Управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.06.2019

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Шепунова, Э. А. Управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации / Э. А. Шепунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60892/ (дата обращения: 15.11.2024).



Встатье представлен авторский подход к пониманию проблемы и пути развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены и изложены некоторые важные проблемы развития инклюзивного образования в общеобразовательной организации, сформулированы задачи по пути решения проблем развития, предложены варианты по развитию инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образования, дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации.

Актуальность темы обусловлена потребностью общества в педагогической помощи детей с разными отклонениями в развитии и здоровье. Многие дети проходят обучение за пределами школы, т. е. находятся на домашнем, либо дистанционном обучении, иначе говоря, лишены возможности полноценного контакта с другими, здоровыми детьми. Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает [1]. Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получают там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование. Согласно требованиям стандарта необходимо: создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ [2].

На сегодняшний день даже с позиции внешнего наблюдатели можно заметить проблему в развитии детей уже с дошкольного возраста. Зачастую в детский сад поступают дети с такими проблемами, как отклонение в развитие речи, гипперактивность, а также с различными отклонениями в здоровье. Таким детям уже необходима квалифицированная помощь не только дефектолога и логопеда, но и психолога, а в некоторых случаях и медицинского работника. Воспитатели сталкиваются с такими проблемами, как недостаточная квалификация и повышенная конфликтность со стороны родителей здоровых детей, не требующих особого внимания. Но самое значимое — это то, что инклюзивное образование в нашей стране в первую очередь сталкивается с проблемами межличностного характера, такими как: неготовность общества признать детей с ОВЗ полноценными членами общества; нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком; отказ родителей признать необходимость помощи своему ребенку, а то и вовсе отказ от ребенка с ОВЗ и его определение в специализированные школы-интернаты, тем самым уменьшая шансы на будущее. Кроме того же существует ряд проблем осуществления инклюзивного образования с позиции государственной поддержки — это отсутствие специально оборудованных школ; нехватка обученного педагогического состава и т. д.

Получается, что необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы теоретического, методологического, нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и финансово-экономического обеспечения тех организаций, которые готовы принять ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в свою образовательную среду. Возникшие противоречия в процессе развития инклюзивного образования определяют проблему развития инклюзивного образования в общеобразовательной организации: существующая система управления образования в в условиях ФГОС не удовлетворяет потребностям времени и ситуации в целом [1].

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. На основе изучения теоретических вопросов и практических данных на примере одной из общеобразовательных организаций определить реально существующую ситуацию и возможности реализации инклюзивного образования.
  2. Ознакомиться с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в конкретной общеобразовательной организации.
  3. Определить социальную и образовательную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  4. Провести анализ управления инклюзивным образованием, выделив его из общей системы управления общеобразовательной организацией.
  5. Провести анализ существующей системы образовательного процесса для успешного управления развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации.

Для решения поставленных задач необходимо понимание ситуации, как с внешней точки зрения, так и с внутренней реально существующей; ориентироваться на нормативно-правовую базу, регламентирующую образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение уровня подготовки педагогических работников в условиях инклюзии и, конечно же рассчитывать на государственную поддержку в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации [3].

Литература:

  1. Малофеев Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушина, Е. Л. Гончарова// Дефектология.-2010.-№ 1.
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: текст с изм. и доп.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, общеобразовательная организация, ограниченная возможность здоровья, ребенок, государственная поддержка, образовательная деятельность, проблема, проблема развития, Российская Федерация.


Ключевые слова

инклюзия, инклюзивное образования, дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации

Похожие статьи

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане

В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи,...

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Инклюзивное образование в России

В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательн...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования

Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...

Похожие статьи

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане

В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи,...

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Инклюзивное образование в России

В статье рассматривается инклюзивное образование в России как переход всей системы обучения на высшую ступень развития. Разработаны мероприятия для решения проблем доступности профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательн...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования

Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...

Задать вопрос