Перспективы цифровизации традиционных предметов образования на примере «Основ православной культуры / Теологии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 23.06.2019

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Лапкин, В. С. Перспективы цифровизации традиционных предметов образования на примере «Основ православной культуры / Теологии» / В. С. Лапкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 422-425. — URL: https://moluch.ru/archive/263/61016/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящем исследовании автор постарался очертить предполагаемую карту перспектив цифровизации образовательной системы России на примере традиционных предметов образования, а конкретнее на примере недавно введенного в образовательную сетку предмета «Основы православной культуры». Автор предлагает концепцию формирования цифровой культуры, как определенного рода медиасреды, в рамках которой уже сейчас реализуется образовательный процесс, и в рамках которой он будет развиваться впредь.

Ключевые слова: цифровизация образования, Основы православной культуры, медиасреда, цифровая культура, теология.

In the present study, the author tried to outline the proposed map of the prospects for digitalization of the educational system of Russia using the example of traditional subjects of education, and more specifically with the example of the subject “Basics of Orthodox culture” recently introduced into the educational network. The author proposes the concept of forming a digital culture as a certain kind of media environment, within the framework of which the educational process is already being implemented, and within the framework of which it will continue to develop.

Keywords: digitalization of education, Basics of Orthodox culture, media environment, digital culture, theology.

Развитие компьютерных технологий уже давно не ограничивается только лишь узкоспециализированными техническими, научными или военными целями. За последние тридцать лет IT-технологии в сфере коммуникации сделали невероятный прорыв, позволив миллионам людей практически полностью изменить сам процесс совместной коммуникации. Эти изменения преимущественно проявились в изменении рабочих форм коммуникации между отдельными специалистами, а также между юридическими лицами. Масштабность изменений коснулась и сферы образования, которое также начало подвергаться цифровизации [1]. Несмотря на то, что сам процесс цифровизации образования начался относительно недавно, тем не менее, на этот направлении уже удалось достичь значительных успехов, а перспективы дальнейшего становления цифрового образования в России весьма и весьма обнадеживают. Именно показать и очертить данные перспективы мы постараемся в данной статье.

Однако, в начале уместно обозначить основные термины, указанные в названии статьи, а также те, которые будут употребляться на протяжении всего исследования.

Цифровизация как таковая (а не только лишь образования; иначе диджитализация) — изменение той или иной традиционной отрасли человеческого производства материальных, культурных, духовных благ и ценностей в условиях увеличения роли цифровых технологий (новых систем коммуникации, обработки данных, оптимизации вычислительных операций) [8]. Самый простой пример в сфере образования — переход учащихся школьников с бумажных носителей учебной информации (т. е. книг, классических учебников) на электронные носители (учебные материалы в сети Интернет на специализированных порталах, а также через специализированные устройства — планшетные компьютеры).

Другое понятие — традиционные предметы образования — относится уже непосредственно к предмету цифровизации. И оно тесно связано с таким понятием как «традиционная школа», а также понятием «русская традиционная школа». В первом случае имеется в виду спектр преподаваемых предметов в школе или ВУЗе. Как правило это классические, не междисциплинарные, четко ограниченные объектом исследования дисциплины (математика, физика, химия, биология и т. д.) [6] Однако, постоянное изменение и интенсификация современных способов производства требует от традиционной школы не только наличия у обучающихся базовых знаний и представлений о мире, но и начальных форм специализации, особенно учитывая современные квалификации и компетенции будущих специалистов [3]. Во втором случае речь идет о нравственно-этическом характере преподаваемых предметов. Вполне очевидно, что российская культура — этокультура, основанная на традиционных ценностях семьи, военного долга, любви к Родине, вере в Бога. Соответственно непонимание этого факта как правило приводит к непониманию российской культуры как таковой, к культурному разрыву и гражданской коммуникации начиная от простых бытовых тем и заканчивая такими важными направлениями как политика и геополитика [1].

