В России накоплен многолетний практический опыт работы с одаренными детьми в условиях специализированных классов и школ для детей с высоким уровнем способностей. Организованы школы-интернаты для одаренных детей при ведущих университетах. На базе образовательных учреждений разных типов и видов организованы экспериментальные площадки, отрабатывающие оригинальные модели обучения одаренных детей.
В современных условиях развития страны, беспрецедентных свободы, неопределенности и рисков, в значительной степени теряют свое значение все ранее известные «объективные предпосылки» устойчивого развития: природные ресурсы, экономические модели, политические системы, идеологические ограничения, культурные стереотипы. На первый план в качестве «пропуска в будущее», выходит то, что называется «человеческий капитал», понимаемый, прежде всего, как способность людей творить новое во всех областях, при этом не столько модифицировать, комбинировать то, что уже было разработано и освоено, а именно создавать новые, не имеющие аналогов в прошлом артефакты науки, техники, искусства, быта — Культуры в широком смысле.
В этой связи для России, которая в очередной раз в своей истории оказалась на пороге принципиально новой эпохи, крайне необходимо наличие достаточно большой и общественно значимой группы людей, обладающих личностной одаренностью, то есть высокоспособных к решению инновационных задач развития общества.
Именно этим людям предстоит перевести страну в режим предвидения, прогнозирования, проектирования и реализации новаций во всех четырех сферах: духовно-культурной, политической, социальной, экономической.
Основываясь на данной концепции, в последнее время были предприняты конкретные шаги для реализации этой задачи.
31 июля 2017 года, в рамках проекта ФЦПРО «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей» состоялся вебинар, на котором исполнителем проекта Институтом мобильных образовательных систем (ИМОС) были представлены разработанные Концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих их деятельность.
Предлагается проектирование и развёртывание системы специализированных образовательных организаций для одарённых детей, которая будет оказывать влияние на систему общего образования Российской Федерации в целом, содействовать устойчивому росту качества образования в нашей стране.
Одним из таких центров является Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Центр был создан по инициативе президента России Владимира Путина.
Для организации работы Центра 24 декабря 2014 г. под патронажем Владимира Путина был учрежден фонд «Талант и успех» [4].
Согласно концепции проекта, центр «Сириус» создан для содействия развитию талантов и способностей детей. В первую очередь, в тех областях, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире — в точных науках (математике, физике, химии, биологии), искусстве (классическом балете, живописи, академической музыке) и спорте (хоккее, фигурном катании, шахматах). Школьники каждого образовательного направления отличаются друг от друга цветом одежды. Так, учащиеся научного направления носят футболки фиолетового цвета, «Искусства» — оранжевого, спортивного — синего. Центр призван охватить максимальное число одаренных детей из всех регионов РФ независимо от социального и материального положения их семей, а также создать систему «социальных лифтов», объединяющую профориентационные, образовательные, спортивные, творческие и иные ресурсы.
Особое внимание уделяется формированию лидерских навыков детей, умению управлять своими проектами, развитию математического и творческого мышления и др. В Центре школьники получают не только специализированную подготовку, но и посещают занятия по истории отечества, литературе и др.
Центр прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ- образован в 2001 году и занимается проведением прикладных научно-исследовательских разработок в области правового обеспечения реформы российского образования; вопросами развития образовательного законодательства Российской Федерации и анализом правоприменительной практики. Сотрудники Центра активно участвовали в разработке и общественном обсуждении проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а после его принятия — в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов.
По заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в течение 2017 г. компанией «Мобильное Электронное Образование» разработаны:
− Концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также проекты нормативных и правовых актов федерального и регионального уровней, локальные акты, обеспечивающие функционирование специализированных образовательных организаций для одаренных детей».
− В каждом регионе будут создавать центры, подобные «Сириусу». — Да, на данный момент создано 34 региональных центра, работающих по модели «Сириуса».
В 1999 году в историческом здании города Владикавказа было создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей — центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» (далее — Центр). Учредитель: Управление образования АМС г. Владикавказ.
Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Центра «Интеллект» и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Коллектив Центра «Интеллект», объединяющий обучающихся и сотрудников Центра, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью.
