Проблемы реализации в Российской Федерации конституционных принципов идеологического и политического многообразия в сфере информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Гетманский, Д. О. Проблемы реализации в Российской Федерации конституционных принципов идеологического и политического многообразия в сфере информационных технологий / Д. О. Гетманский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60886/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одновременно с тем, как происходит развитие интернета в России и увеличение его пользователей, растет и влияние политических кампаний, проводимых участниками политических процессов. Стоит отметить, что ключевым критерием для эффективности кампании выступает качество, а не количество способов влияние или иного ресурса.

В Российской Федерации в первых рядах находятся политические кампании, целью которых является повышение доверия граждан к политическим фигурам и институтам. Делается это для развития или поддержания уже сформированного имиджа субъекта политического процесса, развитие влияния или властных полномочий, либо их сохранение.

Способствует этому огромный ресурс и возможности интернета в распространении любой информации, в том числе и дискредитирующего характера.

В 1999–2000 гг. политические партии уже начинали развивать свою деятельность в интернете. Крупные политические партии создавали свои сайты, представляющие их интересы и информирующие граждан об их идеологической программе, а также о той деятельности, которую они осуществляют. В это же время в бюджет политических партий стали закладывать расходы, связанные с развитием их деятельности в интернете.

Первоначальная функция интернета в политическом процессе Российской Федерации носила коммуникационный характер. Выражалось это в создании форумов и чатов для общения с известными представителями политической жизни. В это же время появлялись различные сайты, созданные для поддержки или дискредитации каких-либо участников политической деятельности, например: Юрия Лужкова, Бориса Березовского, Владимира Путина или Евгения Примакова.

К 2004 году, ознаменовавшем выборы президента Российской Федерации, все кандидаты имели свои сайты в сети интернет.

Например, сайт Владимира Путина www.putin2000.ru, созданный в 2000 году. Он представлял собой сайт с начальной страницей, на которой имелась форма, с помощью которой любой посетитель мог отправить свое сообщение. Только после отправки своего сообщения пользователь мог просмотреть сообщения других пользователей. Это вызвало ажиотаж, поскольку всем было интересно узнать, какие сообщения оставляют Владимиру Путину.

В 2002–2003 гг. работал технологический центр ЦК КПРФ, которым управлял Илья Пономарев. Им был создан сайт www.kprf.ru для информирования населения о деятельности политической партии и корректировки ее имиджа.

Примером эффективной политической деятельности в интернете можно считать и случай Леонида Волкова. Он является специалистом в области IT- технологий. Он одержал победу на выборах в Екатеринбургскую думу благодаря интернет ресурсам. На своих личных страницах в таких социальных сетях, как ВКонтакте, Одноклассники и LiveJournal, он сумел провести одну из самых масштабных политических кампаний, благодаря чему смог обойти всех кандидатов. После своего избрания он продолжал освещать свою деятельность, в том числе и в качестве депутата. В настоящее время он является одним из основателей российской некоммерческой организации «Общество защиты интернета». Эта организация основана в 2016 году и, согласно официальному сайту, это: «Некоммерческая организация, ставящая своей целью защиту интернета в России от цензуры, избыточного регулирования, административного произвола». [1].

Согласно публикации Tjournal, сделанной в марте 2019 года: «Впервые в истории «Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами» (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — ICANN) вошла российская общественная организация — Общество защиты интернета (ОЗИ)». [2]. Общество защиты интернета собирается активно участвовать в деятельности ICANN и в дальнейшем планирует войти в совет директоров данной корпорации.

Такие примеры показывают, что интернет предоставляет возможность каждому гражданину использовать множество доступных медиа ресурсов для выражения своего собственного мнения, продвижения идей и влияния на политическую жизнь общества.

Интернет является масштабной площадкой для ведения политических процессов. Постоянный доступ к неограниченному объему информации по всем сферам жизнедеятельности помогает человеку постоянно быть в курсе происходящих событий. Человек получает возможность потреблять любую информацию, соответствующую его интересам и формировать свое мнение на действующую обстановку мира, в котором он живет. Так как сфера информационных технологий получила свое развитие по историческим меркам достаточно недавно, государство пытается найти подходы к возможности ее регулирования и сформировать прочную законодательную базу. Из-за высокой спешки и недооценки вводимых регулирующих мер, законодатель может допускать ошибки в формулировках, упустить из вида возможное влияние введенных норм на сферы жизни, регулирование которых не предполагалось изначально. Данные реформы могут оказывать негативный эффект на общественную жизнь, а также вести к ограничению конституционных прав человека и предоставлять неограниченные возможности органам власти, приводящие к злоупотреблению правом.

