Организация и контроль предоставления государственных услуг в библиотечной сфере является одним из главных показателей развития современного государства. Их повсеместное использование и широкое распространение приводят к существенным изменениям в социальной, политической, экономической, культурной и других сферах жизни общества.
Ключевые слова: библиотечная сфера, услуга, библиотека, экономическая эффективность, потребность читателя, контроль
Исследованию проблем организации предоставления государственных услуг в библиотечной среде посвящены труды Р. Болла, В. Зехамла, О. П. Зыкова, В. Мьюрисона, А. Парасурамана, К. Равинского, Н. В. Степанова [1–6] и других ученых. Достоинство этих исследований бесспорно, но большинство их них направлены на развитие теории контроля предоставления государственных услуг в библиотеках, на рассмотрение понятийного аппарата и разработку проблем оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Исследования не связаны с рассмотрением государственных услуг в качестве направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры и досуга.
Большинство классификаций продуктов и услуг, предлагаемых в библиотеке, специалисты называют библиотечными, только исходя из места оказания услуг. Но нужно определить, какие услуги относятся к информационным, библиотечным и сервисным услугам. С. А. Басов выделял три класса библиотечных услуг: коммуникативные (в которых лежит потребность читателя в общении, потребность в улучшении коммуникации с самой библиотечной системой), документные (в которых лежит потребность читателя в получении документа на физическом носителе или любой другой библиографической информации) и услуги библиотечного сервиса, без которых невозможно реализовать документные и коммуникативные услуги [3, с. 92].
Для развития библиотечной сферы в России закономерно совершенствование технологий библиотечных процессов, внедрение новых средств автоматизации и организации труда. Но перед специалистами стоят проблемы повышения эффективности библиотечной сферы, производственной структуры, совершенствования технологии библиотечных процессов, результативное управление отдельными видами ресурсов, технологическими процессами и кадрами. Решение этих проблем невозможно без разработок новых методологических подходов, теоретических положений, методического обеспечения анализа эффективной работы и инструментария оценки.
В случае библиотечной организации, под измерением эффективности лучше понимать изучение субъектом оценки результатов деятельности библиотеки в целях получения количественных характеристик для проведения различных управленческих воздействий [5, с. 169]. Важнейшим компонентом управления справедливо считается оценка эффективности деятельности, она представляет собой конкретную систему со сложной структурой, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности сотрудников организации, в том числе руководителей и материально-технической базы [4, с. 153].
В русле данного направления исследований большое значение придается поиску надежных методов оценки, а также разработке соответствующих оценочных технологий и процедур, исключающих субъективный подход. Сегодня предлагается большие количество способов оценки и каждый имеет свои достоинства и недостатки. Но создать систему, сбалансированную с точки зрения объективности, ясности, точности и просты очень сложно.
Уровень экономической эффективности состоит из отношения: 1) результатов производства продукции и материальными услугами, 2) затратами труда и средств производства. Данный вид эффективности измерим, если имеется возможность подсчитать экономию труда, финансовых расходов, времени, завтра и т. д. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность производства, и наоборот. Общая формула экономической эффективности имеет следующий вид:
Р (результат, эффект) деленный на З (затраты). Или Р (результат, эффект) деленный на Ф (факторы, ресурсы).
Эффективность библиотечного производства имеет не только экономический, но и социальный аспект. С точки зрения социально-экономической эффективности на первый план выдвигается вопрос о том, как при данных ограниченных ресурсах наиболее полно удовлетворять потребности сотрудников и читателей / пользователей библиотеки.
Самые важные показатели для библиотечной сферы (фрагмент)
№ |
Показатель |
Балл |
№ |
Показатель |
Балл |
1 |
Удовлетворенность читателя услугами библиотеки в целом или различными услугами в отдельности |
12 |
11 |
Показатель удобства использования библиотеки |
7 |
2 |
Быстрота межбиблиотечного абонемента |
12 |
12 |
Расходы на пользователя |
6 |
3 |
Доступ к автоматизированным система |
10 |
13 |
Доступ к заглавиям |
6 |
4 |
Показатель успешного результата поиска по алфавитному каталогу |
9 |
14 |
Количество занимаемых пользователями мест (в среднем) |
6 |
5 |
Показатель успешного результата поиска по предметному каталогу |
9 |
15 |
Процент выданных названий из фонда библиотеки |
5 |
6 |
Средний период приобретения новых документов |
9 |
16 |
Среднее время поиска документов в открытых фондах |
5 |
7 |
Средний период обработки новых поступлений |
9 |
17 |
Стоимость одной книговыдачи |
5 |
8 |
Доступ к требуемому названию |
8 |
18 |
Расходы на каталогизацию одного названия |
5 |
9 |
Среднее время поиска документов из закрытых фондов |
7 |
19 |
Расширенный доступ к запрошенным изданиям |
4 |
10 |
Условия доступности |
7 |
20 |
Выдача книг на одного сотрудника |
4 |
Оценка эффективности работы библиотеки, как правило, основывается на анализе различных статистических показателей в отчетном периоде, таких как количество читателей, объем фонда и др. Сравнивая их значение с достигнутыми в предыдущих периодах и с плановыми значениями, можно на основе факторного анализа отклонений получить необходимую управленческую информацию.
