Международное сотрудничество как функция прокуратуры Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 2970 раз

Библиографическое описание:

Болдырева, А. А. Международное сотрудничество как функция прокуратуры Российской Федерации / А. А. Болдырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60860/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье международное сотрудничество органов прокуратуры в борьбе с международной преступностью рассматривается, как одно из важных направлений (функций) деятельности данной правоохранительной структуры наряду с прокурорским надзором, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участием в рассмотрении дел судами и участием в правотворческой деятельности. При этом международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации является ненадзорным направлением ее деятельности, приоритетность которой обусловлена неблагоприятной динамикой международной преступности и невозможностью противодействия ей правоохранительными органами одного государства.

Ключевые слова: международное сотрудничество, прокуратура, международная преступность, направления деятельности.

Международное сотрудничество и взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с органами прокуратуры зарубежных стран, другими правоохранительными органами и специализированными международными организациями — одно из приоритетных направлений деятельности российского надзорного ведомства [8]. Причина этому: неблагоприятная динамика международной преступности и невозможность противодействия ей правоохранительными органами одного государства. Так, растут угрозы со стороны транснациональной организованной преступности, террористических и экстремистских организаций, увеличиваются потоки мигрантов, многие из которых являются носителями криминальной субкультуры и принимают активное участие в наркотрафике и формировании преступных сетей.

Международное сотрудничество представляет собой сложную систему отношений, включающую международную преступность как объект целенаправленного воздействия государств в борьбе с ней, согласованную политику, договорно-правовую основу и внутреннее законодательство, правоприменительную и организационную деятельность субъектов сотрудничества по предупреждению преступности, уголовно-правовой борьбе с ней и исполнению уголовных наказаний при соблюдении установленных правил обращения с правонарушителями.

Международная преступность, по мнению В. А. Номоконова, представляет собой «...противоправное функционирование профессиональных преступных либо транснационально-структурированных объединений, которые не имеют четкой организации групп обычных преступников различного характера сплоченности и разной численности (включая и тех преступников, которые действуют в одиночку), непосредственно связанное с пересечением данными преступными группами границ различных государств для того, чтобы иметь возможность реализовать свои преступные замыслы» [10; С. 38–39]. Однако, как представляется, автор излишне конкретизирует роль транснациональных преступных формирований. В связи с этим, для нас более приемлемым выступает определение международной преступности, сформулированное В. Ф. Цепелевым. Так, он обосновал, что под международной преступностью следует понимать комплексное социально-опасное международно-правовое и уголовно-правовое явление, включающее совокупность преступлений, характеризующихся определенной структурой (элементами) и проявляющихся на определенных уровнях [12; С. 45]. Поэтому в структуру рассматриваемой преступности можно включать международные преступления, преступления международного характера и общеуголовные транснациональные преступления.

Так, международными являются преступления против мира и безопасности человечества и представляющие повышенную опасность для всего человечества. Статут Международного Уголовного Суда к первому виду преступлений отнес преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. К преступлениям международного характера относятся преступления транснационального характера, совершаемые, главным образом, частными лицами и посягающие на интересы нескольких государств [2; С. 7]. Преступления международного характера причиняют вред нормальным межгосударственным отношениям, мирному сотрудничеству государств, организациям и гражданам разных стран. В свою очередь, транснациональная преступность охватывает преступления, совершаемые на территории нескольких государств [11; С. 22].

По мере развития международного сотрудничества в сфере борьбы с международной преступностью увеличивается количество соглашений между соответствующими органами различных государств, что является характерной чертой современных международных отношений.Общепризнанно, что международное сотрудничество должно опираться на прочный правовой фундамент, полностью соответствовать основополагающим принципам и нормам международного права, отвечать требованиям международной законности и т. д. [5; С. 110].

Большую роль в осуществлении указанной деятельности играет прокуратура. Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о прокуратуре) международное сотрудничество отнесено к функциям этого института государства (ст. 2). Важной составляющей такой деятельности служит взаимодействие в области правотворчества (ст. 8). Генеральным прокурором РФ углубление международно-правового сотрудничества определено как одно из основных направлений деятельности прокуратуры [13; С. 6].

