Процедура организации государственных закупок и ее информационное обеспечение на примере ГБУ «Жилищник» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 23.06.2019

Статья просмотрена: 983 раза

Библиографическое описание:

Баянова, Я. А. Процедура организации государственных закупок и ее информационное обеспечение на примере ГБУ «Жилищник» / Я. А. Баянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60972/ (дата обращения: 18.12.2024).



Как известно, с 2016 года невозможно совершить закупку без публикации структурированного плана закупок на год вперед. Каждая закупка прикрепляется к строке плана. Перспективное планирование процедур закупок осуществляется путем формирования Плана закупок, периодом планирования которого является календарный год или иной срок, установленный законодательством РФ, в случаях закупки инновационной продукции. В период действия Плана закупок, в связи с производственной необходимостью, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в План закупок допускается вносить изменения.

Планирование закупок осуществляется в соответствии с бюджетом, но план закупок — это не бюджет. В План закладываются закупки, которые имеют долгосрочный характер. Сумма в Плане может быть больше запланированной на год. Но План закупки строится на основе бюджета.

Для корректного рассмотрения процедуры организации закупочной деятельности в ГБУ «Жилищник» необходимо начать с описания различий в классификации тендеров по таким направлениям, как закрытые и открытые, а также определить, что такое «тендер». Значение данного термина в переводе с английского весьма разнообразно, но в контексте основной деятельности ГБУ «Жилищник» будет рассмотрена именно конкурсная форма отбора предложений на поставку товара, оказание услуг или выполнения каких-либо работ.

Синонимом к слову «тендер» в русском языке выступают многие слова, такие как «закупка» или «торги», а также более узконаправленные понятия, как аукцион, конкурс, запрос котировок или предложений. Многие люди используют именно эти понятия, имея в виду закупочную процедуру в принципе. Но в деловой среде любую закупку на основе торгов принято называть именно «тендер».

В своей деятельности ГБУ «Жилищник», в основном, использует открытые тендерные торги. Данные о планируемой закупке размещаются в Единую информационную систему (далее-ЕИС) в открытой части. Также, информация находится непосредственно на электронной торговой площадке (далее- ЭТП), на котором проходит этот торг. Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.

http://ecm-journal.ru/images/7088122image001.jpg

Рис. 1. Схема этапов закупочной деятельности

В частности, при осуществлении тех или иных видов закупок следует осуществить такие действия, как:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Данный шаг актуален для тех организаций, которые только образовались в качестве самостоятельного государственного или муниципального заказчика. При создании контрактной службы или при назначении контрактного управляющего следует помнить о требовании законодательства о том, что контрактная служба создается в том случае, если общий объем закупок за год составляет более ста миллионов рублей. Если объем меньше или равен этой сумме, то можно обойтись и контрактным управляющим (количество назначенных сотрудников на эту должность определяет сам заказчик исходя из того, какую именно модель контрактной службы он планирует реализовывать — созданную в виде отдельного подразделения или путем делегирования полномочий сотрудника контрактной службы сотрудникам других подразделений). При формировании данной должности или службы следует помнить, что с 1 января 2017 года действует правило о том, что каждый назначенный на эту должность сотрудник должен иметь основное профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере государственных закупок (количество часов, установленное для сотрудника, который занимается непосредственной работой с закупочными процедурами, должно составлять не менее ста восьми часов, а для руководителя, который осуществляет переговоры с Федеральной антимонопольной службой и подписывает контракты, количество часов не может быть менее сорока).
  2. Сформировать положения о собственно контрактной службе или должностях контрактных управляющих, издать приказы о создании закупочных и экспертных комиссий, а также о том, кто из сотрудников государственного или муниципального заказчика выступает в качестве ответственного лица по тому или иному профилю проводимых закупочных процедур. Приказы о назначении таких ответственных лиц чаще всего используются в тех государственных и муниципальных заказчиках, где отсутствует контрактная служба в их полном объеме, и есть фактическое разделение между сотрудниками в части разделения обязанностей по подготовке той или иной закупки.
  3. Создать план закупок и план-график на текущий год. Осуществить такое действие и разместить его в Единой информационной системе для общего доступа и возможности ознакомления всех заинтересованных лиц с представленными позициями потенциальных закупок. Создание первичного плана-графика и плана закупок, а также их размещение в ЕИС должно быть осуществлено в срок не более десяти дней с момента утверждения государственного или муниципального финансирования для того или иного заказчика.

Процесс согласования закупочной документации в ГБУ «Жилищник» начинается со служебной записки инициатора в подразделение закупок. Подразделение закупок создает заявку и закупочную документацию. Эта документация утверждается руководителем и идет в профильные подразделения на согласование.

Инициирование закупок, включенных в План закупок, осуществляется за 30 календарных дней до начала месяца, в котором запланирована закупка, и/или за 60 календарных дней до даты окончания срока действия договора по аналогичному предмету.

