Статья посвящена основным проблемам и направлениям развития железнодорожной отрасли России.
Ключевые слова: международные перевозки, логистическая отрасль, транспортировка, товар, железнодорожные перевозки, развитие, безопасность, потенциал, высокотехнологичный, сотрудничество, инновационный.
Значение железнодорожного транспорта для экономики и внешнеэкономических связей России сложно переоценить. Российские железные дороги обеспечивают вклад в развитие страны в размере 1,6 % ВВП. Доля железнодорожной отрасли в грузообороте страны составляет 43 %. Железнодорожными дорогами перевозится 90 % произведённого угля, 96 % автомобильного бензина, 92 % топочного мазута, 74 % дизельного топлива. Железнодорожный транспорт является основным в доставке сырьевых грузов для нужд народного хозяйства [4].
Особенности международных железнодорожных перевозок можно разделить на три направления. Первым является перевозка грузов в страны Европы, при которой важно учитывать, что ширина колеи для поездов в России намного шире, что создает некоторые неудобства при транспортировке товаров. В связи с этим могут возникать небольшие задержки по времени, которые можно решить заменой тележки состава или перегрузкой вагонов, последнее из которых является наиболее благоприятным решением.
Вторым направлением является развитие отношений со странами СНГ, которые налаживались на протяжении долгого времени. Благодаря этому, все железнодорожные пути сделаны по единым стандартам, что не вызывает никаких проблем с перевозкой [1, с.25].
Самым малоразвитым направлением является перевозка из Китая и стран Азии. ЖД активно развивается в этом направлении, так как сотрудничество с этими странами максимально выгодно для страны. Пока что решением транспортировки грузов является его доставка морским путем до Владивостока и погрузка контейнера на подвижный состав.
Рассматривая особенности железных дорог в зарубежных странах и сравнивая их с российской отраслью, можно сказать, что одним из важных факторов для эффективного функционирования данной отрасли является скорость перевозок. В таких странах как Франция и Германия уже созданы высокоскоростные магистрали, связанные с аэропортами, что помогает во многом облегчить выполнение грузовых операций и международных путешествий. Передвижение на поездах для европейских жителей стало привычным делом, но для преодоления большего расстояния они предпочитают другие виды транспорта. Именно поэтому высокоскоростные магистрали помогают железнодорожному транспорту увеличивать долю рынка и сохранять высокую конкурентоспособность. На сегодняшний день в таких странах как Швейцария, США, Канада, Дания, Бельгия, Нидерланды скоростные поезда развивают скорость свыше 200 км/ч, когда в Японии эта цифра достигает 500 км/ч, что делает передвижение на данном виде транспорта наиболее привлекательным и удобным. Другим фактором интенсивного развития ЖД является их электрификация. Например, в Венгрии приоритетным направлением в развитии железнодорожного транспорта является переход его на магнитный подвес, несмотря на высокие затраты для капитального внедрения, этот метод остается одним из самых действенных для скорейшего развития отрасли. Как показывает опыт, скоростное движение, например, на магистрали Алматы — Астана наилучшим образом обеспечивается за счет электрической тяги.
Для обеспечения более продолжительной службы вагонов, необходимо совмещать их вывод из эксплуатации с капитальным ремонтом и модернизацией. Северная Ирландия закупила новые трехвагонные дизель-поезда, которые по своему дизайну много проще, что требует меньше затрат на ремонт, техническую поддержку и замену деталей. Данные поезда мощнее своих предшественников и обеспечивают максимальную безопасность при столкновениях за счет увеличенной длинны.
Одним из основных факторов использования современных электрифицированных технологий в железнодорожном транспорте в Европе является их экологическая безопасность. При тепловой тяге поездом выбрасывается огромное количество газов в атмосферу, когда очистка газов, выделяемых заводами для производства электричества для современных поездов, находится на высоком уровне и приближает загрязнение атмосферы к минимуму. Например, в Казахстане переход на электрическую тягу является наиболее целесообразным решением. Износ действующего парка в стране подходит к критической точке, а его обновление выйдет более затратным, чем закупка новых современных электрифицированных поездов почти в два раза, а срок службы таких поездов на 10 лет больше [2, с.14].
Подвижный состав является интенсивным источником шума. Шумовое загрязнение в США является такой же большой проблемой, как и загрязнение атмосферы. Из-за этой проблемы страдает около 80 млн. американцев, это служит еще одной причиной перехода на поезда на электрической тяге.
Одним из источников загрязнения водоёмов является мойка подвижного состава. Вода заражается продуктами деятельности предприятий такими как: нефть, кислоты, соли, щелочи. В Германии длительное время работали над решением этой проблемы и теперь очистка сточных вод производится при помощи передвижной водонагревательной установки. Вода, прошедшая через нее, может стекать в канализацию без каких-либо последствий.
В современном мире повышается конкуренция в сфере пассажирских перевозок. Для привлечения клиентов нужно улучшать условия и безопасность передвижения, а также увеличить скорость поездов и сократить время пребывания в пути. Все это может быть осуществлено, применяя новейшие технологии, оборудования и конструкции, которые используются при создании современных составов [3, с. 136].
На данное время развитие российской логистической системы направлено на налаживание международных отношений, когда в большинстве стран развитие направлено на повышение качества перевозок на их безопасность и эффективность. Сейчас российская логистическая система не может выйти на один уровень с некоторыми странами, но вливание дополнительных инвестиций и внедрение новейших инновационных разработок поможет увеличить скорость развития данной отрасли.
Литература:
- Курганов В. М., Миротин Л. Б. Международные перевозки; Академия — Москва, 2017.
- Материалы из журнала «Железнодорожный транспорт». Москва., 2018.
- Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте / П. С. Грунтов, Ю. В. Дьяков, А. М. Макарочкин и др.; Под редакцией П. С. Грунтова. — Москва., 2016.
- www.rzd.ru