В статье отмечена важность жилищно-коммунального хозяйства для эффективного социально-экономического развития страны. В связи с наличием системных проблем развития отрасли на современном этапе, приведен обзор направлений реформирования отрасли.
Ключевые слова жилищно-коммунальное хозяйство, управление, жилищно-коммунальные услуги.
Становление и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг в России — одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования. В течение многих лет жилищно-коммунальное хозяйство формировалось как сложная, многоотраслевая система в условиях централизованного управления, включающая более 30 различных видов деятельности. Россия — страна с высоким уровнем урбанизации (более 73 % населения проживает в городах и поселках городского типа [1]), жилищный фонд и коммунальная инфраструктура составляют весомую долю в национальном богатстве, однако, следует констатировать, что на сегодняшний день их состояние не соответствует запросам цифрового технологического и социально-экономического развития страны.
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги.
Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансовых ресурсов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров.
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами — один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным хозяйством, в соответствии с федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится в основном к компетенции поселений [2].
Важнейшим аспектом в управлении ЖКХ является принцип конкурентоспособности — наличие у предоставляющих услуги организаций преимуществ, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКХ.
На современном этапе развития с учетом потенциала отдельных подотраслей ЖКХ, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентных отношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, жилищное хозяйство и коммунальный комплекс следует рассматривать в качестве отдельных сфер, имеющих различные системы управления и принципы их реформирования.
В состав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетью эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммунальный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств).
Реформирование и технологическая модернизация ЖКХ, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.
Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах.
Реформирование ЖКХ направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей ЖКУ и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.
В основу системы муниципального управления ЖКХ могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению ЖКУ необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Органам местного самоуправления, как собственникам объектов ЖКХ, следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере ЖКХ. Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.
На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты ЖКХ. При этом право дальнейшего управления муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам заказчика.
Процесс производства и потребления большинства услуг ЖКХ совпадает в производственно-временных координатах. На рынке услуг ЖКХ равенство спроса и предложения по объему и структуре оказываемых услуг должно соблюдаться постоянно. При этом производству услуг ЖКХ должен предшествовать социальный заказ в индивидуальной, коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного признания и гарантом обмена труда.
Таким образом, ЖКХ является важнейшей сферой социальной структуры общества. ЖКХ города является самостоятельной сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
Основные проблемы функционирования отрасли сложились в результате многолетнего недофинансирования, неэффективной тарифной политики, предопределяющих дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов стало большой проблемой общегосударственного значения и привило к кризисному состоянию ЖКХ.
Литература:
1. Урбанизация в России [Электронный ресурс] URL https//ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A3 %D1 %80 %D0 %B1 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F_ %D0 %B2_ %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8.
- Иванов В. В., Коробова А. Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. — М. ИНФРА–М., 2017. — 384 c.