Отдел снабжения и закупок занимается закупками и совмещает экономическую и юридическую функции. В ГБУ «Жилищник» он существует с 2013 года и сначала работал в составе 1 специалиста. Важно разделять специфику внутри отдела, а также иметь в штате специалистов по государственным закупкам. Помимо общих требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее 223-ФЗ) и Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее 44-ФЗ) специалисты владеют спецификой самого предмета. Они могут давать рекомендации, проводить переговоры с другими структурами. Также существует важная позиция специалиста по сопровождению закупок. Это сотрудник, который детально знает все нюансы торговых площадок, публикуeт информацию и отчеты, разбираются в ЕИС и единой автоматизированной информационной системе торгов (далее-ЕАИСТ). Отсутствие полного штата специалистов по государственным закупкам влечет за собой много последствий.

Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.

Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.

Тендерные торги происходят на специализированных интерактивных ресурсах, определённых законодательством и соответствующих требования безопасности и прозрачности. Тендерные площадки — это интернет-порталы, где участники торгов, а именно заказчик и поставщик, взаимодействуют друг с другом с целью получить наиболее выгодные условия для осуществления сделки и заключения контракта. Для выполнения каких-либо действий на ЭТП необходимо пройти аккредитацию на ней и оплатить использование ресурсов, если речь идет о коммерческой тендерной площадке.

Рис. 2. Рейтинг электронных торговых площадок 2018 г.

Основной вид площадок — это государственные торговые площадки. К данному типу сейчас относятся только 5 операторов. Были рассмотрены бесплатные тендерные площадки России и из них аккредитовали те, которые соответствуют всем требованиям для проведения государственных закупок на поставку товара, оказание услуг или проведения работ для государственных нужд.

Только на этих порталах участники могут принимать участие в торгах по 44-ФЗ на госзаказы.

Вторым видом площадок — коммерческие тендерные площадки. Такие ресурсы чаще всего являются региональными, либо отраслевыми и ведут свою деятельность в рамках 223-ФЗ. Заказы, размещаемые на них, относятся к коммерческой деятельности различных организаций, которым необходимо получить товар, услуги или работу по выгодной цене.

В практической деятельности ГБУ «Жилищник» зарегистрирован на таких площадках как:

https://etp.roseltorg.ru/ — это торговая площадка, туда вывешивают все аукционы в электронной форме и проводятся торги;

http://www.zakupki.gov.ru/- это платформа ЕИС, где публикуются планы закупок и планы графиков, размещаются контракты и все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

https://eaist.mos.ru/- это основной сайт ГБУ «Жилищник», с помощью которого учреждение осуществляет планирование всех закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В перечень закупок, по средствам данного ресурса входят, как лоты до 100 тыс. руб. (малого объёма), так и аукционы, открытые конкурсы, закупки у единственного поставщика, запросы предложений и в последующем заключаются контракты по факту выявления победителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что сам процесс участия в закупках и их проведении, в ГБУ «Жилищник» представляет собой отлаженный механизм взаимодействия между всеми участвующими субъектами, в полном соответствии с действующим законодательством и нормам внутреннего регламента, что не может не сказаться позитивно на результатах деятельности учреждения.

Также, стоит отметить активное использование площадок, в том числе ЕИС, для тендеров, что существенно упрощает закупочные процедуры. Но при этом необходимо подчеркнуть недостаточное техническое и информационное обеспечение деятельности специалистов отдела закупок и снабжения, которые применяет не специализированное программное обеспечение, способствующее оптимизации учета и экономии рабочего времени, а также предотвращению ошибок при подготовке документации.

Литература:

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
  3. Методические рекомендации по разработке инструкций по ведению документации в федеральных органах исполнительной власти (утверждены Приказом Росархива от 23 декабря 2009 года N 76) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  4. Кузнецов К. В. Справочник поставщика и покупателя: тендеры, конкурсы, тендеры. M., 2017. P. 131.
  5. Моклаков А. А. О размещении заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд: Комментарий к новому закону // Право и экономика. 2017. № 91 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Зайцев В. В. Показатели качества процессов внедрения и использования информационных систем для управления документами // Вестник Московского энергетического института. 2017. № 1. С. 146–154.
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная служба, закупка, план закупок, вид закупок, Единая информационная система, закупочная деятельность, закупочная документация, муниципальный заказчик, оказание услуг, тендерная документация.


Похожие статьи

Подходы к автоматизации управления документооборотом ЖКХ на примере товарищества собственников жилья «Электрон»

Практические аспекты реализации текущего контроля на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

Понятие и содержание контрактной системы государственных и муниципальных закупок в РФ

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Планирование закупок для государственных и муниципальных нужд: анализ нового законодательства

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении муниципальным образованием

Законодательные нововведения по системе закупок для бюджетных и автономных государственных учреждений

Информационные технологии и их применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Преимущества использования системы электронного документооборота в работе государственных органов власти

Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований

Похожие статьи

Подходы к автоматизации управления документооборотом ЖКХ на примере товарищества собственников жилья «Электрон»

Практические аспекты реализации текущего контроля на примере дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

Понятие и содержание контрактной системы государственных и муниципальных закупок в РФ

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Планирование закупок для государственных и муниципальных нужд: анализ нового законодательства

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении муниципальным образованием

Законодательные нововведения по системе закупок для бюджетных и автономных государственных учреждений

Информационные технологии и их применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Преимущества использования системы электронного документооборота в работе государственных органов власти

Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований

Задать вопрос