В нашей работе мы проведем анализ конституционного регулирования статуса прокуратуры РФ, детально рассмотрим изменения действующих норм, которые были внесены Президентом РФ в Конституцию РФ, в части изменения норм именно о прокуратуре.
Разграничим имеющиеся противоречия в конституционно-правовом статусе прокуратуры РФ. Рассмотрим возможные пути их решения. Дополнительно укажем задачи и цели современной прокуратуры РФ, отметим ее основные принципы, функции, закрепим знания в области гарантии независимости прокурорских работников и их неприкосновенности [1 с, 37].
Конституция РФ содержит главу 7, которая называется «Судебная власть и прокуратура», данную главу раскрывают более подробно статьи 118–129 КРФ.
До внесения изменений, данная глава именовалась как «Судебная власть». Такое наименование достаточно активно вызывало дискуссии, направленные на порядок регулирования конституционно-правового статуса прокуратуры РФ в системе разделения компетенции между органами государственной власти.
Логично, что такая норма права регулирует первоочередно базовые вопросы осуществления правосудия, а также организации судебной системы.
Раскрываемая нами статья 129 посвящена прокуратуре РФ, в части 5 которой предусматривалось, что организация, полномочия, и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом соответственно.
Необходимо отметить, что судебная власть в РФ осуществляется посредством судопроизводства, представлена в свою очередь судебной системой. Постулаты судебной власти составляют совокупность судебных органов и судебная деятельность по осуществлению правосудия, что находит свое отражение в силу ч. 1 ст. 118 Конституции РФ осуществление правосудия — исключительная компетенция судов [2 с, 26].
Следовательно, относить прокуратуру к ветви судебной власти как минимум неверно, поскольку она не осуществляет правосудие как таковое.
Вместе с этим, достаточно важное значение имеет предложение о переименовании главы 7 в «Судебная власть и прокуратура». Такой подход более детально разграничил пределы раскрытия прав в главе.
Более того, данный подход устраняет проблему отнесения прокуратуры к ветви судебной власти.
В ряде случаев довод о нахождении норм о прокуратуре РФ в главе, посвященной судебной власти, толковался в качестве основания для отнесения прокуратуры РФ к данной ветви. Однако, не стоит забывать, что прокуратура не судебный орган. Она не осуществляет деятельность по осуществлению правосудия.
На сегодняшний день в полной мере остается неурегулированным вопрос о месте прокуратуры РФ в системе разделения властей, которая императивно закреплена в статье 10 Конституции РФ.
Конституционные основополагающие принципы организации и осуществления работы органов и учреждений прокуратуры РФ, прокурорских работников, придают особое значение и устойчивость прокурорской системе именно как государственному правовому институту. Обращаем внимание на изменение порядка назначения на должность и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним по статусу прокуроров.
В ранний период вопрос о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Генерального прокурора РФ урегулирован не был, что является некой новацией, помогающей в целом регулировать порядок назначения.
В этой связи внимание к такой проблеме на конституционном уровне, однозначно, повышает статус последних.
Сегодня на Президента РФ возложено назначение на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по статусу прокуроров.
До внесения изменений назначение входило в круг полномочий Генерального прокурора РФ.
Такие изменения, однозначно повышают статус указанных прокуроров, однако вместе с тем, усложняют процедуру назначения и вероятнее всего увеличивают трудозатраты и временные затраты, что указывает на большое количество времени для ее выполнения. Дополнительно на наш взгляд необходимо исключить норму о согласовании кандидатур прокуроров субъектов Российской Федерации с соответствующими субъектами федерации, поскольку такие действия противоречат принципам централизации и независимости прокурорской системы в целом.
Изменения были внесены в статьи 104 и 125, на которых мы остановимся подробнее, поскольку они интересны с позиции статуса прокуратуры РФ.
В ч. 1 ст. 104 Конституции РФ перечислены все субъекты, которые обладают правом законодательной инициативы. Вместе с тем, в ранее действовавшей и сегодня действующей редакциях Конституции РФ, а так же в проекте Президента РФ прокуратура РФ в целом и Генеральный прокурор в частности как конкретные субъекты, которые обладают правом законодательной инициативы, не упоминаются.
Такой подход трактуется несмотря на то, что прокуратура РФ является главным надзорным органом в Российской Федерации.
Цели функционирования Прокуратуры РФ — обеспечение верховенства закона, укрепления и единства законности, защита свобод и прав человека и гражданина. [4 с,79].
Дополнительно, прокуратуру РФ отличает универсальность ее функций.
Основной из них является надзорная функция, с точки зрения надзора за соблюдением требований Конституции РФ и исполнением законов. На таком правовом поле прокурорской деятельности достаточно часто появляется множество пробелов и коллизий в законодательстве, несовершенство отдельных законодательных норм, потребность в принятии новых нормативных правовых актов, и конечно большое внимание уделяется проверке региональных законодательных актов на предмет их соответствия федеральным законам и Конституции РФ.
Само обстоятельство, что в конституциях и уставах большинства субъектов РФ для региональных прокуроров предусмотрено право законодательной инициативы, и в законодательных (представительных) органах власти к их законопроектам относятся с большим вниманием и более детально рассматривают последние [5 с, 21].
Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день усматриваются перспективы детального разграничения правового статуса прокуратуры РФ в Конституции РФ. Рассмотрение возможности отнесения норм о прокуратуре в отдельную главу, в которой будет необходимо законодательно разрешить и закрепить вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Указать задачи и цели современной российской прокуратуры, ее основные функции и принципы, закрепить гарантии неприкосновенности и независимости прокурорских работников, а также иные основы и особенности их правового статуса, сделать отсылку, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФКЗ.
Литература:
- Байкин И. М. Независимость прокуратуры — залог эффективности ее деятельности // Российский юридический журнал. 2017. N 3.
- Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 7 фев. // [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
- Нерсесянца В. С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под общ. ред. Норма; Инфра-М, 2014.
- Осипян С. А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: Автореф. дис. докт. юрид. наук. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ. М., 2016.