Одной из таких реформ стало внесение изменений 282 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. В 2011 году Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу законопроект № 588894–5 [3]. Основным изменением, которое оправдывали развитием компьютеризации общества, являлось распространение отношения формулировки «возбуждение ненависти» и к высказываниям, произведенным пользователями в интернете. Уже тогда экспертные советы и правозащитники указывали на злоупотребления правом и отсутствие определенности в понятиях, но их предложения законодатель оставил без внимания.

В 2014 году предложенные законопроектом изменения были одобрены президентом России Владимиром Путиным. Начиная с 2014 года возникают уголовные дела за «репосты» и «лайки», а их количество с каждым годом неуклонно растёт.

Одним из самых громких и значимых дел по данной статье стало дело Марии Мотузной. Это жительница Барнаула, обвиняемая в совершении преступлений в соответствии с частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и частью 1 статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Согласно следствию, поводом для обвинения стало размещение в социальной сети ВКонтакте «мемов» по религиозной тематике, тем самым оскорбив чувства верующих. Данное дело вызвало сильный общественный резонанс и приковало внимание людей к иным, осужденным по тем же статьям, гражданам.

На прямой линии 7 июня 2018 года Владимир Путин соглашается с тем, что в применении 282 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: «Не нужно доводить всё до маразма и до абсурда…» [4].

Проблема состоит в том, что законодательством не даны четкие разъяснения о том, что можно считать возбуждением расовой, национальной, социальной и религиозной розни, а сами определения размыты и позволяют правоохранительным органам злоупотреблять нормами. В большинстве случаев суды ориентируются на лингвистические и психологические экспертизы, но их качество является спорным, так как в Российской Федерации не сформирована единая методика, способная проводить оценку экстремистских материалов.

Владимир Путин в итоге не проигнорировал данную проблему. На фоне повышенного общественного интереса 3 октября 2018 года в Государственную Думу от президента России поступил законопроект об изменении статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. 19 декабря 2018 года Государственной Думой был принят Федеральный закон о внесении предложенных изменений. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Государственной Думы: «В соответствии с поправками в УК РФ предполагается, что действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой‑либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием СМИ или через интернет, будут признаваться уголовно наказуемыми в случае, если они совершены лицом после его привлечения к административной ответственности «за аналогичное деяние в течение одного года» (в этом случае предусматривается уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок от 2 до 5 лет — сама санкция не меняется).

Как подчеркивается в пояснительной записке, это делается «в целях исключения случаев привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства…» [5].

Много вопросов вызывает и принятый Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он получил название «Закон о суверенном интернете». Закон о суверенном интернете был внесен в Государственную Думу в декабре 2018 года несколькими лицами, среди которых: «… Андрей Клишас, автор закона об административной ответственности за оскорбление Конституции и государства в сети, член Совета Федерации Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой, автор поправок в закон «Об информации», позволяющих блокировать ресурсы за экстремизм без суда…» [6].

Закон о суверенном интернете закрепляет за операторами связи обязанность по своему оснащению специальным оборудованием, с помощью которого можно ограничивать запрещенные ресурсы и осуществлять фильтр интернет трафика.

Органом, отвечающим за реализацию данного законопроекта, является Роскомнадзор. Закон позволяет наделить Роскомнадзор большим количеством функций и расширить его компетенцию.

С помощью нового механизма Роскомнадзор сможет блокировать ресурсы сам, без участия в этом провайдеров связи. Согласно анализу Александра Амзина: «Он будет и устанавливать, и модернизировать, и эксплуатировать «черные ящики» защиты от угроз.

Роскомнадзор сможет регулировать политику подключения провайдеров к тем или иным сетям связи. Провайдерам прямо запрещено подключаться к тем, кто не соблюдает требования; а кто не соблюдает — объяснят чиновники, для этого в документе предусмотрена отсылка к подзаконным актам.

