В статье описывается развитие гуманистических идей в соответствии с культурными и историческими особенностями развития общества на различных этапах. Также автором рассматривается, как менялось от эпохи к эпохе понимание соотношения индивидуализма и коллективизма в гуманизме.
Ключевые слова: гуманизм, индивидуализм, коллективизм, история гуманизма.
Гуманистические устремления человека, зародившиеся ещё на заре человеческой истории, получив в эпоху Возрождения оформление в виде стройного комплекса идей, на протяжении веков становились для многих философов объектом осмысления и интерпретации. Рассмотрение гуманизма как идейного течения в культуре человечества, развивавшегося под влиянием тех или иных нужд общества, на наш взгляд, является необходимым условием для дальнейшего формирования идей гуманизма в том числе и в работе с социально уязвимыми категориями детей и подростков. Во многом необходимость этого связана с тем, как свои коррективы в понимание гуманизма в настоящее время вносят проблемы — экономическая нестабильность, вспышки национализма, падение нравственности и повсеместная ломка традиционных ценностей и другие, с которыми на данном этапе сталкивается как общество в целом, так и каждая отдельно взятая личность.
Изучение трудов видных философов, социологов, историков, позволяют сделать вывод, что гуманистические порывы, стремления зародились ещё в доклассовом обществе в виде непосредственно практического, чувственно обыденного знания [3]. Высокие свойства и лучшие черты человека находились в зачаточном состоянии, а их возникновение было связанно с проявлением сотрудничества, взаимной помощи, добровольного участия в управлении общественными делами, глубокого уважения к старшим.
Впервые сознательно проблемы гуманизма были поставлены и осмыслены в античную эпоху. Выдвинутые философами того времени идеи оказали громадное влияние на все последующие исторические формы гуманизма, призванного гармонизировать отношения между людьми в целях сохранения его единства и целостности общества. Основополагающие идеи античного гуманизма выдвинул основоположник классической древнегреческой философии Сократ (469–399 г. до н. э.). В своей философии он поставил центральной проблемой проблему человека, постижению его природы и сущности, предназначения человека. По установившейся традиции он рассматривает человека как неотъемлемую часть космоса, в силу чего сам человек является «микрокосмосом». В то же время, наличие разума и души являются родовыми признаками и свойствами человека и от их содержания зависит подлинность человека. При этом содержание разума и души формируется самим человеком.
Развитие идей о целенаправленном формировании внутреннего содержания человека происходило и в римском обществе. Понятие «гуманизм» было введено в оборот древнеримским оратором, философом и политиком Цицероном (106–43 гг. до н. э.), который понимал под ним формирование посредством воспитания (через образование построенное по греческому образцу) у человека добродетелей, опирающихся на разум, так как только разум может противостоять предрассудкам, стремиться к морали, свободе и справедливости, любви, дружбе, честности и т. д. Такое воспитание предназначалось для регулирования отношений между людьми с целью достижения единства римского общества. Таким образом, уже в идеях Цицерона прослеживается сущностный аспект гуманизма — он не является природным явлением, человек не рождается гуманным, человечным, а становится таковым в процессе воспитания.
В дальнейшем влияние на развитие идей гуманизма в средневековый период истории оказал христианский гуманизм, при котором основная миссия человека, его предназначение — служить Богу, борясь со своей греховной природой через аскетизм и развитие христианских качеств: любви к ближнему, состраданию, всепрощению и непротивлению злу и других.
С зарождением нового типа социально-экономических отношений, ростом интереса к естественно-научным знаниям, усилением интереса к Античности как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствовавших развитию познавательных и творческих возможностей человека в эпоху Ренессанса происходит формирование так называемого светского гуманизма. Прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции были приведены в стройную систему мировоззренческих взглядов, в которых центром мира провозглашался человек: «…человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» [4]. Человек в эпоху Возрождения рассматривается как целостное, гармоничное, творческое и свободное существо, которого должны более волновать мирские, повседневные проблемы, а не церковные догматы. В эпоху Возрождения формируется принцип, по ныне являющийся основополагающим для различных форм гуманизма: каждый человек является абсолютной и никем не заменимой ценностью, он ценность сама по себе, он сам определяет свой образ и свою судьбу. Построение своей судьбы, как определённого жизненного сценария, тесно связано с принятием принципов добра и блага, морали и нравственности, причём уже не как требования Бога, а как требования, «золотые правила» самой жизни. Они рассматриваются как инструмент совершенствования и самосовершенствования человека посредством просвещения, воспитания и самовоспитания, которые опираются больше на человеческий разум, чем на религиозную веру [5].
