В статье раскрыты особенности самоповреждающего поведения среди подростков. Большинство ученых сходятся во мнении, что социальная среда (семья, сверстники и др.) оказывают сильное эмоциональное влияние, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. На сегодняшний день каждый десятый школьник совершает самоповреждающие действия, не имея цели покончить жизнь самоубийством.
Ключевые слова: самоповреждающее поведение, подростки.
На протяжении длительного периода времени остается модным среди подростков селфхарма (аутогрессия, самоповреждение). Одной из причин появления самоповреждающего поведения относятся различные негативные действия подростков, причинами которых являются социальные факторы. Семейные конфликты, проблемы со сверстниками и учителями, влияние СМИ подрывают несовершеннолетних в себе, в своих проблемах, пути решения, которых они пытаются найти сами и не в том месте. Подростки часто испытывают чувства вины перед родными и окружающими. Главный помощник, который понимает школьников — это Интернет. На просторах социальных сетей сейчас любой человек может найти ответ на нужный ему вопрос, правда не всегда реальный и верный. Современные подростки любят смотреть фильмы про совершение самоповреждающих, рискованных действий (порезы, руфинг, зацепинг, «Собачий кайф» и т. п.), слушают песни про наркотики и алкоголь, и таким образом закладывают психологическую установку, что после аутоагрессивных действий им станет легче [3, 5].
В рамках курсовой работы спустя год проанализированы результаты декабря 2017 года в 7Б классе (7 юношей и 7 девушек). И спустя год сравнены с декабрем 2018 года в 8Б классе (7 юношей и 8 девушек). Самоповреждающее поведение остается наиболее выраженным показателем независимо от возраста. Спустя год показатели сформулированной модели аутоагрессивного поведения изменились. В 7Б (высокий показатель 21,4 %, средний 42,8 %), а в 8Б (высокий показатель 20 %, средний 40 %). Данные показатели демонстрируют, что у опрашиваемых есть склонность к самоповреждающему поведению, но это не означает, что существует большая склонность к суицидальным попыткам. Самоповреждающее поведение носит обширный характер, в ходе исследования выяснилось, что многие подростки любят причинять боль себе. Школьники осознано причиняют вред своему телу (бьют себя, наносят пирсинг, обкусывают ногти и губы, режутся, колются подручными острыми предметами, такими как ручка и т. п., а также пренебрегают опасностью, часто рискуют).
Рис. 1. Шкала выраженности самоповреждающего поведения в 7Б классе (%)
Рис. 2. Шкала выраженности самоповреждающего поведения в 8Б классе (%)
Нами был выполнен сравнительный анализ выраженности самоповреждающего поведения спустя год. На рисунках 1 и 2 показано, что в подростки имеют высокие показатели склонности к самоповреждающему поведению. Спустя год состояние ухудшилось и возросло. Школьники чувствуют вину перед окружающими и родными (80 %). 60 % восьмиклассников испытывают безнадежность, что их не понимают. Все подростков нуждаются в теплых доверительных отношениях. Данные показатели настораживают, видно, что несовершеннолетние находятся в тяжелом стрессовом состоянии. Школьники не знают, как решить свои проблемы, боятся рассказать о них хоть кому-то. Почти все восьмиклассники не могут решиться на поступок. Половина ребят часто или иногда считают себя плохими людьми. 60 % подростков испытывают потребность в острых ощущениях, поэтому ведут рискованный образ жизни. 34 % несовершеннолетних смотря вниз с моста, думают о прыжке. У больше половины подростков существуют проявления самоповреждающего поведения (60 % любят терпеть боль).
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что состояние спустя год в классе не улучшилось. Степень самоповреждающего поведение является наиболее выраженным показателем независимо от возраста. Спустя год показатели сформировавшейся модели аутоагрессивного поведения у некоторых школьников изменились. Данные показатели демонстрируют, что у опрашиваемых есть склонность к самоповреждающему поведению, но это не означает, что существует большая склонность к суицидальным попыткам.
Литература:
- Абрамова, А. А. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями // А. А. Абрамова, С. Н. Ениколопов, А. Г. Ефремов, С. О. Кузнецова // Электронный журнал: «Клиническая и специальная психология»— 2018.— Т. 7. — № 1. — С. 21–40.
- Жихарева, Л. В. Психологические особенности медийных предпочтений аутоагрессивных подростков // Л. В. Жихарева, М. И. Кешиш // Педагогика и психология.— 2017.— № 4 (10).— С. 61–64.
- Коровина, И. В. Диагностика аутоагрессивного поведения детей и подростков // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика.— 2017. — С. 75–80.
- Лукашук, А. В. Самоповреждение у подростков: подходы к терапии // А. В. Лукашук, А. В. Меринов // Наука молодых. — 2016. — С. 67–71.
- Островская, Е. В. Концепция саморазрушающего (аутоагрессивного) поведения детей // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. — 2017.— С. 118–122.
- Толстолуцкая, Ю. И. Роль педагога-психолога в профилактике аутоагрессивного поведения у подростков // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки.— 2017. — Т. 4.— № 9. — С. 62–65.
- Улюкин, И. М. Аутоагрессивное поведение у лиц молодого возраста // И. М. Улюкин, В. Н. Емельянов, В. Н. Болехан, Е. С. Орлова // Известие Российской военно- медицинской академии — 2017. — № 4. — С. 53–59.