Проблемы унификации уголовного законодательства стран — участниц ЕАЭС на примере России, Беларуси и Казахстана в области внешнеэкономической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 19.06.2019

Статья просмотрена: 724 раза

Библиографическое описание:

Светлакова, Н. К. Проблемы унификации уголовного законодательства стран — участниц ЕАЭС на примере России, Беларуси и Казахстана в области внешнеэкономической деятельности / Н. К. Светлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60839/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: ЕАЭС, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, преступление, уголовная ответственность.

В своем историческом развитии Россия решала множество вопросов, связанных с национальной безопасностью. Так, и создание Таможенного союза В. В. Путин, президент Российской Федерации, обозначил как «Исторический выбор для России», признавая, что любой интеграционный процесс в современном мире наталкивается на множество проблем. [7] В 2014 году, в рамках ежегодного послания парламенту Российской Федерации, Президент подчеркнул, что Россия последовательно отстаивает принципы согласованных, коллективных усилий в решении проблем современности, и такая линия полностью соответствует сегодняшним реалиям. Предлагаемые проекты должны сплотить страны и регионы. [8]

Однако, и с формированием Таможенного союза ЕАЭС криминальная обстановка в сфере экономической деятельности стран-участниц союза кардинальным образом не меняется, остается на достаточно высоком уровне, развитие интеграционных процессов влечет за собой создание новых преступных схем с участием бизнес-структур уже двух и более стран. В этой связи особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС.

Возможным приоритетным способом решения данной задачи может стать создание единой, унифицированной нормативно-правовой базы уголовно наказуемых деяний в отношении порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за их совершение.

Фактически, на сегодня стороны договора ЕАЭС подписали Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза [1], оставив само уголовное законодательство национально ориентированным. Таким образом, сложилась противоречивая ситуация, когда страны-участницы ЕАЭС, имеющие общую таможенную территорию, цели, задачи, регулируют уголовно-правовые отношения в сфере таможенной деятельности национальным законодательством.

Следствием названной ситуации являются препятствия, связанные с организацией взаимодействия правоохранительных органов государств-участниц ЕАЭС, оперативным принятием решения о возбуждении уголовного дела, мер процессуального принуждения, проведением оперативно-розыскной деятельности, привлечением виновных к уголовной ответственности и прочее.

К примеру, законодатели Республики Беларусь в ст. 228 Уголовного кодекса [4] и Республики Казахстан в ст. 234 Уголовного кодекса [5] предусматривают ответственность за контрабанду (экономическую контрабанду), но в Российской Федерации Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ так называемая «товарная контрабанда» декриминализована. [3] В этой связи возникает все больше желающих провезти товары, транспорт, оказать услуги в нарушение установленного правила через таможенную границу Российской Федерации. На общих границах отменены таможенное оформление и таможенный контроль произведенных и выпущенных для внутреннего потребления товаров, а это влечет рост количества поставок контрафактных товаров на российский рынок. [7]

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства в области таможенного дела стран-членов ЕАЭС показывает, что уголовное законодательство их на сегодняшний день не приведено к единому знаменателю. Так, в России таможенные органы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по 13 статьям Уголовного кодекса, в Беларуси виды таможенных преступлений описаны в главе 25 Уголовного кодекса — Преступления против порядка осуществления экономической деятельности — это 4 состава, Республика Казахстан предусматривает ответственность по 6 статьям Уголовного кодекса.

Национальными законодательствами стран-участниц ЕАЭС предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ. Однако вопрос об урегулировании их перечня остается открытым: в России, Беларуси и Казахстане перечни названных веществ имеются, но не совпадают между собой. В действительности это приводит к сложностям, связанным с расследованием преступлений, с привлечением к уголовной ответственности виновного. Так, в России по ст. 229.1 УК РФ расследуется состав контрабанды на российско-китайской границе. При этом согласно российскому перечню сильнодействующее вещество признается таковым, а по казахстанскому — нет [6].

Устранение описанной коллизии видится в разработке и утверждении единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в границах ЕАЭС.

Результативность в противодействии внешнеэкономическим преступлениям, вне сомнений, зависит от множества факторов, в их числе — санкции за преступления в области таможенного дела.

