Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества, в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.
Ключевые слова: устное народное творчество, духовность, нравственность, воспитание, пословица, ребенок, младший школьный возраст.
The importance of proverbs which are inseparable parts of folklore getting rich, living unanimously with Uzbek people since they origination will now be discussed in this article in which great aim is intended to bring up young generation as real successors of our national culture.
Key words: folklore, morals, ethics, upbringing, proverb, child.
Сохранение самобытности национальной культуры нашей страны, усовершенствование молодого поколения в духовно-нравственном отношении — актуальные задачи нашего времени. Современный учащийся должен быть умным, мудрым, сметливым, и, конечно, духовно-нравственно совершенным. Само собой, возникает вопрос: «Что такое духовность, нравственность, воспитание, связанные с духовно-нравственным воспитанием?». В толковом словаре узбекского языка этим словам даны следующие определения:
Духовность — социальное явление, идущее рядом с материальной жизнью, являющееся неразрывной частью жизни народа и общества [2]. Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов это понятие охарактеризовал так: «Духовность — несравненная сила, которая побуждает человека к духовному очищению, душевному взрослению, укрепляет внутренний мир, волю человека, сохраняет веру, убеждение, пробуждает совесть, критерий его взглядов». Нравственность — это поведение, воспитанность человека, его такт [2]. Воспитание — развитие, уход, растить, обучать, дать образование. Обучая, доводить до совершеннолетия [2].
Духовно-нравственное воспитание ребенка осуществляется когда, кем, какими средствами? Этот вопрос является интересной и важной проблемой сегодняшнего времени. Каждая личность, прежде всего, в семье, после в дошкольном учреждении, затем в школе, в высшем учебном заведении — так поэтапно воспитывается в духовно-нравственном отношении. Учащиеся в младшем школьном возрасте с научной точки зрения закрепляют ранее полученные знания. В этот период особое место занимают пословицы, как один из широко распространенных жанров устного народного творчества. Понятие «пословица» от арабского означает «говорить», «сказать» и применяется как устойчивое выражение. Пословицы по своей природе является международным жанром. В мире нет народа, у которого не было бы своих пословиц. Потому что каждый народ свой жизненный опыт оставляет поколениям в форме пословиц.
Русский писатель Л. Н. Толстой писал: «В каждой пословице я вижу образ народа, создавшего эту пословицу» [1]. Богатый жизненный опыт узбекского народа, накопленный «на уроке жизни» веками, находит свое отражение в пословицах. Как говорят, «у каждого цветка есть свой аромат, у каждого ветра есть свой лад», наши пословицы являются духовным культурным наследием, где собраны обычаи, традиции нашего народа и самое важное, назидание и пример о том, какими должны быть узбекские дети. Отличие пословиц от других образцов устного народного творчества в том, что у них мысль выражается точно и употребляется в прямом, или в переносном значении. В пословицах отражаются надежды, мечты, духовно-нравственные взгляды, все грани воспитания народа. Поэтому пословицы оказывают положительное влияние на воспитание, особенно, с точки зрения нравственности.
Пословицы по теме, данные после стихотворения, рассказа и преданий в учебниках, помогают учащимся сделать выводы по теме и понимать их смысл. К примеру, учащиеся 1класса, закончив изучение азбуки, начинают изучать чтение, оно им дается трудно, а если читают, им трудно бывает понимание текста. В таких ситуациях в понимании смысла текста, его подлинной идеи пословицы имеют важное значение. В учебнике чтения для 1класса представлены всего 30 пословиц, из них 18 даны в темах, а 12 отдельной форме. Примеры из них: Укого есть Родина — у того есть счастье. Родимый край — золотая колыбель.
Из этих пословиц видно, что они, прежде всего, соответствуют возрасту и умственным способностям учащихся, представлены в простой и краткой форме, а тема у них, в основном, Родина, учение, ум, здоровье, трудолюбие, честность, скромность. Они служат первоначальной основой в воспитании учащихся всесторонне развитыми личностями, расширению их духовного и нравственного мира.
Продолжая вышесказанное, обратим внимание учебнику чтения для 2 класса и обнаружим, что во 2 классе больше, чем в 1 классе, а именно представлено 65 пословиц. По увеличению количества пословиц расширяется и круг тем. Например:
О значении времени: Ушло время –ушло счастье.
Об изучении других языков: Знание языка — знание народа.
О временах года: Один день осени кормит один месяц зимы. Котел осени густо кипит. Снег зимы — лекарство для лета. Снег зимы — изобилие осени. Дары лета — клад для зимы. Действие летом — обилие осенью.
О хлебе: Хлеб — драгоценный дар. Почтение хлебу — почтение народу.
О гостеприимстве: Гость ценнее отца.
О дружбе: Пой песни другу, с любовью пой. Настоящий друг говорит от чистого сердца. Сдругом твой сад цветник. Хороший друг радует, плохой друг огорчает. Другу будь преданным, врагу бдительным.
