Ключевые слова: молочная продукция, молочное сырье, производственный процесс, производство молока, предприятие, молочное скотоводство, цена закупки, затрата, себестоимость запасов
Бюджетирование представляет собой систему планирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год в разбивке по кварталам, месяцам, декадам, неделям. Процесс бюджетирования подразумевает организацию деятельности предприятия по центрам ответственности. Если говорить об отрасли молочного производства, то она является отдельным структурным центром финансовой ответственности в общей системе бюджетного планирования предприятия. На сегодняшний день в условиях развития рыночной экономики с каждым днем становятся актуальными вопросы формирования бюджетирования в рамках управленческого учета на предприятиях.
ОАО «Тираспольский молочный комбинат» занимается производством молочной и кисломолочной продукции для реализации в городе Тирасполе и близлежащих районах на территории ПМР.
Продукция завода является социально значимым товаром, поэтому цены на основные виды молочной продукции утверждает Министерство экономического развития, что в основном и определяет окончательный результат работы предприятия. Комитет цен и антимонопольной деятельности причисляет ОАО «Тираспольский молочный комбинат» к предприятиям монополистам на рынке молочной продукции.
Главная проблема, стоящая перед ОАО «Тираспольский молочный комбинат»: реализация молочной продукции, так как продукция скоропортящаяся, предприятию необходимо реализовывать продукции в течение суток.
Следующей, не менее важной проблемой, является обеспечение рынка молочной продукции достаточным объемом товаров и установление реально приемлемых цен для потребителей продукции.
Также перед предприятием стоит проблема по нехватке молочного сырья. Ежегодно предприятие ищет новых поставщиков сырья, так как население и крестьянско-фермерские хозяйства сокращают поголовье скота и, соответственно, поставляют на предприятие меньше цельного молока.
Выход из сложившейся кризисной ситуации видится в создании условий для коренной модернизации молочной отрасли, переходе на современные индустриальные технологии производства молока, регулировании диспаритета цен на молоко, укреплении кормовой базы, повышении уровня племенной работы.
Для того чтобы предприятие эффективно планировало и управляло сырьевой базой и необходим процесс формирования бюджетирования на предприятии.
При формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо учитывать:
− большую номенклатуру выпуска готовой продукции;
− невысокий срок хранения как материалов, так и самой продукции;
− значение упаковки товара как маркетинговой составляющей успешного функционирования организации;
− наличие строгого контроля за качеством продукции, как со стороны государства, так и со стороны потребителей;
− строго нормированный технологический процесс;
− контролируемый и нормированный снабженческо-сбытовой процесс;
− как следствие — сложность расчета себестоимости единицы продукции;
− как следствие — высокие накладные расходы, требующие грамотного распределения [7].
Также при формировании системы бюджетирования на предприятиях молочной промышленности необходимо рассматривать фактор сезонности: например, максимум потребления приходится на зиму — весну, минимум — на лето.
На практике процесс бюджетирования начинается с прогнозирования продаж, которые являются основным фактором, определяющим все последующие операции. Приоритетность бюджета продаж, с одной стороны, очевидна, поскольку отсутствие спроса в любом случае ограничивает производство и является основным отличием системы бюджетирования от планирования в условиях централизованной экономики. Прогнозирование предшествует планированию, и является основным инструментом любого процесса бюджетирования.
Исходя из данного планового объема реализации молока, составляется бюджет его продаж. Бюджет продаж — это операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции [3].
Сформировав бюджет продаж и график поступлений денежных средств от реализации молока, разрабатывают производственный бюджет отрасли молочного производства в натуральных единицах. В нем указываются плановые показатели объема производства и объема продаж молока, а также количество продукции, предназначенной для внутрихозяйственных нужд, и запланированное поголовье приплода. Далее формируется бюджет прямых материальных затрат — это количественное выражение планов, относительно прямых затрат на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.
Формирование бюджета прямых затрат на оплату труда — это количественное выражение плана относительно затрат отрасли молочного скотоводства на оплату труда производственного персонала.
Бюджетирование — это ответственная система финансового планирования предприятия, которая должна предусматривать соответствующую обратную связь. Роль обратной связи в данном случае играет контроль выполнения бюджета. С целью контроля выполнения показателей разработанных бюджетов, учета отклонений от бюджетных показателей и выявления причин их возникновения на предприятии должна быть использована определенная форма отчета о выполнении бюджета затрат. Данные отчеты составляются центрами финансовой ответственности и для более точного факторного анализа учитывают отклонения показателей как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Литература:
- Кучеренко, А. И. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации // Справочник экономиста. — 2010. — № 3. — с. 29–30
- Планирование на предприятии АПК / К. С. Терновых, С. Алексеенко, А. С. Анненко и др.; Под ред. К. С. Терновых. — М.: КолосС, 2016. — 333 с.
- Черных А., Терновых В. Организация бюджетного планирования на сельскохозяйственных предприятиях // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2010. — № 3. — с. 16–20.
- Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий // Финансовый менеджмент. -2014. — № 2.
- https://docplayer.ru/41133586-Ekonomika-i-organizaciya-selskogo-hozyaystva.html