Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. Особенно важным для национальной безопасности Российской Федерации в сложившихся условиях является экологическое воспитание детей и населения [1].
Чтобы минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, не делать экологических ошибок и не создавать опасных для здоровья и жизни ситуаций, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления [2].
Для реализации новых идей и технологий в сфере экологической безопасности и экологии в будущем, необходимо воспитание нового экологически грамотного поколения.
Актуальность заключается в недостаточной изученности проблемы формирования понятий экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях.
Цель — сформировать понятия экологической безопасности на основе исследовательской работы детей во время отдыха в летнем оздоровительном лагере «Березка».
Задачи:
1.Изучить специфику работы и условия деятельности летних лагерей дополнительного экологического образования Омской области с точки зрения экологической безопасности.
2.Разработать авторскую программу для формирования понятий экологической безопасности при воспитании школьников в системе дополнительного экологического образования в детских летних лагерях Омской области.
3.Дать рекомендации по формированию экологической безопасности при организации дополнительного экологического образования школьников в летних лагерях Омской области.
Объектом исследования является Государственное предприятие Омской области «Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) «Берёзка» находится в березово-сосновом лесу недалеко от пос. Ключи.
К методам, использованным при проведении исследовании в ДОЛ «Берёзка» относятся:
– анализ территории и условий функционирования учреждения;
– эмпирический метод, включающий проведение практических работ, анализ и обобщение полученных данных;
– биоиндикация.
Для достижения цели исследования была разработана авторская программа «Формирование понятий экологической безопасности при организации воспитания школьников в системе дополнительного экологического образования в детских летних лагерях Омской области».
В рамках данной программы были разработаны и апробированы несколько работ по основным разделам экологической безопасности.
При формировании понятия «Качество атмосферного воздуха» детям был преподнесён лекционный материал, а затем дети применили полученные знания на практических занятиях.
- Изучение запыленности территории лагеря.
Для оценки степени запылённости территории детского оздоровительного лагеря «Березка» (далее ДОЛ «Березка»), по осевшей пыли на листьях деревьев, была использована таблица 1.
Таблица 1
Оценка степени запыленности по пятибалльной шкале
Степень запылённости |
Внешнее проявление запылённости при наблюдении прозрачной липкой ленты |
Балл |
Очень высокая |
Очень большое количество пылевых скоплений, делающих ленту непрозрачной |
5 |
Высокая |
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты |
4 |
Средняя |
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты |
3 |
Малая |
Заметное наличие пылевых частиц |
2 |
Незначительная |
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте |
1 |
- Определение чистоты воздуха по степени покрытия деревьев лишайниками.
Степень покрытия деревьев лишайниками была определена по формуле, а определения чистоты воздуха происходило по таблице 2.
Таблица 2
Степень покрытия,% |
Чистота воздуха |
|
Очень низкая |
Менее 5 |
Очень загрязнённый |
Низкая |
5–20 |
Загрязнённый |
Средняя |
20–40 |
Средне загрязнённый |
Высокая |
40–60 |
Слабо загрязнённый |
Очень высокая |
60–100 |
Чистый |
Для формирования у детей понятия «Качество природных вод», им были даны теоретические знания. Затем были проведены экскурсия на близлежащий водный объект и 2 практических занятия.
- Оценка экологического состояния водоема методами биоиндикации.
- Органолептические показатели воды.
Для охраны здоровья детей даны рекомендации во время проведения экскурсий.
Для формирования понятия «Отходы потребления» с детьми была изучена теоретическая часть, а на основании её проделана практическая работа «Обращение с отходами потребления» в ходе которой дети подложили рекомендации по обращению с отходами потребления ДОЛ «Берёзка».
Для определения результата усвояемости материала по формированию понятия экологическая безопасность. В первый день был проведён входной контроль. А итоговый контроль проходит в форме презентации проекта о степени экологической безопасности территории лагеря «Берёзка».
Выводы:
- Детский оздоровительный лагерь «Берёзка» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации является экологически безопасным.
- Разработанная программа способствует формированию понятий экологической безопасности у детей в летних оздоровительных лагерях Омской области путем проведения исследовательской работы.
Практические рекомендации.
- Использовать программу «Формирование понятий экологической безопасности при организации воспитания школьников в системе дополнительного экологического образования в детских оздоровительных лагерях Омской области» для реализации экологического воспитания.
- При разработке программ экологического воспитания в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области необходимо учитывать местные природные условия.
Литература:
- Лагунова А. И. Экологическая безопасность регионов России. В 2-х частях. Ч.2. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 231с.
- https://infourok.ru/statya-formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-1276237.html