О родителях: Когда смеется мать, дом заполняется радостью. Когда смеется отец, печаль рассеивается. Если ты дашь отцу один, сын тебе даст тысячу.
О трудолюбии: Если трудишься, будешь жить вольготно.
О честности: Будешь честным –добьешься цели, нечестным — придется стыдиться.
Такие пословицы помогают учащимся свободно мыслить, обогащают духовно-нравственные качества. Например: в этом учебнике есть стихотворение Мукима Кадыра «Мы- завтра Родины», которое начинается так:
Мы веселые ребята,
Словно звезды на земле.
В будущее устремлены
Мы- завтра Родины.
После этого стихотворения приведена пословица: Лучше быть нищим на Родине, чем быть царем на чужбине. Целью использования этой пословицы после стихотворения является формирование у детей чувства верности, любви, гордости за Родину, пробуждение чувства ответственности за будущее страны. В этом учебнике дается текст «Знание», принадлежащий перу Абдулле Авлони. Ниже приведем этот текст:
Знание это значит хорошо читать и писать, изучать каждую нужную вещь. Знание — это почесть миру. Знание — это высшее и священнее качество для человека. Потому что знание как зеркало показывает наше лицо, наши действия. Заостряет наши разум, мысль. Человек без знания как дерево без плода. Польза знания настолько много, все не опишешь. Знание освобождает нас от мрака невежества.
После текста «Знание» приведена пословица «Знающий живет тысячу раз, а незнающий — один раз». Эта пословица побуждает детей к овладению знаниями и напоминает о преимуществах знаний. Здесь у учащихся может возникнуть вопрос: «Как человек может жить тысячу раз?». В этой ситуации учитель объясняет учащимся, что человек тысячу раз жить не может, но его дела, его имя могут жить вечно и в качестве примера рассказывает о наших великих предках — мыслителей с мировым именем, как Хоразми, Беруни, Авиценна, Навои и др. Во время работы с этим текстом в целях повышения его воспитательного значения учитель может привести и другие пословицы, например: Знание — светоч ума. Ссильной рукой можно победить одного, а знанием — тысячу. Можно также использовать такие мудрые изречения Алишера Навои. 1. Чего не знаешь, спрашивай — будешь ученым, если стыдишься спросить — будешь своим врагом. 2. Знания приходят годами, а река наберется по капле.
Кроме этого, если обратим внимание на содержание учебников чтения для начальных классов, здесь тоже среди разделов обнаружим пословицы устного народного творчества. По этим пословицам учащиеся до того, как приступить к изучению раздела, узнают, какую тему будут изучать в этом разделе. Например, если в содержании учебника чтения для 1 класса разделы названы пословицами «Знание — светоч ума», «Наставления народа — ключ к счастью», то в содержании учебника чтения для 2 класса обнаружим раздел с названием «Родимый край — золотая колыбель». Большое значение имеют маленький объем, мастерски использование рифмовки, разнообразие тем узбекских народных пословиц. В них используется ряд художественных средств изображения, как олицетворение, сравнение, противопоставление и др. Из них тазод (противопоставление) является самым характерным художественно-изобразительным средством народных пословиц. Например, в пословице «Доброта принесет свет, а зло — мрак» противопоставляются слова с противоположными значениями добро — зло, свет — мрак. В результате этого приема усиливается воздействие на учащихся. Использование разнообразных художественно-изобразительных средств делает содержание произведения реальным, позволяет пословицам выполнять последовательную идейную функцию. Правильное употребление учащимися пословиц свидетельствует о должном воздействии их на сознание учащихся, а также о правильном понимании ими значения пословиц.
Таким образом народные пословицы, как неразрывная часть устного народного творчества, наряду с формированием у учащихся таких положительных качеств, как любовь к Родине, верность, трудолюбие, храбрость, дружелюбие, великодушие, мудрость и другие, занимает важное место в воспитании их высоконравственными и духовно зрелыми личностями.
Литература:
- Каримов. И «Юксак манавият-енгилмас куч» Т: «Манавият», 2009, 11 б.
- Имомов. К., Саримсоков. Б., ва б. Узбек халк огзаки поетик ижоди. Т: «Укитувчи», 1990, 304 б.
- Узбек тилининг изохли лугати. Т: «Узбекистон миллий енсиклопедияси», 2006, (1–2–3-томлар)
- Гаффорова. Т., Шодмоновю Е., Ештурдиеваю Г. 1-синф Укиш китоби. Т: «Щарк» нашриёт-матбаа аксиядорлик компанияси бош тахририяти 2017, 127б.
- Гаффорова. Т., Нуруллаева. Ш., Мирзахакимова З. 2-синф Укиш китоби. Т: «Щарк» нашриёт-матбаа аксиядорлик компанияси бош тахририяти, 2016, 174 б.