На протяжении многих лет имидж Крыма формировался, исходя из его благоприятного климатического и природно-ресурсного потенциала. Активная деятельность по популяризации крымского отдыха была развернута еще в советские годы: именно тогда был создан основной фонд материально-технической инфраструктуры, активно используемый даже после распада СССР. Пик популярности крымского отдыха приходится на 80-ее гг. ХХ в., а сам полуостров становится «всесоюзной здравницей».
Тем не менее, о формировании внешнеполитического имиджа полуострова целесообразнее говорить, начиная с момента распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины с Автономной Республикой Крым в ее составе, т. к. именно в этот период новообразованные государства постсоветского пространства приобретают возможность продвигать образ собственной страны и ее территорий на международную арену.
Ход исторических событий предопределил последовательность формирования внешнеполитического имиджа Крыма. Условно можно выделить два этапа:
- Распад СССР и период вхождения Крыма в качестве автономной республики в состав Украины (1991–2014 гг.)
- «Крымская весна» и присоединение Крыма к Российской Федерации (2014г. — до настоящего времени).
Вопросами имиджевой политики Крыма на первом этапе ведало Управление международного сотрудничества и имиджевой политики, учрежденное только лишь в 2008 г. и подконтрольное Министерству курортов и туризма Автономной Республики. Несмотря на то, что одной из основных задач Управления была «разработка комплексной стратегии формирования положительного имиджа Крыма и обеспечение ее реализации» [1, c.10], на практике подобная программа отсутствовала как на региональном, так и на правительственном уровнях власти.
Характерной особенностью всего периода пребывания Крыма в составе Украины стало наследование советской модели государственного управления. Это проявлялось, прежде всего, в чрезмерной централизации управления, в том числе и туристической отраслью, несмотря на официально закрепленную за Крымом автономию: автономия де-юре не была реализована на практике ввиду отсутствия для этого объективных возможностей в унитарном государстве и несовершенства нормативно-правовой базы. Примером служит тот факт, что выдачу лицензий на право заниматься туроператорской деятельностью осуществляло структурное подразделение Министерства культуры и туризма Украины, а не региональные органы власти по управлению туризмом, что можно рассматривать как характерный пережиток советской модели государственного управления туризмом [1, c.10]. Более того, правительство Украины не было заинтересовано в социально-экономическом развитии полуострова, а также при помощи специфической бюджетной и финансовой политики создавало условия для прямого оттока капиталов из региона в центр.
Это, а также уже упомянутое нами отсутствие стратегии по созданию и продвижению имиджа Крыма привело к тому, что позиционирование Республики происходило стихийно и основывалось на унаследованном от Советского Союза опыте и материально-технической базе. Весь основной фонд, предназначенный для отдыха и рекреации, включая также инфраструктуру, пребывал в крайне изношенном состоянии и требовал срочной замены.
К другим проблемам туристско-рекреационного комплекса Крыма на момент его пребывания в составе Украины можно отнести следующее:
- Неблагоприятный инвестиционный климат как результат нестабильной налоговой и финансовой политики;
- Нехватка высококвалифицированных специалистов в туристической отрасли, слабый уровень сервисного обслуживания и информационной поддержки;
- Недостаточность методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристской отрасли со стороны государства;
- Экологические проблемы [4, c.46].
Учитывая ряд неблагоприятных факторов, перечисленных выше, справедливо предположить, что Крым не пользовался особой популярностью среди туристов из дальнего зарубежья. Данный факт подтверждается статистическими данными: доля туристов из дальнего зарубежья в период с 2000 по 2013 гг. не превышала 2 %, что при общем туристическом потоке в 5,9 млн человек дает около 118 тысяч туристов [5]. В украинский период полуостров посещали представители ориентировочно из 50 стран, в том числе из США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии и Канады [6].
Причиной невысокой популярности крымского отдыха у зарубежной общественности был, в первую очередь, низкий уровень информированности иностранцев о Крыме и предлагаемых полуостровом возможностях для отдыха и оздоровления ввиду отсутствия эффективной рекламно-информационной деятельности и комплексной стратегии по позиционированию крымского туристического продукта на международную арену. Другой причиной, естественно, следует отметить низкий уровень сервиса и обслуживания. Сюда относятся не только условия проживания в гостиницах, но также качество обслуживания в ресторанах, организация инфраструктуры, состояние дорог, пляжей, уровень квалификации персонала и т. д.
Такие выводы были сделаны на основании собранных нами данных с туристического портала TripAdvisor [9]. В тематическом разделе форума «Crimea» были проанализированы отзывы и комментарии иностранных отдыхающих в Крыму (преимущественно из таких стран, как Великобритания, Канада, США, Польша, Франция и Германия) и выделены наиболее частотные проблемы и недостатки.