Понятие предмета «Основы православной культуры» (или в случае с ВУЗами «Теологии») в целом не нуждается в пространном описании. В современной России и «Теология» и «Основы православной культуры» уже стали привычными для средней и высшей школы предметами и не вызывают, в целом, каких-либо значительных методологических споров.

Также хотелось бы уделить внимание двум важным понятиям для настоящего исследования — цифровой культуры и медиасреды. Современная массовая цифровизация, которая породила новую волную медиа, отличных от таких классических как радио и телевидение, привела в конечном итоге к становлению особой медиасреды, где потребитель/пользователь медиасреды также и участвует в ее совершенствовании и создании. Именно поэтому современные образовательные сообщества все больше становятся похожи на аналогичные медиасреды профессиональных сообществ. Как правило, мы можем наблюдать две ключевых составляющих этого процесса — цифровизация уже существующих образовательных курсов и возникновение коммьюнити вокруг данных курсов. Пользователи действуя с одной стороны- улучшать образовательный процесс и образовательные ресурсы, а с другой стороны, создавать сообщество компетентных специалистов, готовых участвовать в образовательном процессе, но уже в роли наставников и преподавателей [2]. Скопление медиасред, их взаимопересечение создают определенную культуру общения между участниками медиасред, определенного рода культуру или иначе код поведения. Возникает такое явление, которое в современной социологической литературе называется «цифровой культурой». Она крайне сильно отличается от традиционной культуры взаимотношений. В частности, в рамках ориентиров и определения авторитетных источников информации. Традиционные формы коммуникации склонны определять авторитетный источник как наиболее старый по времени действия (в связи с этим уважение к старшим в традиционным обществе) или обладающий наибольшим политическим весов (в связи с этим уважение к власти в традиционных обществах). В цифровой культуре авторитетный источник информации отвечает критериям проверяемости каждым пользователем медиасреды (отсюда понятие «пруфа», то есть доказательства) и эффективности [4].

Как можно заметить мы уже имеет сложнейшую проблему в рамках цифровизации — сохранение традиционных основ российской культуры с одной стороны и повышение эффективности образовательных процессов через цифровизацию образования.

Данная проблема уже выявлена современными участниками образовательной отрасли России и уже на государственном уровне ставятся следующие задачи для ее разрешения:

  1. Создание условий для подготовки кадров, компетентных в области цифровизации образования.
  2. Совершенствование системы образования, для создания компетентных кадров и среды их развития.
  3. Стимуляция становления специализированного рынка цифрового образования (благодаря этому решается вопрос о трудоустройстве подготавливаемых кадров) [7].

Как можно заметить на государственном уровне создаются все условия для формирования того, что выше было обозначено как «цифровая культура». И это первая и наиболее важная перспектива цифровизации образования на общегосударственном уровне.

На примере обозначенного нами выше предмета — «Основ православной культуры»/«Теологии» — мы можем наблюдать цифровизацию образования намного выразительнее, чем с любым другим предметом, так как помимо традиционности в контексте классической школы, данные предметы традиционны и в рамках нравственно-этических ценностей российской культуры [3].

В рамках цифровой культуры мы можем отметить перспективу распространения тех нравственно-этических и культурных ценностей, которые передаются молодым поколениям в рамках рассматриваемых предметов [2].

С другой стороны мы можем отметить формирование интегральной традиционно-цифровой культуры, в рамках которой при преподавании предметов «Основы православной культуры»/«Теология» будут использоваться современные новейшие технологические достижения — осуществление образовательного процесса посредством современных информационных технологий, контроль образовательного процесса посредством современных информационных технологий всеми заинтересованными лицами (администрацией учебных заведений, преподавателями, родителями учащихся и самими учащимися; яркий пример — введение в современный образовательный процесс электронных дневников для учащихся), корректное целеполагание образовательного процесса для совершенствования эффективности трудовой специализации учащихся [5].