Все услуги, предоставляемые в библиотеках можно определить к двум критериям: 1) классические услуги, 2) услуги многофункциональных центров. Так как на данном этапе развития многие библиотеки имеют нехватку читателей, им приходиться заниматься дополнительной деятельностью. Создавая для населения нестандартные поводы для посещения библиотеки, ее сотрудники реализуют современное международное понимание роли библиотеки как «общественного места», где прежде всего создается возможность вступать людям в неформальные контакты и где обеспечивается их комфортное общение. В самом благоприятном итоге, это позволяет библиотечной сфере расширяться, привлекая нестандартные методы решения и раскрывать неиспользуемый ранее (или недостаточно используемый) потенциал значимого учреждения в формировании гражданского общества. С точки зрения С. А. Басова, «публичные библиотеки могут претендовать на роль основного социального института, действующего в сфере свободного времени, по гражданской социализации населения» [1, с. 16].
Если сейчас библиотекам не закрепиться в местном сообществе, пренебречь его малыми, бытовыми делами (а это и есть то, что связано с качеством жизни), то очень скоро пропадет сама миссия библиотечной сферы и государственные услуги, ранее предоставляемые в библиотеках, будут перенаправлены в другие учреждения. Кроме того, выступая в качестве общественной площадки, места, где решаются как личные, так и групповые проблемы, пусть даже несколько «бытового уровня», привлекая для этого другие учреждения, библиотека может добиваться преференций для себя и в целях укрепления относительно своей главной миссии.
При этом нельзя отрицать тот факт, что неизбирательность, «неразборчивость» библиотек в выборе приемов, средств привлечения на свою территорию населения может привести к большим проблемам. С одной стороны, надежда на то, что даже с учетом наших традиций, менталитета, в российских библиотеках клиентам не будут предложены курсы, популярные в Америке (мастер-классы по пивоварению и т. п.) [6, с. 39]. С другой — «замалчивание» этой проблемы явно не приведет к ее купированию.
Библиотеки современного типа должны быть соответствовать критериям современного мира, предоставлять государственные услуги и удовлетворять потребности читателей. Без этого миссия библиотек пропадет. Тем не менее, на данном этапе развития возможности совершенствования организации предоставления государственных услуг на основе расширения инфраструктуры их предоставления уже вводиться в библиотечную сферу.
Таким образом, современная действительность существенно трансформирует библиотечную идентичность. Однако этот вывод не бесспорен: историк, заслуженный профессор библиотеки и информационных исследований в Университете штата Флорида У. Вигэнд считает неправыми тех, кто видит видоизменение библиотек как их «упадок». «Активность библиотек, нацеленная на общественные нужды, — далеко не новая разработка, — говорит он. — Это, скорее, повторение того, что делалось в прошлом» [2, с. 36]. Даже если это «повторение», то, безусловно, оно также нуждается в серьезном анализе своих новых социальных смыслов.
Литература:
- Бабакова, К. И. Содержание понятий «Государственная услуга» и «Муниципальная услуга» в деятельности органов исполнительной власти / К. И. Бабакова, Е. А. Слинько; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации // Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых: материалы 3-ей студенческой научно-практической конференции. — 2018. — С. 11–17.
- Болдырев, П. А. Анализ показателей деятельности библиотек: современное состояние и перспективы / П. А. Болдырев // Библиосфера. — 2014. — № 4. — С. 35–40
- Кандрина, Н. А. Государственные услуги как разновидность публичных услуг: теоретико-правовые основы, классификация / Н. А. Кандрина; Алтайский государственный университет // Известия Алтайского государственного университета. — 2018. — № 6 (104). — С. 90–94.
- Малик, Е. Н. Проблемы и перспективы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе МФЦ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 151–155.
- Фрэнсис, С. Будущее публичных библиотек: Некоторые английские идеи / С. Фрэнсис // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2015. — № 1 (17). — С. 167–172.
- Юдина, И. Г. Информационная функция библиотеки: теория и современная практика / И. Г. Юдина, О. Л. Лаврик // Библиосфера. — 2008. — № 4. — С. 37–42.