Исследование видов наказаний, предусмотренных уголовными законодательствами стран-участниц ЕАЭС за совершение преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, свидетельствует о различном подходе законодателей к этому вопросу.

Рассматривая контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, законодатели стран-участниц ЕАЭС относят такое преступление к различным категориям, а, следовательно, и наказание за него разительно отличается. В Республике Беларусь всего один состав преступления предусматривает ответственность за контрабанду (ст.228 «Контрабанда»). Названная статья предусматривает наказание по ч.1 в виде штрафа, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, в ч.2 — штраф, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок, в ч.3 — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации, в ч.4 — лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации. [4]

В Уголовном кодексе Республики Казахстан на сегодняшний день содержится состав, предусматривающий уголовную ответственность за такое общественно опасное деяние как контрабанда — ст.286 Кодекса Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено. Статья 286 УК РК содержит наказание по ч.1 в виде штрафа в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой, по ч. 2 — лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, по ч.3 — лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества, ч.4 — лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества. [5]

В УК РФ законодатель в главе 24 «Преступления против общественной безопасности» помещает состав о контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ в ст. 229.1 Кодекса. Ответственность по указанной статье в ч.1 — лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, в ч.2 — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, в ч.3 — лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, в ч.4 — лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового или пожизненным лишением свободы. [2]

Помимо различий в санкциях, нужно отметить и различные единицы измерения — в России точная сумма в рублях, в Казахстане — в месячных расчётных показателях, в Беларуси — в размере базовой величины.

Для решения проблем унификации уголовного законодательства стран-участниц ЕАЭС в области внешнеэкономической деятельности было бы целесообразным приведение национального законодательства в этой сфере к единому знаменателю либо выработке единого документа в рамках ЕАЭС, который способствовал бы защите имущественных интересов государств-членов ЕАЭС и в должной мере отвечал принципам справедливости и гуманизма при привлечении лица к уголовной ответственности за преступления в таможенной сфере.

Литература:

  1. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010) (с изм. от 10.10.2014) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 № 420-ФЗ.
  4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2018) Информационная система «ПАРАГРАФ» [Электронный ресурс] //https://online.zakon.kz/
  5. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2019) Информационная система «ПАРАГРАФ» [Электронный ресурс] //https://online.zakon.kz/
  6. См.: Лютов В. А. Сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за контрабанду по уголовному законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. № 3. С. 16–18.
  7. [Электронный ресурс] — URL: https://rg.ru/2010/07/02/putin.html (дата обращения: 15.06.2019).
  8. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения: 15.06.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, Россия, Беларусь, Казахстан, конфискация имущества, Российская Федерация, уголовная ответственность, Уголовный кодекс, вещество, таможенный союз.


Похожие статьи

Анализ уголовно-правового законодательства за преступления в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

Анализ принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе применительно к валютному законодательству

В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.

Нормативно-правовая регламентация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС и Исламской Республике Иран

В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальност...

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Анализ взаимной торговли стран Евразийского экономического союза в условиях санкций

Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торгов...

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Составы суда ЕАЭС

В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского Экономического Союза в контексте интеграционных процессов

Рассмотрены и проанализированы особенности налогообложения в странах Евразийского Экономического Союза. Выявлены общие и отличительные характеристики. Сделан вывод о необходимости налоговой гармонизации.

Похожие статьи

Анализ уголовно-правового законодательства за преступления в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

Анализ принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе применительно к валютному законодательству

В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.

Нормативно-правовая регламентация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС и Исламской Республике Иран

В данной статье автор пытается проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования и порядок применения преференциального режима в Евразийском экономическом союзе и Исламской Республике Иран. Проведенное исследование показывает актуальност...

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Анализ взаимной торговли стран Евразийского экономического союза в условиях санкций

Целью статьи является анализ и всестороннее исследование проблем и перспектив развития внешнеэкономических отношений стран ЕАЭС в условиях существующего санкционного режима. Изучение было проведено по таким направлениям как: внешняя и взаимная торгов...

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Составы суда ЕАЭС

В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского Экономического Союза в контексте интеграционных процессов

Рассмотрены и проанализированы особенности налогообложения в странах Евразийского Экономического Союза. Выявлены общие и отличительные характеристики. Сделан вывод о необходимости налоговой гармонизации.

Задать вопрос