Наконец, мы можем увидеть перспективу в изменении коммуникации между учащимися и преподавателем. Традиционная школа предполагает «диктат» учителя над учениками, его безусловную авторитетность и авторитетность его мнения. Цифровизация образования приводит к изменению данного фактора обучения — в рамках общедоступности информации и мгновенности этого доступа снимается «диктат» учителя в пользу концепции «кураторства». Строго говоря, учитель выступает в этой новой парадигме как помощник обучающегося, показывает ему возможности более подробного изучения предмета и т. д. В рамках цифровизации традиционных предметов приобретает важное значение проектная деятельность обучающихся, то есть совместная с учителем квази-рабочая деятельность, предполагающая создание минимально-значимого продукта. В рамках обозначенных нами предметов это может быть экскурсионная программа, программа с конкретным набором действий по сохранению культурного наследия (например, поддержке восстановления храма и т. д.) [3].

Это в свою очередь приводит к перспективам развития гражданской активности учащихся.

Итак, как мы можем отметить, современный процесс цифровизации экономики является проблематичным для традиционных образовательных институтов, однако же, при грамотном подходе и контроле самого процесса цифровизации в образовательной среде возникает несколько перспектив развития, которых вероятно не было бы в рамках традиционной школы. Данные перспективы касаются не только оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса как такового, но и даже взаимоотношений учащихся и учителей/преподавателей.

Литература:

  1. Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Костень Д. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, T. 10, №. 3, 2017. C. 9–25.
  2. Гнатышина Е. В., Саламатов А. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, №. 8, 2017. С. 19–24.
  3. Гнатышина Е. В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3, 2018. С. 46–54.
  4. Елькина Е. Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies, T. 6, №. 12, 2018. С. 67–78.
  5. Левочкина А. В. Взаимосвязь традиций, семейной культуры, карьерной направленности при образовании профессиональных династий // Аналитика культурологии, №. 3 (33), 2015. С. 82–85.
  6. Перцева И. В. Подготовка социальных педагогов в контексте сохранения отечественных духовных традиций // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, №. 18, 2017. С. 79–88.
  7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 1632-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 10.06.2019)
  8. Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. 2018. №1-2. С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): православная культура, цифровая культура, образовательный процесс, российская культура, образование, предмет, рамка, традиционная школа, уж, государственный уровень.


Ключевые слова

цифровая культура, теология, цифровизация образования, Основы православной культуры, медиасреда

Похожие статьи

Цифровизация как важный этап модернизации современной школы

В статье рассмотрена важность применения цифровых инструментов в образовательной среде современной школы. Акцент делается на преимуществах, которые несет с собой цифровизация. Требованием времени, прописанном в ФГОС, является использование электронны...

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе

В данной статье автор затрагивает важнейшую проблему современного образования — направленность на цифровизацию. Цифровая среда уже начала формироваться в некоторых школах, однако, по-прежнему в большинстве учебных заведений в приоритете традиционные ...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Похожие статьи

Цифровизация как важный этап модернизации современной школы

В статье рассмотрена важность применения цифровых инструментов в образовательной среде современной школы. Акцент делается на преимуществах, которые несет с собой цифровизация. Требованием времени, прописанном в ФГОС, является использование электронны...

Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России

В настоящей статье рассматриваются этапы формирования национальной идентичности трех ведущих стран мира Великобритании, ФРГ и России. Сравнительно-исторический анализ, используемый автором, позволяет проследить появление титульной нации в историческо...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Становление профессионального сообщества научных коммуникаторов в России: тенденции и перспективы развития

В приведённой статье исследован процесс становления профессионального сообщества научных коммуникаторов в России. Изучены компетенции и компетентность популяризаторов науки в условиях научно-технического прогресса, а также проведён обзор образователь...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Разработка и применение инструментов цифровизации в современной школе

В данной статье автор затрагивает важнейшую проблему современного образования — направленность на цифровизацию. Цифровая среда уже начала формироваться в некоторых школах, однако, по-прежнему в большинстве учебных заведений в приоритете традиционные ...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...

История российско-китайских отношений в сфере образования и их современное состояние в аспекте академической мобильности

В статье определены исторические этапы развития российско-китайских отношений в сфере образования, начиная с этапа империй до современного процесса модернизации системы образования в обеих странах. В результате исследования процесса модернизации сист...

Задать вопрос