Во-первых, почти все туристы были озабочены задачей максимально быстрого и экономного способа, с помощью которого можно было бы добраться до полуострова, а также поиском наиболее удобного варианта передвижения по Крыму, т. к. транспортная сеть Крыма оставалась слаборазвитой.
Во-вторых, иностранцы не имели никакого представления о Крыме и его культурном, историческом, рекреационном разнообразии. Так, многие туристы писали, что остались приятно удивлены красотой и природным богатством полуострова, о которых они даже не догадывались.
В-третьих, неудовлетворенность имеющимся на полуострове сервисом, качеством предоставляемых услуг в соотношении с ценой, низкой квалификацией персонала. Некоторые туристы отмечали наличие «стихийных» видов торговли и нелегальную реализацию услуг (например, частый случай, когда туристам предлагают сделать фото с животными, не озвучивая цену заранее или вовсе утверждая, что это бесплатно), а также незнание персоналом английского языка, что делало коммуникацию в принципе невозможной.
Задача по формированию позитивного имиджа Крыма на современном этапе, т. е. втором, согласно нашей классификации, в первую очередь, возложена на Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, где функционирует отдел имиджевой политики. Его основной функцией является формирование и продвижение позитивного образа полуострова [2, c.305]. Другим уполномоченным органом в этой сфере, как и прежде, остается Министерство курортов и туризма Республики Крым, в рамках которого создано самостоятельное подразделение — Управление имиджевых мероприятий и информационного сопровождения, которое тесно сотрудничает с Управлением по развитию курортных территорий и туристских ресурсов [7].
В настоящий момент процесс формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым характеризуется двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, впервые за много лет федеральное и региональное правительства активно работают над воссозданием и развитием имиджа полуострова, осуществляется поиск новых аспектов и способов с целью популяризации крымского отдыха. Например, внедрение и комплексное развитие туристических территорий полуострова является одной из заявленных целей утвержденной правительством «Государственной программы развития курортов и туризма Республики Крым на 2017–2020 годы» [3]. Кроме этого, программа направлена на создание узнаваемого туристического бренда Республики Крым. Министерством курортов и туризма Крыма на конкурсной основе был утвержден туристский логотип Крыма «Я. Крым. Точка притяжения» [рисунок 1], в котором отражена персонализация гостей и жителей Крыма, а также богатый потенциал полуострова [2, c.306].
Рис. 1. Современный логотип Крыма
Однако, с другой стороны, внешнеполитический имидж Крыма подвергается сильнейшему информационному воздействию со стороны как отечественных, так и зарубежных СМИ, что связано с фактом его воссоединения с Российской Федерацией в 2014 г.
Главными оппонентами России по крымскому вопросу стали страны Европейского Союза и США. Данные государства в своем отношении к крымскому референдуму заняли жесткую и непримиримую позицию, которая нашла отражение в многочисленных заявлениях зарубежных политиков и сообщениях СМИ.
Содержание и характер всех заявлений и высказываний, сделанных на Западе относительно крымских событий, являются аналогичными по контексту и схожими по риторике. Эти сообщения, как правило, выражают обеспокоенность по поводу действий Российской Федерации, подрывающих, по мнению чиновников Евросоюза и США, не только территориальную целостность Украины, но также и международное право. Всегда отмечается присутствие российских военных на территории Крыма. Приведем в качестве примера некоторые из них.
Ежегодно, начиная с 2015г., Верховный Представитель ЕС Федерика Могерини от имени всего Европейского Союза выступает с обращением по случаю годовщины присоединения Крыма и Севастополя, в котором подчеркивается твердая приверженность ЕС суверенитету и территориальной целостности Украины и осуждение акта нарушения международного права [11].
25 июля 2018г. было сделано последнее заявление Государственного секретаря США Майкла Помпео, в котором он осуждает «российскую аннексию Крыма» и призывает «Россию прекратить оккупацию и вернуться к принципам международного права» [8].
Публикации в зарубежных СМИ имеют идентичный характер высказываний. Например, недавние публикации британской газеты «Гардиан» (the Guardian) по теме Украинского кризиса и Крыма посвящены преимущественно военной тематике: оккупации Крыма [13], приграничным конфликтам с Украиной [14], военной угрозе со стороны России [10]и т. п.
А американское издание «Вашингтон пост» (The Washington Post) в начале этого года обнародовало отчет Министра иностранных дел Украины Павла Климкина о ситуации в Крыму на протяжении пяти лет пребывания в России, в котором также акцентируется внимание читателей на незаконном захвате территории, нарушении прав человека, тотальной милитаризации Крыма российскими вооруженными силами и агрессии в отношении Украины [12].
