Встатье представлен авторский подход к пониманию проблемы и пути развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях. Рассмотрены и изложены некоторые важные проблемы развития инклюзивного образования в общеобразовательной организации, сформулированы задачи по пути решения проблем развития, предложены варианты по развитию инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образования, дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), управление развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации.
Актуальность темы обусловлена потребностью общества в педагогической помощи детей с разными отклонениями в развитии и здоровье. Многие дети проходят обучение за пределами школы, т. е. находятся на домашнем, либо дистанционном обучении, иначе говоря, лишены возможности полноценного контакта с другими, здоровыми детьми. Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает [1]. Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получают там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование. Согласно требованиям стандарта необходимо: создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ [2].
На сегодняшний день даже с позиции внешнего наблюдатели можно заметить проблему в развитии детей уже с дошкольного возраста. Зачастую в детский сад поступают дети с такими проблемами, как отклонение в развитие речи, гипперактивность, а также с различными отклонениями в здоровье. Таким детям уже необходима квалифицированная помощь не только дефектолога и логопеда, но и психолога, а в некоторых случаях и медицинского работника. Воспитатели сталкиваются с такими проблемами, как недостаточная квалификация и повышенная конфликтность со стороны родителей здоровых детей, не требующих особого внимания. Но самое значимое — это то, что инклюзивное образование в нашей стране в первую очередь сталкивается с проблемами межличностного характера, такими как: неготовность общества признать детей с ОВЗ полноценными членами общества; нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком; отказ родителей признать необходимость помощи своему ребенку, а то и вовсе отказ от ребенка с ОВЗ и его определение в специализированные школы-интернаты, тем самым уменьшая шансы на будущее. Кроме того же существует ряд проблем осуществления инклюзивного образования с позиции государственной поддержки — это отсутствие специально оборудованных школ; нехватка обученного педагогического состава и т. д.
Получается, что необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы теоретического, методологического, нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и финансово-экономического обеспечения тех организаций, которые готовы принять ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в свою образовательную среду. Возникшие противоречия в процессе развития инклюзивного образования определяют проблему развития инклюзивного образования в общеобразовательной организации: существующая система управления образования в в условиях ФГОС не удовлетворяет потребностям времени и ситуации в целом [1].
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
- На основе изучения теоретических вопросов и практических данных на примере одной из общеобразовательных организаций определить реально существующую ситуацию и возможности реализации инклюзивного образования.
- Ознакомиться с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в конкретной общеобразовательной организации.
- Определить социальную и образовательную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Провести анализ управления инклюзивным образованием, выделив его из общей системы управления общеобразовательной организацией.
- Провести анализ существующей системы образовательного процесса для успешного управления развитием инклюзивного образования в общеобразовательной организации.
Для решения поставленных задач необходимо понимание ситуации, как с внешней точки зрения, так и с внутренней реально существующей; ориентироваться на нормативно-правовую базу, регламентирующую образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение уровня подготовки педагогических работников в условиях инклюзии и, конечно же рассчитывать на государственную поддержку в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации [3].
Литература:
- Малофеев Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушина, Е. Л. Гончарова// Дефектология.-2010.-№ 1.
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: текст с изм. и доп.