Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, алкогольная политика, экономические показатели, конкуренция, структура потребления, производство, оборот.
Российский рынок алкогольной продукции является одним из традиционных, экономически значимых для государства рынков. Данный сектор является лидером пищевой промышленности. В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом [2]. Однако, в 2018 г. несмотря на рост продаж, производство водки, пива, вина и шампанского в России сократилось.
В структуре производства общего объема спиртосодержащей продукции за период с января по октябрь 2018 г. значительную долю занимает сегмент пива, исключая отходы пивоварения (в т. ч. пивные напитки) — 655 817,00 тысяч дал, что равно 87 % от всего объема производства. Причем, по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. производство в этом сегменте упало на 5 п.п. Результаты 10 месяцев 2018 г. показали, что производство водки составило 63 147,80 тысяч дал (падение на 8 п. п.). Производство в сегментах вина игристого и вина столового в рассматриваемом периоде 2018 г. составило 8 789,60 и 25 672,00 тысяч дал (падение на 19 п. п. и 12 п. п. соответственно), что составило в общем 4 % от всего объема алкогольной продукции в рассматриваемых сегментах [1].
Перед государством в части регулирования производства и оборота алкогольной продукции стоят задачи сокращения теневого рынка алкоголя, защита нравственности и здорового образа жизни населения и снижение уровня потребления алкогольной продукции при сохранении экономической эффективности.
Одним из основных инструментов регулирования алкогольного рынка со стороны государства является ФЗ № 171 о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Согласно данному закону применяются методы в области использования оборудования для производства алкогольной продукции, маркировка и налогообложение, лицензирование, регулирование экспорта и импорта, контроль за производством и оборотом. Одним из мощнейших регуляторов в сфере контроля производства и оборота данной продукции является единая государственная автоматизированная информационная система, внедренная в 2007 г. Благодаря данной системе удалось сократить нелегальный рынок алкоголя, вывести неучтенную продукцию в легальный сектор. Ещё одним действенным методом является лицензирование, которое направлено на предотвращение возможного нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Как показывает статистика 2018 г., опубликованная Центром разработки национальной алкогольной политики в стране на 100 000 человек число умерших от случайных отравлений алкоголем равно 3,8, от отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями 1,1, что показывает снижение смертности на 18 % по сравнению с 2017 г. [3]. Государство не оставляет без внимания данную проблему и на сегодняшний день разработана концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. Цель данной концепции заключается в снижении объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни [4].
Также в настоящее время Министерство здравоохранения РФ подготовило законопроект о запрете покупки алкоголя до 21 года. Инициатива предполагает введение запрета на продажу алкоголя с содержанием этилового спирта более 16,5 % лицам, которые не достигли 21 года. Вступить в силу такой запрет должен уже с января 2020 г. [5].
Параллельно с законопроектом о повышении возрастного ограничения продажи алкоголя обсуждается законопроект о легализации интернет — торговли алкогольными напитками. С 1 января 2019 г. этот законопроект должен был вступить в силу, но вызвал разногласия в правительстве и поэтому не реализован в настоящее время [6].
Все вышеперечисленные регуляторы влияют на конкурентную ситуацию на рынке, обостряют борьбу между производителями алкогольной продукции. Конкуренция на алкогольном рынке является важным фактором, потому что она отражает эффективность функционирования рыночного механизма. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что на российском рынке присутствует жесткая конкуренция во всех сегментах рынка алкогольной продукции. В сегменте «водка» по данным 2018 г. лидерами по доле рынка являются три компании: Татспиртпром, Beluga group, Roust. Суммарная доля этих трёх компаний равна 32 % [9]. В сегменте «пиво» в этот же период лидерами являются компании Балтика, AB InBev Efes, ХЕЙНЕКЕН. В совокупности эти компании занимают 61,52 % доли рынка. Эти же компании являются лидерами в производстве пивных напитков [9].
