В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день — вопрос воспитания молодого поколения. Рассматриваются теории, методы, принципы и задачи воспитания.
The article discusses one of the most pressing issues today — the issue of educating the younger generation. Theories, methods, principles and objectives of education are considered.
Воспитание — это процесс формирования личности, объединяющий в себе обучение и воспитание как в образовательном учреждении, так и в семье.
Вот уже на протяжении многих десятилетий, многих поколений тема воспитания остается одной из самых актуальных.
Сколько поколений родителей, воспитателей и педагогов пытаются выбрать ту саму, идеальную модель для развития личности. Однако, как мы все знаем, сколько людей, столько и мнений.
В поисках лучшей модели воспитания появились сразу несколько направлений в области педагогики, образовался специальный раздел — «Теория воспитания», в область изучения которого попали все классические и современные принципы, в которых воспитание рассматривается с различных позиций.
Воспитание ощущает на себе влияние среды и социального окружения подростка. Психологическая суть воспитательского процесса представляет из себя перевод ребенка из одного состояния в другое. Итогом воспитания является перевод внешнего опыта, знаний, общепризнанных правил и законов в индивидуальные убеждения, взгляды и поведение. Воспитание формирует в том числе эмоциональную структуру личности.
Понятие образования — это система взглядов отдельного учителя или группы учителей на образовательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и методы организации, критерии и показатели его эффективности.
Современная теория предполагает, что образование — это не прямое влияние, а скорее социальное взаимодействие между учителем и учеником. Результат работы учителя выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.
Основные категории, характеризующие российскую концепцию образования: взаимодействие, образовательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
В прогрессивной педагогике образование содержит большое количество задач: составление целостной и со всех сторон развитой личности; привитие социально-приспособленных, культурных, общественно-адекватных общепризнанных норм поведения и жизнедеятельности; привитие моральных и эстетических свойств человеку; становление воли, целеустремленности и психологической стойкости личности; присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества; образование патриотической личности в согласовании с необходимостями государства; эволюция собственных возможностей, предрасположенностей и необходимостей человека в всевозможных областях; создание вероятностей для реализации различных обликов познавательной работы для расширения миропонимания, подъема значения образованности и культурного опыта; становление возможности приспосабливаться к переменам в общественной, политической и культурной жизни общества.
Одной из важнейших задач воспитания является выявление склонностей и дарований, становление в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Воспитание — это, помимо того, что долговременный, но еще и непрерывный, постоянный процесс, проходящий на протяжении всей жизни человека, который на более поздних этапах уже должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в том, что результата может не быть видно сразу, надо внимательно оценивать разницу между тем, каким человек был, и каким он становится. Многое зависит от факторов, влияющих на личность образования и его внутренние ресурсы. Задачи, стоящие перед образованием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении основных вопросов образования. Содержание образования формируется из системы знаний и умений, убеждений и личностных качеств, поведенческого компонента, идеологических взглядов человека. Они являются целью образовательного процесса. Образовательный процесс является многогранным и многоуровневым, он охватывает различные аспекты жизни и, в зависимости от направленности, имеет свое специфическое содержание и особенности.
Виды иклассификация воспитания, цели воспитания
Задачи умственного воспитания:
− Овладение определенным объемом научных знаний
− формирование научного мировоззрения;
− Развитие умственных сил, способностей и талантов;
− развитие познавательных интересов и формирование познавательной деятельности;
− развитие необходимости каждый день пополнять собственные познания, увеличивать степень подготовки.
Физическое воспитание
Физическое воспитание является неотъемлемой частью практически всех образовательных систем. Физическое воспитание способствует развитию у молодежи качеств, необходимых для успешной интеллектуальной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
− Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
− Повышение умственных и физических способностей;
− воспитание нравственных качеств (смелость, настойчивость, самоотдача, дисциплина, ответственность,
− Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
− Развитие стремления быть здоровым, энергичным, приносить радость себе и находящимся рядом.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание охватывает те аспекты образовательного процесса, где формируются трудовые действия, формируются производственные отношения, изучаются инструменты и методы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности
Ποлитехническое воспитание
Ποлитехническое образование нацелено на ознакомление с основными принципами всех отраслей, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Основными задачами политехнического образования являются формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности и зарождения предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплину, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание — формирует моральные ценности, суждения, чувства и убеждения, навыки и поведенческие привычки, соответствующие нормам общества. Моральное воспитание молодого поколения основано как на общечеловеческих ценностях, нетленных моральных нормах, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, так и на новых принципах и нормах, появившихся на современном этапе развития. общества.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (эмоциональное) восстание является основной составляющей цели образования и образовательной системы, которая обобщает развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов учащихся. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы: приобретение теоретических знаний и формирование практических навыков. Первая группа задач решает вопросы ознакомления с эстетическими ценностями, а вторая — активное включение в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
− формирование эстетического знания и идеала
− развитие эстетической культуры;
− Формирование эстетического отношения к реальности;
− Знакомство человека с красотой в жизни, на природе, в работе;
− формирование желания быть прекрасным во всем: в мыслях делах, внешности.
Итак, воспитание — сложный, многофакторный процесс. Описывая это, А. С. Макаренко писал: «Воспитание — это общественный процесс в широком смысле. Он воспитывает все: людей, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — людей. Из них на первом месте учителя».
Литература:
- Анин, Б. Родители за круглым столом / Б. Анин. — М.: Советская Россия, 2013. — 142 c.
- Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — М.: Парадигма, 2014. — 668 c.
- Башкирова, Г. Б. Время выбора / Г. Б. Башкирова. — М.: Знание, 2014. — 853 c.
- Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. — М.: Академия, 2014. — 400 c.
- Валерий, Волынкин Педагогика в тестах / Волынкин Валерий. — М.: Феникс, 2013. — 369 c.
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 882 c.
- Далингер, В. А. Методика обучения началам математического анализа. Учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Далингер. — М.: Юрайт, 2016. — 162 c.
- Ермолин, Анатолий Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени / Анатолий Ермолин. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 262 c.
- Ильин, Г. Л. Инновации в образовании. Учебное пособие / Г. Л. Ильин. — М.: Прометей, 2015. — c.
- Исаева, И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков / И. Ю. Исаева. — М.: Флинта, 2016. — 160 c.
- 11.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
- Азаров Ю. П. О мастерстве воспитателя. — М.: Знание, 1974. — 64 с.