Таким образом, становится очевидным, что информационный контекст, формируемый западными государствами, является серьезным препятствием на пути к положительному восприятию Крыма за рубежом. В глазах иностранной общественности Россия представляется в образе агрессивного, антиконституционного государства, а Крым — опасного и конфликтного региона, в котором повсеместно пренебрегают правом.
Кроме информационного аспекта существуют и другие неблагоприятные факторы, ставшие следствием международных санкций:
- Экономические: ограничение либо полное прекращение торговли с европейскими странами, сокращение притока зарубежных инвестиций и технологий, разрыв деловых связей полуострова с иностранными партнерами;
- Социально-политические: разрыв дипломатических сношений Крыма со многими европейскими государствами, запрет на въезд в Европу для крымчан;
- Культурные: приостановка культурного и туристического сотрудничества, например, побратимских связей крымских городов со многими партнерами в Европе, например Турцией и Францией.
Выводы: Начало формирования внешнеполитического имиджа Крыма приходится на момент распада Советского Союза и вхождения в состав Украины в качестве автономной единицы. Сам процесс имиджевого развития следует разделить на два этапа: украинский период (1991–2014 гг.) и российский (2014 — по настоящее время). Проблемы украинского периода были связаны с отсутствием планомерной работы над имиджем Крыма и застойными явлениями в туристической отрасли полуострова, например, слабая конкурентоспособность крымского отдыха, его несоответствие международным стандартам, низкая популярность среди иностранных туристов и др.
На текущем этапе наблюдается две противоречивые тенденции: с одной стороны, предпринимаются активные действия для решения накопившихся проблем. А, с другой, международно-политическая изоляция полуострова, в которой он оказался после воссоединения с Россией, чем и обусловлена в настоящий момент проблема формирования внешнеполитического имиджа Крыма.
Литература:
- Абдулхаиров А. З. Эволюция системы управления туризмом в Крыму //Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 197, Т. 1. — c.7–11.
- Белкина С. В. Место индустрии туризма в формировании имиджевой политики региона // Материалы I Всероссийской конференции «Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России». — Симферополь: «Ариал», 2018. — С. 304–307.
- Государственная программа развития курортов и туризма Республики Крым на 2017–2020 годы [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. URL: https://minek.rk.gov.ru/uploads/minek/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpKpCxAj_01.pdf (дата обращения 19.04.2019).
- Друзин Р. В., Копачева Е. И. Оценка состояния курортно-рекреационной отрясли Республики Крым //Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 2. — с.44–47.
- Иностранные туристы в Крыму: не оптом, но в розницу// Крым. Реалии, 15.01.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.krymr.com/a/27490484.html (дата обращения: 23.04.2019).
- Крым установил исторический рекорд по числу иностранных туристов [Электронный ресурс]// РИА Новости, 17.10.2018. URL: https://ria.ru/20181017/1530821536.html (дата обращения: 23.04.2019).
- Структура Министерства// Официальный сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/10 (дата обращения 12.04.2019).
- Crimea Declaration by the Secretary of State Michael R. Pompeo, July 25, 2018 [Electronic resource]// Official Web-Site of the U. S. Department of State. URL: https://www.state.gov/crimea-declaration/ (date of the application 28.05.2019).
- Crimea Travel Forum// Туристический портал TripAdvisor [Электронный ресурс]. URL: https://www.tripadvisor.com/ShowForum-g313972-i7465-o200-Crimea.html (дата обращения: 23.04.2019).
- 'Danger never went away': Ukrainian cities feel cornered by Russia, Thu 29 Nov 2018 [Electronic resource]// The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2018/nov/29/danger-never-went-away-ukrainian-cities-feel-cornered-by-russia (date of the application 28.05.2019).
- Declaration by the High Representative Federica Mogherini on behalf of the EU on the Autonomous Republic of Crimea and the city of Sevastopol, 17/03/2019 [Electronic resource]// Official Web-Site of European Union External Action. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/03/17/declaration-by-the-high-representative-federica-mogherini-on-behalf-of-the-eu-on-the-autonomous-republic-of-crimea-and-the-city-of-sevastopol/ (date of the application 28.05.2019).
- Five years have passed, and Russia is still occupying territory in Ukraine, February 19th [Electronic resource]// The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2019/02/19/five-years-have-passed-russia-is-still-occupying-territory-ukraine/?noredirect=on&utm_term=.f6178efc0a9e (date of the application 28.05.2019).
- Pompeo flounders on why annexation is good for the Golan but not for Crimea, Thu 11 Apr 2019 [Electronic resource]// The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2019/apr/11/golan-heights-crimea-pompeo-us-state-department (date of the application 28.05.2019).
- Putin shrugs off Trump’s threat to cancel G20 meeting over Kerch crisis, Wed 28 Nov 2018 [Electronic resource]// The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2018/nov/28/russia-deploy-missiles-crimea-ukraine-tensions (date of the application 28.05.2019).