Данная статья посвящена исследованию взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы. В целях анализа указанного взаимодействия было проведено эмпирическое исследование, респондентами которого стали муниципальные служащие Пильнинского района Нижегородской области.
Ключевые слова: институт гражданского общества, муниципальная служба, органы местного самоуправления, противодействие коррупции.
Одним из основных факторов институционализации муниципальной службы в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации является тесное взаимодействие институтов гражданского общества и муниципальной службы [5, с. 190]. В целях определения и дальнейшего исследования сферы взаимодействия указанных институтов было проведено эмпирическое исследование на предмет выявления наиболее актуальной области сотрудничества. В органах местного самоуправления Пильнинского муниципального района Нижегородской области было проведено исследование в форме анкетирования среди муниципальных служащих, было опрошено 50 респондентов. Эмпирические данные, полученные в результате анкетирования отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Количественные показатели на предмет выявления наиболее актуальной области сотрудничества институтов гражданского общества и муниципальной службы
Анализ полученных эмпирических данных показал, что 8 % опрошенных респондентов указали наиболее актуальную область взаимодействия указанных институтов как благоустройство муниципального образования, 3 % — выделили область гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, 11 % — сферу землепользования и застройки (данная сфера сотрудничества особенно актуальна в сельских поселениях Пильнинского муниципального района Нижегородской области при утверждении Генеральных планов муниципальных образований и др.); 10 % респондентов — указали на важность взаимодействия в сфере налогообложения; 21 % — оказание муниципальных услуг и части делегированных государственных услуг; 4 % — указали на важность взаимодействия в сфере предпринимательства (особенно малый и средний бизнес); 24 % — выделили сферу противодействие коррупции; 2 % — определили сельскому хозяйству, развитию в районе КФХ; 17 % — социальной сфере обслуживания местного населения. Таким образом, по результатам исследования определилась наиболее актуальная сфера взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы — это противодействие коррупции.
Понятие противодействие коррупции закреплено в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Из содержания статьи следует, что: «противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» [1].
Однако необходимо отметить тот факт, что местные органы власти и институт гражданского общества совместно участвуют в осуществлении борьбы с коррупцией, а соответственно — активно взаимодействуют друг с другом в этой области деятельности. Борьба с коррупцией сама по себе является сложной задачей с участием субъектов на разных уровнях, от международных организаций до старост небольших деревень и сёл, входящих в состав объединённых сельсоветов Пильнинского муниципального района Нижегородской области.
Для решения указанной проблемы создаются и постоянно актуализируются различные нормативные правовые акты на всех уровнях власти, в т. ч. и на местном уровне. Например, на территории Нижегородской области действует закон от 07.03.2008 N 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 28.02.2008 N 932-IV), в котором в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции закреплено: «сотрудничество с институтом гражданского общества» [3]. К сожалению, сегодня в этой области мало положительных результатов. Одна из главных причин данного явления — довольно низкий процент взаимодействия между местными органами власти и гражданским институтом. Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в области борьбы с коррупцией придает этой теме достаточно важный характер.
Как указывалось выше — на примере нормативно-правовой базы Нижегородской области, законодательство большинства субъектов Российской Федерации также посвящено вопросам решения задач по борьбе с коррупцией и взаимодействию органов местного самоуправления и общественных институтов. Следует отметить, что взаимодействие в этой области предполагает, что институты гражданского общества и местные органы власти косвенно или напрямую взаимодействуют друг с другом и социальной средой с целью минимизации уровня коррупции в системе социального управления [4].
Взаимодействие местных органов власти с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией должно охватывать все этапы борьбы с коррупцией, от продвижения антикоррупционных инициатив до контроля государственной антикоррупционной политики и ее эффективности [4].
Этап продвижения антикоррупционных инициатив по данному вопросу с учетом взаимодействия местных органов власти с институтов гражданского общества состоит из трёх основных действий: совместное выдвижение антикоррупционных инициатив, далее — обсуждение и продвижение среди органов местного самоуправления.
Эта форма непосредственного взаимодействия гражданского общества и муниципальной службы в борьбе с коррупцией реализуется посредством совместных встреч, конференций, круглых столов; например, путем проведения сессий Земского собрания Пильнинского муниципального района, на которые приглашаются должностные лица различных организаций; на заседаниях Межведомственного координационного совета по противодействию коррупции в районе, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и др.
Эффективность такого рода взаимовыгодного сотрудничества между институтами гражданского общества и органами местного самоуправления будет закрепляться в конкретных результатах:
− в положениях документов по итогам деятельности совещательных, координационных, экспертных советов, комиссий, рабочих групп и т. д.;
− участие институтов гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (которое является обязательным) [4];
− реализация правомерного «народного контроля» за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований.
Изложенные варианты взаимовыгодного сотрудничества муниципальной службы с институтами гражданского общества в антикоррупционной деятельности, сформулированные в рамках данной статьи, не являются исчерпывающим перечнем, а могут быть дополнены и преобразованы. Таким образом, проблема взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы в сфере противодействии коррупции является наиболее актуальной в виду того, что процесс «искоренения коррупции» необходимо и целесообразно начинать с местного уровня власти.
Литература:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СПС Консультант Плюс.
3. Закон Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 28.02.2008 N 932-IV) // СПС Консультант Плюс.
4. Кондрашова К. В. Пути взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции // Журнал: Экономика, педагогика и право. — 2016. № 2. — [Электронный ресурс]: http://ecoedulaw.ru/ru/2016/2/14. Дата обращения: (15.06.2019).
5. Савельева А. И. Вопросы взаимодействия гражданского общества и структура публичной власти в системе политической коммуникации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2012. № 3 (75). — С. 189–195.