Воспитание: сущность, концепции и принципы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 1270 раз

Библиографическое описание:

Мурадян, А. А. Воспитание: сущность, концепции и принципы / А. А. Мурадян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60942/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день — вопрос воспитания молодого поколения. Рассматриваются теории, методы, принципы и задачи воспитания.

The article discusses one of the most pressing issues today — the issue of educating the younger generation. Theories, methods, principles and objectives of education are considered.

Воспитание — это процесс формирования личности, объединяющий в себе обучение и воспитание как в образовательном учреждении, так и в семье.

Вот уже на протяжении многих десятилетий, многих поколений тема воспитания остается одной из самых актуальных.

Сколько поколений родителей, воспитателей и педагогов пытаются выбрать ту саму, идеальную модель для развития личности. Однако, как мы все знаем, сколько людей, столько и мнений.

В поисках лучшей модели воспитания появились сразу несколько направлений в области педагогики, образовался специальный раздел — «Теория воспитания», в область изучения которого попали все классические и современные принципы, в которых воспитание рассматривается с различных позиций.

Воспитание ощущает на себе влияние среды и социального окружения подростка. Психологическая суть воспитательского процесса представляет из себя перевод ребенка из одного состояния в другое. Итогом воспитания является перевод внешнего опыта, знаний, общепризнанных правил и законов в индивидуальные убеждения, взгляды и поведение. Воспитание формирует в том числе эмоциональную структуру личности.

Понятие образования — это система взглядов отдельного учителя или группы учителей на образовательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и методы организации, критерии и показатели его эффективности.

Современная теория предполагает, что образование — это не прямое влияние, а скорее социальное взаимодействие между учителем и учеником. Результат работы учителя выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

Основные категории, характеризующие российскую концепцию образования: взаимодействие, образовательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

В прогрессивной педагогике образование содержит большое количество задач: составление целостной и со всех сторон развитой личности; привитие социально-приспособленных, культурных, общественно-адекватных общепризнанных норм поведения и жизнедеятельности; привитие моральных и эстетических свойств человеку; становление воли, целеустремленности и психологической стойкости личности; присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества; образование патриотической личности в согласовании с необходимостями государства; эволюция собственных возможностей, предрасположенностей и необходимостей человека в всевозможных областях; создание вероятностей для реализации различных обликов познавательной работы для расширения миропонимания, подъема значения образованности и культурного опыта; становление возможности приспосабливаться к переменам в общественной, политической и культурной жизни общества.

Одной из важнейших задач воспитания является выявление склонностей и дарований, становление в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Воспитание — это, помимо того, что долговременный, но еще и непрерывный, постоянный процесс, проходящий на протяжении всей жизни человека, который на более поздних этапах уже должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в том, что результата может не быть видно сразу, надо внимательно оценивать разницу между тем, каким человек был, и каким он становится. Многое зависит от факторов, влияющих на личность образования и его внутренние ресурсы. Задачи, стоящие перед образованием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении основных вопросов образования. Содержание образования формируется из системы знаний и умений, убеждений и личностных качеств, поведенческого компонента, идеологических взглядов человека. Они являются целью образовательного процесса. Образовательный процесс является многогранным и многоуровневым, он охватывает различные аспекты жизни и, в зависимости от направленности, имеет свое специфическое содержание и особенности.

Виды иклассификация воспитания, цели воспитания

Задачи умственного воспитания:

− Овладение определенным объемом научных знаний

− формирование научного мировоззрения;

− Развитие умственных сил, способностей и талантов;

− развитие познавательных интересов и формирование познавательной деятельности;

− развитие необходимости каждый день пополнять собственные познания, увеличивать степень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание является неотъемлемой частью практически всех образовательных систем. Физическое воспитание способствует развитию у молодежи качеств, необходимых для успешной интеллектуальной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

− Укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

− Повышение умственных и физических способностей;

− воспитание нравственных качеств (смелость, настойчивость, самоотдача, дисциплина, ответственность,

− Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

− Развитие стремления быть здоровым, энергичным, приносить радость себе и находящимся рядом.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты образовательного процесса, где формируются трудовые действия, формируются производственные отношения, изучаются инструменты и методы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности

Ποлитехническое воспитание

Ποлитехническое образование нацелено на ознакомление с основными принципами всех отраслей, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Основными задачами политехнического образования являются формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности и зарождения предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплину, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует моральные ценности, суждения, чувства и убеждения, навыки и поведенческие привычки, соответствующие нормам общества. Моральное воспитание молодого поколения основано как на общечеловеческих ценностях, нетленных моральных нормах, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, так и на новых принципах и нормах, появившихся на современном этапе развития. общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание является основной составляющей цели образования и образовательной системы, которая обобщает развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов учащихся. Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы: приобретение теоретических знаний и формирование практических навыков. Первая группа задач решает вопросы ознакомления с эстетическими ценностями, а вторая — активное включение в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

− формирование эстетического знания и идеала

− развитие эстетической культуры;

− Формирование эстетического отношения к реальности;

− Знакомство человека с красотой в жизни, на природе, в работе;

− формирование желания быть прекрасным во всем: в мыслях делах, внешности.

Итак, воспитание — сложный, многофакторный процесс. Описывая это, А. С. Макаренко писал: «Воспитание — это общественный процесс в широком смысле. Он воспитывает все: людей, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — людей. Из них на первом месте учителя».

Литература:

  1. Анин, Б. Родители за круглым столом / Б. Анин. — М.: Советская Россия, 2013. — 142 c.
  2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — М.: Парадигма, 2014. — 668 c.
  3. Башкирова, Г. Б. Время выбора / Г. Б. Башкирова. — М.: Знание, 2014. — 853 c.
  4. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. — М.: Академия, 2014. — 400 c.
  5. Валерий, Волынкин Педагогика в тестах / Волынкин Валерий. — М.: Феникс, 2013. — 369 c.
  6. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 882 c.
  7. Далингер, В. А. Методика обучения началам математического анализа. Учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Далингер. — М.: Юрайт, 2016. — 162 c.
  8. Ермолин, Анатолий Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени / Анатолий Ермолин. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 262 c.
  9. Ильин, Г. Л. Инновации в образовании. Учебное пособие / Г. Л. Ильин. — М.: Прометей, 2015. — c.
  10. Исаева, И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков / И. Ю. Исаева. — М.: Флинта, 2016. — 160 c.
  11. 11.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  12. Азаров Ю. П. О мастерстве воспитателя. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Воспитание, образовательный процесс, физическое воспитание, эстетическое воспитание, задача, задача воспитания, молодое поколение, нравственное воспитание, трудовое воспитание, Формирование.


Похожие статьи

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия

Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предпр...

Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции

В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.

Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации

В статье автор пытается определить основную проблематику реализации государственной молодёжной политики.

Похожие статьи

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Данная статья посвящена основным аспектам классного руководства, в ней рассматриваются цели и задачи, функции и формы классного руководства.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Теоретические основы формирования производственной стратегии предприятия

Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предпр...

Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции

В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.

Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации

В статье автор пытается определить основную проблематику реализации государственной молодёжной политики.

Задать вопрос