Обычно в теории права под функциями понимаются направления деятельности. А. Ю. Винокуров понимает под функцией прокуратуры «...такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств» [3; С. 43]. А. Ю. Винокуров в своих работах также высказывает точку зрения о том, что функция прокуратуры — это осуществляемый в строго регламентируемых законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой задач, исходя из установленной законами и руководящими указаниями вышестоящих прокуроров компетенции. В рамках конкретной отрасли прокурорского надзора указанный автор выделяет направления (подотрасли), а к тем видам деятельности, которые не являются самодостаточными, а во многом обеспечительными, по его мнению, следует применить термин «участок деятельности», т. е. направление деятельности прокуратуры, осуществляемой рой целей, заключающийся в реализации возложенных на нее полномочий в целях обеспечения выполнения возложенных на нее функций, характеризующееся преимущественно ведомственным регулированием полномочий прокуроров. К участкам прокурорской деятельности А. Ю. Винокуров относит, в частности, международное сотрудничество, участие в правотворческой деятельности, взаимодействие с органами публичной власти, государственный учет преступлений и некоторые другие [4; С. 54–61].

Е. Л. Никитин, по существу, отождествляет с направлением деятельности прокуратуры ее функции, полагая, что функцией прокуратуры является социально значимое направление деятельности этого органа, осуществляемое через конкретные виды его деятельности в рамках установленного типа его организации и деятельности [9; С. 26–28].

В. Г. Бессарабов приводит перечень функций прокуратуры: функция надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации; функция уголовного преследования; функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; функция участия прокуроров в рассмотрении дел судами; функция участия в правотворческой деятельности; функция международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными организациями (всего шесть функций) [1; С. 110–119].

Действительно, в п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре определена основная функция прокуратуры — надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. В п. 2 указанной статьи Закона перечисляются иные функции прокуратуры, в том числе уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и некоторые иные. Другие функции прокуратуры рассредоточены по различным статьям раздела 1 и включены в ст. 51 Закона о прокуратуре и прямо не именуются функциями прокуратуры.

Анализ действующего законодательства о прокуратуре Российской Федерации позволяет утверждать о восьми функциях этого правоохранительного органа:

1) надзор за исполнением законов (абз. 1 п. 1 ст. 1, абз. 2–6 п. 2 ст. 1, ст. ст. 21–25.1 главы 1, ст. ст. 26–28 главы 2, ст. ст. 29–31 главы 3, ст. ст. 32–34 главы 4 Закона о прокуратуре);

2) уголовное преследование (абз. 7 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре);

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (абз. 8 п. 2 ст. 1, ст. 8 Закона о прокуратуре);

4) участие прокуроров в рассмотрении дел судами (п. 3 ст. 1, ст. ст. 35–39 Закона о прокуратуре);

5) участие в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9 Закона о прокуратуре);

6) международное сотрудничество (ст. 2 Закона о прокуратуре);

7) участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной властей, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; для краткости предлагается поименовать функцию как участие прокуроров (и иных лиц прокуратуры) в заседаниях органов государственной власти (ст. 7 Закона о прокуратуре);

8) рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10 Закона о прокуратуре).

Тем самым, по словам В. Н. Галузо, международное сотрудничество прокуратуры следует рассматривать как функцию этого ведомства в соответствии с действующим законодательством, однако, международное сотрудничество не рассматривается в теории в качестве основного направления деятельности органов прокуратуры [6; С. 238].

Как отмечает Л. Лазутин, ретроспективный анализ возникновения и развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью позволяет сделать вывод о том, что оно прошло длительный и сложный путь становления от договорно-правовой формы до комплексной совместной деятельности, которая предопределяет современное состояние и тенденции развития сотрудничества в данной сфере [7].

Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации –это основанная на внутреннем законодательстве, а также нормах и принципах международного права совместная согласованная деятельность Генеральной прокуратуры РФ и уполномоченных государственных органов иных государств и международных организаций, направленная на решение задач, стоящих перед указанными органами и требующих межгосударственного взаимодействия.

Международное сотрудничество — одно из важных направлений (функций) деятельности прокуратуры Российской Федерации наряду с прокурорским надзором, уголовным преследованием, координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участием в рассмотрении дел судами и участием в правотворческой деятельности. Международное сотрудничество прокуратуры Российской Федерации — ненадзорное направление ее деятельности. Однако, поскольку основное историческое предназначение прокуратуры Российской Федерации – осуществление надзора за исполнением законов, все остальные функции органов прокуратуры России неразрывно связаны с надзорными полномочиями. Возложение функции международно-правового сотрудничества на прокуратуру обусловлено развитием международных связей России, включением ее в мировое сообщество и, как следствие, расширением сферы международно-правового сотрудничества РФ.