Лидерами в сегменте «вино» (в том числе шампанское) являются компании Кубань Вино, Контарини Вини э Спуманти СРЛ, ООО «Мистраль алко», они занимают 13,70 % в доле алкогольного рынка. Состав участников алкогольного рынка в сегментах: водка, пиво, пивные напитки, вино(в том числе шампанское) представлен в табл. 1 [9]. Из таблицы следует, что рынок конкурентен — ни одна из компаний не занимает доминирующих позиций.
Таблица 1
Водка |
доля рынка% |
Пиво |
доля рынка% |
Татспиртпром |
11,65 % |
Балтика |
28,56 % |
Beluga group |
10,33 % |
AB InBev Efes |
21,64 % |
Roust |
10,01 % |
ХЕЙНЕКЕН |
11,32 % |
Алкогольная Сибирская группа |
7,50 % |
МПК |
5,32 % |
Global spirits |
6,49 % |
Трехсосенский |
4,96 % |
Башспирт |
4,73 % |
Очаково |
2,53 % |
Semerka Limited |
3,70 % |
Томское |
2,24 % |
Удмуртспиртпром |
3,52 % |
Барнаульский ПЗ |
1,27 % |
МордовАлкопром |
3,41 % |
Хмелефф |
1,11 % |
ИнвестПартнер |
2,78 % |
Афанасий |
1,10 % |
Кристалл-Лефортово |
2,66 % |
Тагильское |
1,02 % |
Альфа Люкс |
2,58 % |
Бочкаревский |
0,99 % |
Сибирский Деловой Союз |
2,33 % |
Остальные (доля менее 1 %) |
17,94 % |
ОПВЗ |
2,20 % |
||
Остальные (доля менее 2 %) |
24,99 % |
||
Пивные напитки |
доля рынка% |
Вино (в том числе игристое) |
доля рынка% |
AB InBev Efes (прежнее САН ИНБЕВ) |
53,73 % |
Кубань вино |
6,45 % |
ХЕЙНЕКЕН |
21,13 % |
Контарини Вини э Спуманти СРЛ |
3,84 % |
Балтика |
12,72 % |
ООО «Мистраль алко» |
3,41 % |
Остальные (доля менее 3 %) |
12,43 % |
Абрау-Дюрсо |
3,20 % |
ОАО «АПФ «Фанагория» |
2,97 % |
||
ООО «Минераловодский завод виноградных вин» |
2,88 % |
||
ООО «Лудинг Трейд» |
2,84 % |
||
ООО «ВИЛАШ-КШВ» |
2,44 % |
||
ОАО «Дербентский завод игристых вин» |
2,35 % |
||
ООО Винодельня «Юбилейная» |
2,15 % |
||
ООО «С-Импортс» |
2,00 % |
||
Остальные (доля менее 2 %) |
65,45 % |
Важным фактором при анализе рынка алкогольной продукции является потребитель. Согласно закону о защите прав потребителей, потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [7]. Потребление алкогольной продукции в расчете на душу населения в России за последние десять лет значительно сократилось и в 2018 г. составило 14,3 л на человека [8].
В 2016 г. компанией Mix Research было проведено исследование о потребительских предпочтениях алкоголя. Методом телефонного опроса была собрана информация у 796 респондентов из разных городов страны, которые потребляли алкогольные напитки в течение последнего года. Исследование показало, что более активными потребителями являются люди от 35 до 44 лет. При разделении на сегменты самым популярным напитком является шампанское и вино. Доля потребителей данных напитков среди женщин вдвое больше, чем среди мужчин. Далее по популярности в рейтинге алкогольных напитков находится пиво. Преимущественно среди потребителей этого напитка являются мужчины. Четвертое место в рейтинге занимают водка, она является традиционно мужским напитком [10].
В ходе исследования выяснилось, что чуть более половины любителей вина выпивают до 0,5 литров этого напитка в месяц, треть — от 0,6 до 1 литра, остальные — больше. Около 60 % потребителей второго по популярности напитка — пива выпивают до 2х литров в месяц, ещё около 1/5 — от 2х до 5 литров. До полулитра водки в месяц выпивают 60 % её потребителей. Ещё четверть — до 2х литров [10].