Отдельно прописан жесткий контроль за трансграничными линиями связи и даже сказано, что надо указывать в договорах передачи во владение или пользование таких линий». [7].

Операторы связи будут устанавливать то оборудование, которое предоставит им Роскомндазор и передавать ему же информацию о своих сетях, программных комплексах связи и маршрутизации. Затраты на оснащение операторов связи оборудованием будут покрывать за счет бюджетных средств. На это заложено 30 миллиардов рублей, хотя изначально при внесении законопроекта в Государственную Думу инициаторы уверяли, что затрат на его реализацию вообще не будет. Со временем сумма обеспечения увеличилась до 30 миллиардов рублей и в настоящее время есть мнение, что затраты на реализацию закона могут еще возрасти.

Законодатель описывает, что цель реформы представляет собой не ограничение свободы интернета в Российской Федерации, а обеспечение защиты от возможных угроз внешнего мира, посягающих на устойчивость и безопасность функционирования интернета в нашем государстве. Однако конкретный список таких угроз и принцип работы централизованного управления до сих пор не определены.

Органы государственной и муниципальной власти, а также их подведомственные учреждения и юридические лица, участвующие в государственных закупках, с 1 января 2021 года должны использовать базы данных и технические средства, размещенные только на территории Российской Федерации.

Принимаемые законы об ограничении интернета в России не вносят конструктив, а наоборот порождают проблемы и вызывают затруднения. Они могут привести к еще большему дроблению русского интернета, возникновению конфликтных ситуаций между пользователями и органами власти.

Компании несут убытки, пытаются соответствовать новым требованиям законодательства, закупать оборудование за свой счет и перекладывать расходы на конечных пользователей. Они вынуждены менять взаимодействие своих сервисов с пользователями, чтобы государство могло выступать посредником в этих отношениях и иметь повышенный контроль за обеими сторонами. Такие решения снижают инвестиционный климат нашей страны, а высокое давление на российский и зарубежный бизнес заставляет их задумываться о необходимости своего присутствия в российском интернет пространстве.

Данная проблема интересна тем, что решения по ней всем известны и имеются в достаточном количестве. Государство, при принятии решений по регулированию интернет пространства в России, должно полагаться не на собственное мнение, не отвечающее компетенции в данной области, а прислушиваться к экспертам и мнению общественности. Множество предложение по улучшению информационного климата поступают и по сей день, но все они игнорируются.

Литература:

  1. Кто мы // ОЗИ. Общество защиты интернета. URL: https://ozi-ru.org/ob-obshhestve/kto-my/ (дата обращения: 30.05.2019)
  2. Общество Защиты Интернета стало членом ICANN // Tjournal. URL: https://tjournal.ru/internet/91341-obshchestvo-zashchity-interneta-stalo-chlenom-icann (дата обращения: 30.05.2019)
  3. Законопроект № 588894–5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации) // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=588894–5&02 (дата обращения: 31.05.2019)
  4. Прямая линия с Владимиром Путиным // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57692 (дата обращения: 31.05.2019)
  5. Принят закон Президента о частичной декриминализации статьи 282 УК РФ // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/29223/ (дата обращения: 31.05.2019)
  6. «Инвестиция в будущее»: законопроект о «суверенном рунете» одобрили за 20 минут // The Bell. URL: https://thebell.io/zakonoproekt-o-suverennom-internete-prinyali-vo-vtorom-chtenii/ (дата обращения: 31/05/2019)
  7. «Централизованное управление», быстрые блокировки и всесильный Роскомнадзор: главное о «суверенном интернете» // The Bell. URL: https://thebell.io/tsentralizovannoe-upravlenie-bystrye-blokirovki-i-vsesilnyj-roskomnadzor-glavnoe-o-suverennom-runete/ (дата обращения: 31.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, владимир, Государственная Дума, ICANN, Россия, Уголовный кодекс, интернет, суверенный интернет, политический процесс, собственное мнение.


Похожие статьи

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Развитие законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в России

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности

Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма

Похожие статьи

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Развитие законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в России

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности

Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма

Задать вопрос