Целью экологического воспитания школьников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Организация экскурсий эффективно влияет на повышение уровня экологической культуры у школьников.
Ключевые слова: ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского», экологическое воспитание, экологическая тропа.
The goal of the environmental education of schoolchildren is to educate the fundamentals of the individual’s ecological culture, to form practical and spiritual experiences of human interaction with nature. The organization of excursions effectively affects the increase in the level of ecological culture among schoolchildren.
Keywords: GUO «Gymnasium № 1 named after academician E. F. Karsky», environmental education, ecological path.
Главной задачей экологического воспитания является формирование потребности у учащихся работать над разрешением проблем с окружающей средой и нести ответственность за ее состояние. Экологическое воспитание прививает учащимся знания и навыки ознакомления с природой, исходя из чего учащиеся будут применять и развивать методы и способы взаимодействия с природой.
Необходимость создания и развития учебных экологических троп, помогают в решении важнейших учебных и воспитательных задач. Учебные тропы создают условия для повышения экологического мышления школьников. Они стимулируют потребность в осознанном понимании окружающей среды, связывающие школьников с природой, развивают патриотические чувства у учащихся.
Целью исследований стало экологическое воспитание и образование формирования экологической культуры посредством организации экскурсий в лесопарке Румлёво для летнего школьного оздоровительного лагеря гимназии № 1 им. Е. Ф. Карского. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- На основании анализа научно-методической литературы дать характеристику процессу формирования экологической культуры учащихся 4–5 классов в возрасте 11–12 лет.
- Выявить уровень экологических представлений учащихся на начальном и конечном этапах исследования.
- Внедрить проект экскурсий на время школьного оздоровительного летнего лагеря по лесопарку Румлёво, для учащихся 4–5 классов гимназии № 1 им.Е. Ф. Карского г.Гродно и выявить ее образовательный потенциал.
Объект исследования: лесопарк Румлево г.Гродно.
Предмет исследования: разработка информационно-образовательных материалов для экскурсии по лесопарку Румлёво.
Работа над исследованием велась поэтапно в период с июня 2018 г. до марта 2019 г.
1 этап — начальный (констатирующий).
– Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор теоретического материала и выявление уровня сформированности экологических представлений учащихся.
2 этап — основной (формирующий).
– На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у учащихся экологической культуры посредством организации экскурсий по лесопарку Румлёво.
3 этап — заключительный (контрольный).
– Данный этап включал в себя оценку результатов и описание проделанной работы.
Мониторинг знаний показал, что у 16 % детей — низкий уровень экологических знаний, средним уровнем обладает 47 % детей, 37 % — имеют высокий уровень.
Оценив результаты первичной проверки знаний, мы констатировали, что учащиеся гимназии № 1 имени Е. Ф. Карского в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний лесопарка Румлёво. Наблюдение за детьми было проведено с целью выявления их отношения к объектам природы.
На формирующем этапе была проведена система формирования у учащихся экологической культуры посредством организации экскурсий по лесопарку Румлёво, что позволит разработать методику информационно-образовательных материалов, изучить флору и фауну лесопарка, а также повысить уровень экологического воспитания учащихся гимназии № 1 им. Е. Ф. Карского.
Вторичная проверка знаний показала, что у детей произошли значительные изменения по всем показателям, что доказывают результаты экскурсии: высокий уровень сформированности знаний о флоре и фауне увеличился на 31 %, а низкий уровень снизился на 41 %.
Значение экскурсий в школьном учреждений — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления учащихся с природой. Наблюдения на экскурсиях долговременны, так как учащиеся могут своими глазами увидеть, а также прикоснуться к объектам живой природы. У учащихся увеличиваются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес, бережность к природе.
Кроме того, экскурсии представляют возможность сосредоточить внимание учащихся о большой популяции обитателей, на типичных их признаках и обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и близость обитателей лесопарка. Учащиеся получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними, слушать в живую пение птиц, наблюдать за цветением растений, а также наблюдать за животные, которые могут встретиться на территории лесопарка.
Литература:
- Батурин М. П. Методологические рекомендации при проведении экологических экскурсии.- М:. Турист, 1991.- 97с.
- Бахарев В. А., Гуменный В. С., Солтан Т. Н. и др. Экологические экскурсии по лесопарку Румлёво. Гродно: ГОУПП «Гродн. тип»., 2002.
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова. — М.: ВАКО, 2015. — 120 с.