17 с.
  4. Morsy А. African anti-corruption forum [Электронный ресурс] /Репринтное издание // URL: http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/336120/Egypt/Politics-/African-anticorruption-forum-to-conclude-in-Egypts.aspx (дата обращения 01.06.2019) — 5 с.

[1] В переводе на международный язык звучит, как «learning mangement system» (англ.).

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Египет, Российская Федерация, сфера образования, антикоррупционное законодательство, Китай, область образования, Россия, Сингапур, система управления.


Похожие статьи

Перспективы использования зарубежного опыта в практике регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

К вопросу о формировании рынка инноваций на современном этапе в РФ

К вопросу о реализации профессиональных стандартов в предпринимательской деятельности

К вопросу о реализации государственно-частного партнерства в социокультурной сфере

Проблемы гражданского образования в рамках социализации учащихся

Проблемные аспекты гражданского законодательства по противодействию корпоративному захвату и шантажу

К вопросу правового регулирования предпринимательской деятельности несовершеннолетних

Актуальные проблемы упрощенного производства в арбитражном процессе

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

К вопросу об исследовании ценностей в корпоративной культуре образовательной организации

Похожие статьи

Перспективы использования зарубежного опыта в практике регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе

К вопросу о формировании рынка инноваций на современном этапе в РФ

К вопросу о реализации профессиональных стандартов в предпринимательской деятельности

К вопросу о реализации государственно-частного партнерства в социокультурной сфере

Проблемы гражданского образования в рамках социализации учащихся

Проблемные аспекты гражданского законодательства по противодействию корпоративному захвату и шантажу

К вопросу правового регулирования предпринимательской деятельности несовершеннолетних

Актуальные проблемы упрощенного производства в арбитражном процессе

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

К вопросу об исследовании ценностей в корпоративной культуре образовательной организации

Задать вопрос