В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают.
К работе с семьёй, имеющей «особенных детей», следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребёнка к жизни, вырабатывать у него умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития, необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, понимают педагогические мероприятия, обеспечивающие полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье [4]. Совершенно ясно, что процесс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Целью социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями.
Основные задачи работы с семьёй в школе:
- изучение личности ребёнка и его родителей, системы их отношений;
- анализ мотивационной сферы ребёнка и членов его семьи;
- формирование навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- формирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов детей;
- формирование адекватных родительских установок на социально-психологические проблемы ребёнка;
- развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Семьям, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, необходима психологическая помощь.
Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя следующие этапы:
1 этап — создание банка данных детей с ОВЗ для разработки и реализации специальных индивидуальных программ социальной реабилитации сопровождения ребёнка и его семьи, которая включает в себя:
– изучение семей с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей — определение модели воспитания (составление социально-психологической карты семьи);
– знакомство с бытовыми условиями;
– составление программ совместных действий всеми службами школы;
– диагностика детско-родительских отношений.
2 этап — установление контакта со всеми участниками сопровождения ребёнка.
3 этап — психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонения психологического развития.
4 этап — реализация индивидуальных программ и групповых занятий — оказание необходимой помощи родителям, проведение консультаций, бесед, просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, проведение психологических занятий, включающие в себя комплексы упражнений на развитие высших психических процессов.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми предполагает использование разных форм.
В форме развития познавательной деятельности: дни открытых дверей, творческие отчёты по предметам, предметные недели, праздники творчества, турниры знатоков, олимпиады, выпуск предметных газет, конкурсы «Семья — эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения».
В форме трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство школы, школьного двора, ярмарка семейных поделок, выставка «Мир наших увлечений» и др.
В форме досуга: совместные праздники, подготовка концертов спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали, конкурсы хозяек и др.
5 этап — анализ эффективности процесса и результатов сопровождения [1]. Эффективные формы и методы работы с детьми с особыми образовательными потребностями:
– сказкотерапия;
– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;
– игротерапия — в процессе игры формируется активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества;
– сюжетно-ролевые игры, которые способствуют коррекции самооценки ребёнка формированию у него позитивных отношений со взрослыми и сверстниками;
– релаксация — в зависимости от состояния ребёнка используется спокойная музыка, звуки природы, наблюдение за животными и т. д.;
– психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;
– арт-терапия — это форма работы, основанная на изобразительном искусстве [5].
При этом необходимо соблюдать принципы и правила работы с детьми:
- индивидуальный подход к каждому ученику и семье;
- предотвращение наступления утомления обучающихся, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, использование средств наглядности, ИКТ);
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся;
- поощрять за малейшие успехи, оказывать своевременную и помощь каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности [2].
Процесс реализация психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов сопровождающих ребёнка.
Работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование родителей о психологических особенностях ребёнка. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствующих расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонение в развитии, о типичных возрастных закономерностях и развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формируются родительские группы. Подбор семей проводится с учётом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приёмы и групповые дискуссии;
- обучение эффективным способам общения с ребёнком осуществляется путём проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных занятий с детьми. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмысливанию личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые эмоциональные реакции.
Практические советы для работы с родителями:
- Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию (основная задача — совместная деятельность).
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
- Учитывайте личные интересы родителей.
- Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
- Беседа с родителями будет успешна если:
– удалось избежать противостояния и конфронтации;
– удачно сформулировали проблему воспитания;
– обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы [3].
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2008.
- Беляева М. А., Кузнецова И. Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка — инвалида: Учебное пособие. — Екатеринбург: АМБ, 2011
- Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй. — М.: Педагогическое сообщество России, 2005
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2011.
- Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. — М.: Педагогика –Пресс, 2009.