Также респондентам был задан вопрос о затратах на покупку одной бутылки потребляемого напитка. Разброс цен, за которые потребители приобретают бутылку вина, достаточно широк, в среднем затраты на одну бутылку составляют 439 руб. На пиво опрошенные респонденты тратят около 92 руб., на водку в среднем 407 руб. [10].
После того как было проведено исследование, были сделаны выводы о том, что в общем среди населения сократилось употребление таких напитков как водка, пиво. Доля потребителей, употребляющих вино, увеличилась [10].
Причинами такой тенденции являются снижение реальных доходов, сокращение трудоспособности населения, а также стремление населения к здоровому образу жизни.
Несмотря на сокращение употребления алкогольных напитков в определенных сегментах эксперты дают прогноз на рост рынка алкогольной продукции в 2019 г. от 1 % до 9 % [11]. Повлиять на данные показатели может ужесточение регулирования производства оборота продукции, реализация новых законопроектов, изменения стандартов качества алкоголя, так как они становятся неактуальны, а также популяризация здорового образа жизни.
Проанализировав многие составляющие ситуации на алкогольном рынке в России, можно сделать вывод о том, что рынок направлен на снижение потребления алкогольной продукции. Предпринимаются действия для такой тенденции как со стороны государства, так и со стороны потребителя. При этом такое направление не должно сказываться на экономических показателях компаний — производителей алкогольной продукции. Данная тенденция наоборот должна стимулировать производителей к выпуску более качественной продукции для того, чтобы быть конкурентоспособным на алкогольном рынке.
На основании проведенного анализа можно предложить следующее:
− Продолжить пропаганду здорового образа жизни среди всех возрастов населения;
− Пересмотреть стандарты качества выпускаемой алкогольной продукции;
− Стимулировать конкуренцию между производителями алкогольной продукции.
Литература:
1. Аналитический центр при правительстве РФ. Отраслевые обзоры. Рынок алкоголя и табачной продукции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ac.gov.ru/publications/13658/ (дата обращения 01.04.2019)
2. Дубравицкая О. Продажи алкоголя в России выросли почти на 5 % // РБК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.rbc.ru/business/12/02/2019/5c6186d79a794784e3320cb7 (дата обращения 28.02.2019)
3. Сведения о числе умерших от случайных отравлений алкоголем на 100000 населения за январь-декабрь 2018 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.alcomarket.info/news/2019/02/163348.htm (дата обращения 14.05.2019)
4. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.fsrar.ru/policy_of_sobriety/koncepcia (дата обращения 14.03.2019)
5. Трунина А., Старостина Ю. Минздрав подготовил законопроект о запрете покупки алкоголя до 21 года // РБК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.rbc.ru/society/15/02/2019/5c66742a9a79478a8a478bfd (дата обращения 01.04.2019)
6. Трунин И. Законопроект об онлайн-торговле алкоголем вызвал разногласия в правительстве // Тасс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://tass.ru/ekonomika/6105031 (дата обращения 14.03.2019)
7. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей». [Электронный ресурс]. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 25.04.2019)
8. Перцева Е. Пьющий субъект: в России составили топ-5 регионов по продажам алкоголя // Известия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://iz.ru/853465/evgeniia-pertceva/piushchii-subekt-v-rossii-sostavili-top-5-regionov-po-prodazham-alkogolia (дата обращения 14.05.2019)
9. Федеральная Антимонопольная служба. Экспресс-анализ алкогольного рынка по итогам 2018 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://fas.gov.ru/p/presentations/392 (дата обращения 25.04.2019)
10. Конго К. Изменения в структуре потребления алкоголя в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.marketing.spb.ru/mr/social/alcohol_consumption.htm (дата обращения 25.04.2019)
11. Луцева-Эр О. Обзор российского алкогольного рынка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2490 (дата обращения 15.05.2019)