Органами управления Центра «Интеллект» являются: Наблюдательный совет, Педагогический совет, Родительский комитет, Общественное собрание работников. Основной задачей Центра «Интеллект» является создание условий для развития и самореализации творческих способностей одарённых детей г. Владикавказа. Образовательную деятельность в Центре «Интеллект» осуществляют опытные педагоги дополнительного образования, среди которых: 1 -доктор наук, 6 — кандидатов наук, 1 — аспирант, 22 педагога высшей квалификационной категории, 5 из которых имеют отраслевые награды Министерства образования и науки России.
В Центре «Интеллект» проводится:
− научно-методическая работа;
− психолого-педагогическое сопровождение;
− образовательная деятельность обучающихся по направлениям: естественнонаучное: физика, математика, химия, биология;
− научно-техническое: информатика и информационно- коммуникационные технологии, компьютерный дизайн, робототехника;
− гуманитарное: история, обществознание, основы филологии, иностранные языки: английский, французский;
− дистанционное обучение.
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, современные авторские программы по дополнительному образованию и высокий уровень преподавания позволяют школьникам ежегодно получать дополнительное образование в творческих объединениях Центра.
Плодотворное взаимодействие семьи, школы и Центра даёт возможность обучающимся стать успешной личностью, мотивированной на дальнейшую научно-практическую деятельность.
Центр осуществляет взаимодействие с:
− общеобразовательными организациями (далее — ОО) г. Владикавказа;
− образовательными организациями дополнительного образования детей РСО-Алания;
− высшими учебными заведениями РСО-Алания и Российской Федерации.
За весь период работы качественное дополнительное образование в центре «Интеллект» смогли получить свыше 5000 обучающихся. В результате образовательной деятельности обучающиеся Центра стали победителями региональных, всероссийских, международных олимпиад, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов и были награждены.
Однако, на сегодняшний день система работы по выявлению и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательном учреждении недостаточная.
Накопленный опыт и проведенные исследования позволяют постепенно менять содержание, формы и методики обучения одаренных детей. Федеральные государственные образовательные стандарты подготовки будущих педагогов, а также принятый Профессиональный стандарт педагога указывают на изменение отношения к подготовке кадров к работе с одаренными детьми. В то же время накоплен мировой опыт подготовки педагогов и организации работы с одаренными детьми. С 1975 года координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей Всемирный совет по одарённым и талантливым детям. При Совете Европы организована международная неправительственная организация с консультативным статусом — Европейский комитет по образованию одаренных детей («Евроталант»). Результаты работы этих организаций во многом определили современные подходы к подготовке педагогов к работе с одаренными детьми в системе профессионального педагогического образования европейских стран и США.
Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Как отмечают М. М. Кашапов, Г. В. Тарасова, во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями, в силу которых и личностные характеристики, знания и умения педагога приобретают особую значимость. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, что в свою очередь требует от педагога дополнительной подготовки, включающей овладение разнообразными формами и технологиями обучения [1; 2]. Согласно Психологическому словарю, готовность человека к профессиональной деятельности — это «психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия» [5].
Понятие «профессиональная готовность» соотносится также с понятием «профессиональная компетентность», что рассмотрено с различных позиций в работах Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. В. Краевского, И. Л. Лернера, Г. К. Селевко, В. А. Сластёнина, А. В. Хуторского, Г. П. Щедровицкого. По мнению ряда ученых (Щурковой Н. Е., Б. Г. Ананьева, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой и др.), на готовность педагога к профессиональной работе оказывают значительное влияние личностные качества. Таким образом, профессиональная готовность педагога к работе с одаренными детьми предполагает: осознание профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, позволяющие повышать эффективность деятельности с данной категорией детей [3].
Литература:
- Бабаева Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для высш. и сред. пед. зав. / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; под ред. Н. С. Лейтеса. — 3-е изд., перераб. и. доп. — М.: Академия, 2017. — 336 с.
- Белоусова А. К. Развивающая образовательная среда для одарённых детей. Учебно-методическое пособие. — Ростов- на-Дону, 2015. — 70с.
- Слагаемые педагогической технологии / В. Л. Беспалько. М.: Педагогика, 2015. -255 с.
- Случ М. И. «Сириус» — уникальная площадка для работы с одаренными детьми: интервью с заместителем директора Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука», «Учителем года России — 2010» / Вестник образования России. — 2017. — № 10. — С. 58–65.
- Степанова О. Н. Создание модели раннего выявления и развития детской одаренности в Республике Саха (Якутия) / О. Н. Степанова // Одаренный ребенок. — 2016. — № 4. — С. 55–62.