В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством образования в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: качество образования, система управления, образовательный процесс, мониторинг, педагогический процесс, управление качеством.
Использование механизмов управления качеством образования увеличивает эффективность координации действий работников общеобразовательной организации, регулирования коммуникации между всеми уровнями системы управления, участие в образовательных отношения представителей родительской общественности. Подробные структурированные механизмы и алгоритмы деятельности составляют основу обеспечения качества образования, так как позволяют отследить эффективность выполнения поручений и управленческих задач.
Выделяют следующие стадии управления деятельностью образовательной организацией:
1. Стадия проектирования. На данной стадии осуществляется планирование управления качеством образования, разрабатывается план проекта, формируется пакет локальных актов, разрабатываются инструменты деятельности, изучаются методологические положения теории и практики управления образования (других образовательных организаций, муниципалитетов, регион и стран).
2. Стадия построения модели. В ходе работы на второй стадии выстраивается модель формирования качества, структурируется цель, изучается социальный и общественный заказ, разрабатывается образовательная программа, определяются формы и методы образования, требования к материально-технической стороне процесса.
3. Стадия мониторинга процессов и их коррекция. Промежуточные и итоговые результаты сверяются с целевыми ориентирами, при возможности в систему управления и деятельность учреждения вносятся изменения.
4. Итоговый результат. На данном этапе оценивается степень выполнения поставленных задач [2].
Все четыре стадии процесса управления качеством образования взаимосвязаны между собой.
Механизм оценки качества образования, функционирующий в конкретной образовательной организации, представляет собой систему, обеспечивающую оценку ресурсов образовательной организации, непосредственно образовательной деятельности, а так же факторов, оказывающих влияние на ход деятельности и ее результат.
Мониторинг качества образования выступает в качестве одной из стадий системы управления качеством образования в общеобразовательной организации, а также является ее инструментом. С помощью мониторинговых исследований проводится всесторонняя, комплексная оценка результатов образовательной деятельности, создания условий для получения образования, применения образовательных технологий, а также эффективности деятельности руководителя общеобразовательной организации.
В широком толковании понятия, мониторинг — это комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки, прогноза состояния целостной системы. Применяются мониторинги с целью изучения состояния какого-либо процесса или системы.
Применение мониторинговых исследований в педагогике достаточно новое явление. Однако, многие ученые отмечают его важность в управленческом цикле. Так А. А. Орлов отмечает, что мониторинг позволяет получить современную информацию о состоянии системы, которую могут использовать для принятия стратегических решений как педагоги, так и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций.
И. П. Третьяков говорит о том, что мониторинг в системе образования рассматривается метод, применяемый для изучения педагогического процесса, и выступает в качестве одного из компонентов информационного обеспечения системы управления.
В работах А. С. Белкина образовательный мониторинг определяется как процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их достижения [1].
Проанализировав основные теоретические положения, можем обобщить, что мониторинг в системе образования — это организованное, регулярное наблюдение за процессом образования. Целью этого наблюдения выступает достижение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса в конкретной образовательной организации, анализ, синтез и обобщение результатов деятельности, прогнозирование и перспективное планирование этого процесса.
Выделяют следующие принципы мониторинга в общеобразовательной организации:
- Принцип экологичности. Проведение мониторинговых исследований не должно вмешиваться и тем более как-то нарушать существующий процесс, а также не должно причинять вред участникам мониторинга.
- Принцип конструктивности. Применение мониторинга направлено на нахождение и исправление ошибок в системе с целью повышения эффективности деятельности системы, а не с целью наказания.
- Принцип сотрудничества. Участники мониторинга должны действовать гласно и открыто, в атмосфере доверия, партнерства и сотрудничества.
- Принцип компетентности. Организаторы проведения мониторинга должны обладать соответствующими знаниями, быть компетентными в изучаемой области.
- Принцип конфиденциальности. Полученные в ходе мониторинга результаты должны быть обезличены или могут оглашаться только с согласия конкретного человека [3].
Выполнение данных принципов при проведении исследований гарантирует получение более достоверных результатов, что способствует эффективному управлению качеством образования.
Применение мониторинговых исследований в управленческой деятельности общеобразовательной организации позволяет спроектировать достаточно полную модель системы внутришкольного контроля. При этом объектом мониторинга выступает отдельная параллель, класс или учитель.
Задачи данного вида мониторинга следующие: аккумулирование фактических данных о реально существующих процессах, анализ полученных данных, своевременное отслеживание динамики всех процессов и факторов на них влияющих; разработка планов работы руководящих и педагогических работников общеобразовательной организации, прогнозирование положительных и отрицательных тенденций в ходе образовательного процесса, и профилактическая деятельность на основе полученных результатов.
В настоящее время при организации мониторинга активно применяются компьютеризированные методы анализа и обработки данных. Использование технических средств при сборе и анализе результатов мониторинга позволяет избежать фактора ошибки, стандартизирует процедуру, экономит временные затраты на проведение и обработку, а так же минимизирует возможность фальсификации данных [4].
В общеобразовательной организации должен иметься банк заданий по темам и предметным областям для возможности оперативного проведения мониторинга в любой промежуток времени и под любую управленческую задачу.
Применение мониторинга как инструмента управления качеством образования в общеобразовательной организации позволяет в полной мере выполнять функцию контроля, получать обратную связь между всеми элементами школьной системы. Аналитическое отслеживание динамически изменяющихся сведений об успеваемости, эффективности воспитательной работы, движении контингента учащихся и других показателей позволяет определить факторы, оказывающие непосредственное влияние на эту динамику, а также принять своевременные управленческие решения.
Литература:
- Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. — Екатеринбург, 1998. — 75 с.
- Довготько О. Н. Модель и система управления качеством образования общеобразовательной организации // Проблемы науки. — 2016. — № 2 URL: https://scienceproblems.ru/images/PDF/2016/2/model-i-sistema-upravlenija-kachestvom.pdf (дата обращения 10.06.2019).
- Управление качеством образования современной школы: методические рекомендации / Покасов В. Ф. — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. — 145 с.
- Чемодурова В. И. Мониторинг в образовательном процессе // Методист. — 2008. -- № 6. — С. 3–6.