В условиях стремительно развивающегося современного общества информационная среда становится неотъемлемой частью повседневной жизнь любого человека. Любая деятельность, так или иначе, связана с создаваемой человечеством искусственной средой и уже она играет главенствующую роль в жизни общества, основываясь на потребностях человека, а не под влиянием условий окружающей природы.
Информационная среда является «лакмусовой бумажкой», она отражает состояние мирового экономического, культурного, социального, производственного пространства, уровень развития каждой отдельно взятой страны, хозяйствующих субъектов как в целом по отраслям, так и каждого в отдельности, определяет основополагающие принципы информационного поведения как отдельно взятого субъекта, так и при общении людей между собой.
Главной составляющей информационной среды является информация, окружающая человека и его информационная деятельность. Информационный фонд отличается большим многообразием содержательных и видовых признаков, а также различными носителями информации, к последним, мы смело можем отнести: всю печатную продукцию, информационные носители, электронные издания, социальные сети и многое другое. Многообразие видов, содержания и распространения информации определяет типы информационных систем или информационного пространства. Рассмотрим основные типы классификации информационного пространства:
— по характеру воздействия на субъект:
а) активизирующая — побуждает деятельность субъекта за счет достаточного количества информации соответствующего качественного содержания, то есть обладает высокой степенью удовлетворения;
б) сдерживающая — не отвечает требованиям субъекта, обладает большим количеством посторонней маловажной информации, имеет низкий уровень удовлетворенности;
в) нейтральная — информация такого пита среды, не оказывает, сколько — ни будь, значимого влияния на состояние и развитие субъекта;
— по характеру циркуляции:
а) открытая — общедоступность информации, не ограниченной определенными территориально — административными рамками;
б) закрытая — вся информация, используемая субъектом, не выходит за рамки определенной территории;
в) транзитная — периодический доступ к информации;
Информационное пространство имеет определенную многоуровневость: глобальный доступ к информации обеспечивается на уровнях государств, стран, регионов; субъективный или локальный присущ различным муниципальным образованиям.
В связи с психологическими особенностями восприятия информации человеком, не способность его сразу и в полном объеме усвоить всю информацию, информационная среда организована по принципу многоуровневой системы, которая позволяет постепенно овладевать информацией, увеличивая объем — концентрическая система познания.
Информационная среда является важным условием становления и развития культуры работы с информацией, позволяет использовать все преимущества новых информационных технологий, использует обучения методам приобретения новых знаний не только в освоении информационных дисциплин.
В условиях формирования новой образовательной модели на основе компетентностного подхода к обучению, вхождения России в единые образовательные и информационные пространства, развитие новых способов обучения — все это привело к необходимости построения правильной и четкой информационно — образовательной среды (далее ИОС).
Одна из проблем, которая возникает при формировании ИОС, это конфликт интересов всех субъектов данной среды. Если мы возьмем пример рассмотрения ИОС на уровне образовательного учреждения, то можно заметить, что отношение к новому формирующемуся образовательному процессу разный у всех субъектов. Не всегда административный ресурс и педагогический состав образовательного учреждения четко и ясно представляет принципы формирования ИОС, ошибочно полагая, что достаточно внедрения новых информационных технологий. Но создание информационно — образовательной среды это далеко не только внедрение и применение новых технологических средств. Главная задача состоит не в том, чтобы укомплектовать образовательное учреждение высокотехнологичными приборами, программами или информационными системами, а в том, чтобы правильно их использовать, для построения образовательного процесса совсем по другому принципу и на новом уровне.
В настоящее время, современное общеобразовательное учреждение представляет собой сложную систему с большим числом разнообразных внешних связей, увеличивается количество задач, изменяется их содержание и ориентирование, происходит усложнение самой организационной структуры. Соответственно, ИОС общеобразовательного учреждения включает в себя:
− систему педагогических технологий;
− электронные образовательные ресурсы;
− информационные и коммуникативные ресурсы;
− коммуникационные каналы и пр.
Из этого следует, что ИОС это не просто система объединения субъектов и объектов с одинаковыми целями, а среда обобщения идей, целей, познавательных интересов, культуры всех вовлеченных субъектов, информационных потребностей, путей достижения результатов.
Схематично единая информационно — образовательная среда общеобразовательного учреждения можно представить в виде схемы.
Рис. 1. Единая информационная среда образовательного учреждения
Рассматривая ИОС как целостную структуру, некоторые ученые выделяют следующие компоненты: ценностно-целевой, организационно-административный, содержательно-методический, коммуникативный, информационно-технологический и субъективный [6, с. 4].
Эффективность ИОС нельзя оценивать только количественными показателями. Одна и та же ИОС может быть максимально эффективной для одной возрастной группы или при одних индивидуальных особенностях обучающихся и не давать никаких результатов развития для другой возрастной группы или личностных особенностях учеников. И не следует забывать, что важную роль в данной системе играет сам педагог, его профессионализм, психологические свойства личности и технологические навыки.
Профессиональное мастерство педагога — это многогранная составляющая, синтез всех качеств личности, как профессиональных, так и деловых, личностных, определяющих высокий уровень эффективности педагогического процесса. Свободное владение компьютерной техникой и информационными ресурсами дадут возможность педагогу не бояться новых изменений в образовательном процессе. Но не каждый педагог в настоящее время осваивает в должном объеме необходимые требования. Поэтому основополагающий принцип педагогики — проектирование учебного процесса для формирования и развития у современных школьников информационно-коммуникационно-технологической компетентности (далее ИКТ компетентности), гармонично сочетающие в себе общие, конкретные предметные и специфические умения и навыки для дальнейшей работы, формирования информационного общества, удовлетворения своих личных запросов и функционирования в условиях глобализации информационного пространства. И, несмотря на наличие высоких технологий, на первом месте остается педагог, его личность, квалификация и компетентность.
Литература:
- Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: моногр. / В. И. Деркач. — М.: Итар-Тасс, 2015. — 152 c.
- Кульневич, С. В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы / С. В. Кульневич, В. И. Гончарова, Е. А. Мигаль. — М.: Учитель, 2016. — 224 c.
- Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И. В. Крючкова. — М.: Авторский Клуб, 2015. — 383 c.
- Образовательные системы современной России. Справочник. — М.: РГГУ, 2014. — 496 c.
- Уваров А. Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра.-- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -- 484 с.
- Хаблиева С. Р. Информационно-образовательная среда в различных образовательных системах // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716 (дата обращения: 25.03.2019).
- Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О. В. Шлыкова. — Москва: Наука, 2014.— 481 c