В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навыков в статье представлены теоретические предложения для преподавателей иностранных языков и объяснена эффективность использования речевых упражнений в учебном процессе.
Ключевые слова: личность, коммуникация, коммуникативная личность, речь, речевые упражнения, иностранный язык
This article analyses learning a foreign language and the formation of fluent and competent oral speech. In order to increase the effectiveness of the development of a communicative personality in students by means of developing free speech skills, the article presents theoretical proposals for teachers of foreign languages and explains the effectiveness of using speech exercises in the educational process.
Keywords: personality, communication, communicative personality, speech, speech exercises, foreign language
В последнее время все больше и больше приобретает популярность не просто изучение английского языка с его грамматикой и разносторонней лексикой, а также свободной речи, что позволит не только показать свои широкие знания языка, но и развить коммуникативную личность.
Для этого преподавателю-филологу необходимо иметь глубокие и обширные знания как в методике преподавания английского языка, так и в теории современного английского литературного языка.
Так, одним из важных компонентов обучения иностранному языку является формирование коммуникативной личности учащегося. Для решения данной проблемы на уроках английского языка отводится одна из основных ролей речевым упражнениям, которые в свою очередь являются важным компонентом урока.
Речевой навык — это сложное явление, при формировании которого очень важно учитывать все его особенности. При эффективном формировании данного навыка учащимся необходимо целенаправленно выполнять каждое речевое упражнение. Каждое речевое упражнение несет в себе определенную цель. Так, представляя себе цель упражнения, обучающимися осознается роль и место этого действия в общей ведущей деятельности, т. е. осознание языкового правила, по которому выполняется речевое упражнение и формируется план собственной программы действий.
При формировании навыка говорения также необходимо учитывать правильное распределение упражнений по времени. Например, по мнению И. А. Зимней, наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки, затем по мере увеличения времени тренировки интервал между упражнениями должен увеличиваться. Такие тренировки необходимо сохранять от начала и до конца обучения [1, c. 148].
Речевые упражнения обладают определенными типологическими признаками:
− обеспечивают наличие стратегии и тактики говорящего;
− актуализируют взаимоотношения участников общения;
− всегда новая ситуация, что обеспечивает продуктивность высказывания;
− развивают речевую активность и самостоятельность и др.
Пассов Е. И. разделяет речевые упражнения на две группы: упражнения по формированию навыков и упражнения для развития речевого умения [2, с. 97]. Но используя только комплекс данных групп упражнений возможно сформировать все аспекты речевого умения.
Примерами таких упражнений может быть:
− устное высказывание на заданную тему в течение 30 секунд — 1 минуты. Если преподаватель заметил, что студент испытывает некую сложность в выражении своих мыслей, то необходимо воспользоваться заранее подготовленным списком наводящих вопросов или подтем, стимулирующих активизацию мышления обучающегося. Данное упражнение направлено на развитие беглости речи и формирует гибкость мышления;
− упражнение на построение связей. Данный вид упражнений формирует непрерывный мыслительный процесс и логичный переход на заданные темы, явления или предметы;
− упражнение на ассоциации. Здесь формируется умение обучающихся обосновать свои ассоциации, связанные с заданным словом;
− упражнение на построение синонимичных рядов. Английский язык является одним из самых богатых языков мира. И изучая художественный текст можно встретить богатое изобилие синонимов. Такое упражнение стимулирует легкое и быстрое усвоение новых слов.
Таким образом, речевые упражнения формируют умение формулировать свои мысли и выражать их на английском языке, мотивируют учащихся к побуждению свободной речи.
В заключение можно сделать вывод о том, что опираясь на вышеизложенные предложения преподаватели смогут грамотно организовать процесс формирования свободной речи обучающихся на иностранном языке, то есть развить коммуникативную личность, что будет способствовать высокому уровню мотивации со стороны учащихся к развитию беглой и грамотной иностранной речи.
Литература:
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1985. — С.159
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному обучению. — М.: Рус.яз., 1989. — С. 276
- [Электронный ресурс]: URL: https://открытыйурок.рф/статьи/661999/