Проблемы малого бизнеса в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 972 раза

Библиографическое описание:

Чилхачоян, Е. В. Проблемы малого бизнеса в современной России / Е. В. Чилхачоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 236-239. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60949/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современная экономика России ведет свой отчет с 1991 года. Именно тогда за основу была взята рыночная модель вслед за отказом от командно-плановой системы ведения хозяйства, что позволило осуществлять модернизацию экономики и интеграцию в международное экономическое пространство. Бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики.

Предпринимательская деятельность в России развивается достаточно активно, и малый бизнес играет здесь немаловажную роль. Этот сектор экономики образует разветвленную сеть малых предприятий, которые действуют в основном на местных рынках и непосредственно связаны с массовым потреблением товаров и услуг. Предприятия малого предпринимательства создают основную часть местных продуктов и обеспечивают питательную среду для существования среднего и крупного бизнеса. Именно малый бизнес обладает способностью моментально реагировать на малейшие изменения в экономике. Еще одна существенная положительная черта малого предпринимательства — создание дополнительных рабочих мест.

Таким образом, развитие малого предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста. Следовательно, стимулирование этого сектора экономики является важной государственной задачей. Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства, является Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007г «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016г. № 1083-рбыла утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Стратегия рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан. В данном документе предлагается оказывать всестороннюю поддержку малому предпринимательству: финансовую (выделение субсидий), имущественную(возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом), информационную(создание федеральных и региональных информационных систем для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями), консультационную (оказание профессиональных консультаций), образовательную(программы подготовки специалистов, повышение квалификации сотрудников).

Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более [2].

Но, как показывает практика, госпрограмма не может решить в полной мере проблем малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования, проведенного платформой для предпринимателей «Деловая среда» и Аналитическим центром НАФИ в январе-феврале 2018 г. среди руководителей российского малого и среднего бизнеса [3].

Основные причины затруднений, с которыми сталкиваются предприниматели в России сегодня − высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи (64 %), а также пониженный спрос на товары и услуги (54 %) (рис.1)

Рис. 1. Проблемы малого бизнеса по результатам совместного исследования, проведенного в январе-феврале 2018 г. среди руководителей российского малого и среднего бизнеса [3]

Эти проблемы актуальны для малого и среднего бизнеса из всех отраслей экономики: сельского хозяйства, производства и добычи ископаемых, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также услуг.

Среди других важных проблем отмечается нехватка квалифицированных кадров (39 %), высокая конкуренция с теневым сектором (34 %), административные барьеры (29 %) и сложности в получении кредитов (28 %). В частности, на нехватку квалифицированных кадров особое внимание обратили представители строительных компаний (40 %), сфер производства и добычи ископаемых (51 %) и транспорта и связи (44 %). Представители сельского хозяйства жалуются на сложности в получении кредитов (36 %) и преодолении административных барьеров (36 %). В компаниях оптовой и розничной торговли отметили сложности в конкуренции с теневым сектором (41 %).

Для самых малых по численности предприятий остро стоят вопросы снижения спроса на товары и услуги (59 %), а также недоступности финансов (32 %). Налоговая нагрузка оказалась наиболее серьезной проблемой для компаний численностью 101–250 сотрудников (68 %). В более крупных компаниях (от 250 чел.) на первое место выходит кадровый дефицит [3].

Безусловно, перечисленные выше проблемы влияют на развитие малого предпринимательства. По данным Федеральной службы государственной статистики за период с 2016 по 2018 годы наблюдается снижение количества предприятий малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) [4]. В то же время отмечается небольшой рост и последующий спад средней численности работников за этот же период (рис.2).

Рис. 2. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия)

Таким образом, как показывает практика, на сегодняшний день меры господдержки малого бизнеса оказались недостаточно эффективны. Необходимо вести поиск новых путей и тщательную доработку уже существующих мероприятий. Целесообразно первоочередное внимание уделить решению проблем высокой налоговой нагрузки и финансовой поддержки малого предпринимательства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018)«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. От 30.03.2018) <Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года>(вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. — Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Исследование НАФИ и платформы для предпринимателей «Деловая среда»: проблемы бизнеса в России сегодня— URL:https://nafi.ru/analytics/issledovanie-problemy-biznesa-v-rossii-segodnya/ (дата обращения: 07.05.2019).
  4. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия)//Федеральная служба государственной статистики—URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#(дата обращения: 10.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, среднее, добыча ископаемых, получение кредитов, развитие малого, розничная торговля, сельское хозяйство, теневой сектор.


Задать вопрос