Таким образом, в эпоху Возрождения гуманизм направлен на провозглашение важности раскрытия человеческой индивидуальности, выражающейся в стремлении выделиться, обособиться от остальных, развить в себе природные и социальные задатки. И в этом развитии идей индивидуализма прослеживается диалектическое противоречие гуманизма. Как пишет Д. А. Леонтьев: «Личность проходит процесс социализации, взаимодействия с культурой не для того, чтобы сформироваться под влиянием социальных матриц, а для того, чтобы опосредовать свое индивидуальное развитие теми содержаниями, которые заимствуются из культуры» [1]. Из этих слов следует, что несмотря на непреходящую ценность развития индивидуальности личности, его природных задатков, оно невозможно без вхождения в общество, без развития взаимосвязей и взаимодействий в коллективе.
Пристальное внимание соотношению индивидуализма и коллективизма уделялось деятелями эпохи Просвещения. Веря в неограниченные возможности человеческого разума — познавательные, творческие, преобразующие, регулятивные, они, в то же время, делали вывод, что достижение сугубо личного интереса и личностного развития невозможно без принятия индивидом обязанностей перед обществом. Противовесом индивидуальной воле просветители считали общую волю, понимаемую ими как сумму индивидуальных воль, опирающуюся на мораль и просвещённый разум. Только случае наличия неотчуждаемых основополагающих прав и свобод данных всем людям от природы, люди могут на деле оставаться суверенными и свободными субъектами своей собственной жизни. Таким образом, провозглашалось, что достижение индивидуального блага невозможно без взаимодействия с обществом. Это есть суть общественной морали, которая формирует гражданского общество, основанное на принципах гуманизма.
Со временем альтернативой гуманизму эпохи Просвещения, основанным на идеях «разумного эгоизма» и «Общественного договора», стала диалектико-материалистическая концепция гуманизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Провозглашалось, что «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» [2]. При этом устанавливался социально справедливый принцип распределения социально-материальных благ: от каждого по способностям и каждому по труду. Человек трудящийся должен ощущать своё единство и с коллективом, на помощь которого он всегда может рассчитывать, и единство с обществом в целом. Цель развития внутреннего мира человека в данном случае превращение его в социально-ответственную личность.
Рассмотренные в статье этапы развития гуманизма как идейного течения в культуре человечества, наглядно демонстрируют важность данных идей в качестве подлинно человеческого способа регулирования отношений между людьми. Гуманизм, ориентированный не только на развитие индивидуального, частного содержания личности, но и на практику установления диалога между личностями, социальными общностями, культурами, способен породить плодотворную среду и дать ростки для реализации присущей каждому человеку гуманности, человечности. Особенную роль это играет при разработке основных принципов и направлений работы с социально уязвимыми категориями детей и подростков, в частности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые в силу непреодолимых обстоятельств лишены возможности в знакомиться с принципами гуманизма в естественной среде развития — в семье. Социальный заказ общества, государственная политика в образовании Российской Федерации указывают на необходимость и своевременность гуманизации традиционной практики взаимодействия с детьми. Гуманизация воспитания личности связана с процессом её социализации, который представлялся как отсутствие подавления активности личности, недопустимость навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида, внимание к потребностям и желаниям ребёнка при определении формы его жизнеустройства.
Литература:
- Леонтьев, Д. А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006. — C. 134–147.
- Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1968. — Т. 46. — Ч. I. — С. 75.
- Нигматов, З. Г. Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений/ З. Г. Нигматов // Вестник ТГГПУ, 2003. — № 1. — С.58–71.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П. С. Гуревич. — М.: Республика, 1995. — С. 220.
- Чистов, Г. А. Гуманизм как основополагающий принцип бытия человека. Исторические формы / Г. А. Чистов. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. — 35 с.