Литература:

  1. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2007.
  2. Бояринова В. О. Субъекты международно-правового сотрудничества по противодействию транснациональной преступности: дис.... канд. юрид. наук. — М., 2010. 204 с.
  3. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для СПО / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 352 с.
  4. Винокуров А. Ю. К вопросу о классификации внешнефункциональной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры. М., 2012. С. 54–61.
  5. Волеводз А. Г. Некоторые организационные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью в Европейском союзе // Уголовное право. 2009. № 4. С. 109–112.
  6. Галузо В. Н. Международное сотрудничество в системе функций Прокуратуры Российской Федерации: pro et contra // Международное право и международные организации. 2014. № 2. С. 237–244.
  7. Лазутин Л. Международное сотрудничество и правовая помощь // Законность. 2008. № 3.
  8. Международное сотрудничество // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 30.07.2018).
  9. Никитин Е. Л. Функции прокуратуры и отрасли прокурорской деятельности: понятие, сущность, классификация // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2004. № 6. С. 26–28.
  10. Номоконов В. А. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2001. 375 с.
  11. Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность: дис.... д-ра юрид. наук. — Иркутск, 2001. 388 с.
  12. Цепелев В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис.... д-ра юрид. наук. — М., 2001. 418 с.
  13. Чайка Ю. Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): международное сотрудничество, Российская Федерация, международная преступность, прокуратура, функция прокуратуры, орган, координация деятельности, международное сотрудничество прокуратуры, правотворческая деятельность, уголовное преследование.


Похожие статьи

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

Практические аспекты организации международно-правового сотрудничества на уровне городских (районных) прокуратур Российской Федерации

В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решен...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Роль органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В статье анализируется роль и функции прокуратуры в противодействии коррупции в Российской Федерации. В статье рассматриваются правовые основы деятельности прокуратуры в данной сфере, в том числе законодательные акты, регламентирующие ее полномочия. ...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Актуальной задачей любого государства является признание, соблюдение прав и свобод личности. В Российской Федерации одним из специализированных органов, которые осуществляют в этих целях надзорную деятельность, является прокуратура. Одной из ключевых...

Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития строительной организации

Экономическая безопасность страны — это прежде всего безопасность экономических взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования, характеризуется результативностью их деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на обострение пр...

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации

В статье рассматривается актуальный вопрос о выделении правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации в качестве самостоятельной. Автором приведены позиции учёных по этому поводу, а также сформулирован вывод о том, что правозащитную функцию ц...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Правовой статус и полномочия транспортного прокурора и его роль в осуществлении надзора за деятельностью таможенных органов

Транспортная прокуратура, в силу узкой специфической направленности надзора за соблюдением таможенного законодательства, играет важную роль в обеспечении надлежащего режима законности в одной из ключевых зон ответственности государства — целостности ...

Похожие статьи

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

Практические аспекты организации международно-правового сотрудничества на уровне городских (районных) прокуратур Российской Федерации

В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решен...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Роль органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В статье анализируется роль и функции прокуратуры в противодействии коррупции в Российской Федерации. В статье рассматриваются правовые основы деятельности прокуратуры в данной сфере, в том числе законодательные акты, регламентирующие ее полномочия. ...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Актуальной задачей любого государства является признание, соблюдение прав и свобод личности. В Российской Федерации одним из специализированных органов, которые осуществляют в этих целях надзорную деятельность, является прокуратура. Одной из ключевых...

Направления укрепления экономической безопасности функционирования и развития строительной организации

Экономическая безопасность страны — это прежде всего безопасность экономических взаимоотношений отечественных субъектов хозяйствования, характеризуется результативностью их деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на обострение пр...

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации

В статье рассматривается актуальный вопрос о выделении правозащитной функции прокуратуры Российской Федерации в качестве самостоятельной. Автором приведены позиции учёных по этому поводу, а также сформулирован вывод о том, что правозащитную функцию ц...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Правовой статус и полномочия транспортного прокурора и его роль в осуществлении надзора за деятельностью таможенных органов

Транспортная прокуратура, в силу узкой специфической направленности надзора за соблюдением таможенного законодательства, играет важную роль в обеспечении надлежащего режима законности в одной из ключевых зон ответственности государства — целостности ...

Задать вопрос