В данной работе рассматривается зависимость эффективности государственного управления от способа формирования политической элиты, упоминаются различные крайности в осуществлении кадровой политики государства. Для более детального рассмотрения поставленного вопроса исследуются концепции таких известных политологов, как Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Б.Рокмэна. На основе теоретических положений и приведённых практических аргументов делается вывод о необходимости рекрутирования политической элиты на основе открытого, конкурентного характера, осуществляемое большим кругом лиц и из различных социальных групп, что будет приводить к повышению эффективности управленческого процесса.
Ключевые слова: политическая элита, государственное управление, каналы рекрутирования, кадровая политика, государственный аппарат, политическая система, государственная служба.
С момента возникновения общества выделяется особая группа людей, которая осуществляет управление наиболее важными процессами, происходящими в обществе. Со временем эту данную группу людей стали определять как «элита». Возникновение концепции элиты можно проследить уже в трудах о концепции построения идеального государства древнегреческого философа Платона, по мнению которого управление государством должна осуществлять исключительно привилегированная группа философов-аристократов. Теории современных элит были сформированы на рубеже XIX-XX веков, однако все они сводятся к тому, что в любом обществе существует немногочисленный слой людей, которые осуществляют наиболее эффективное управление всеми общественными процессами. Особое место среди существующих видов элит предоставлено политической, ведь она обладает определенными государственно- властными полномочиями для руководства наиболее важными процессами и контроля принятия решений. Однако политика, проводимая политической элитой несвободно от ошибок, просчетов и не всегда отличается своей эффективностью. Как правило, это обусловлено составом и организацией элиты, являющейся правящей в тот или иной этап исторического развития. Соответственно возникает потребность в избрании и выявлении наиболее эффективного способа формирования политических элит. Все это связанно с кадровой политикой, проводимой в государстве. Ведь если на руководящие посты будут назначаться друзья, сослуживцы или же просто знакомые, то это неизбежно будет приводить к неэффективности осуществления управленческих функций, так как данные лица могут быть совсем непригодны к осуществлению управления в силу отсутствия необходимого уровня образования, квалификации, глубинного понимания управленческих процессов. В худшем варианте это может приводить к осуществлению полномочий данными лицами безнравственно, не в государственных интересах, а собственных, нередко корыстных. Другой крайностью в осуществлении кадровой политики является отсутствие циркуляции политической элиты, что приводит к ее замкнутости. Естественно, это также является пагубным для общества, ведь правящие круги государственно-организованного механизма стремятся к самовоспроизводству, а для успешного своего функционирования политическая элита должна быть динамичной структурой, легко трансформироваться в соответствии с постоянно изменяющимися и обновляющимися условиями современного общества, допускать в свои круги новых, наиболее выдающихся и интеллектуальных членов общества. Все это приводит к проблеме выбора того или иного способа организации кадровой политики государства, который был бы наиболее эффективен в сложившихся условиях. Данную проблему следует рассматривать с позиции такой области обществоведческих знаний, как политология. Актуальность изучения обусловлена тем, что именно политическая элита является той основой, из которой формируются законодательные, исполнительные органы власти, правительственный аппарат, а также кадры государственных учреждений. Значимость эффективности формирования элит состоит и в том, что элита способна существенно влиять на процесс управления обществом, тенденции развития, ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе, причем данное влияние может иметь как положительный, так и негативный характер в зависимости от качества политической элиты. Зависимость динамики развития общества от политических решений, которые принимает элита, требует выработку эффективной модели рекрутирования кадров для выполнения властно управленческих функций. Данная проблема актуализируется и в связи с происходящими на современном этапе развития общества процессами становления, развития и реконструкции государственного аппарата. Для более подробного рассмотрения данной проблемы поставлю следующие задачи: во-первых, теоретически раскрыть понятие политической элиты, во-вторых, проследить историю формирования политических элит, в-третьих, рассмотреть механизмы ее формирования и, в-четвертых, привести взгляды ученых на данную проблему.
Значение государства для жизнедеятельности человеческого сообщества столь велико, что изучением этой категории занимается сразу несколько гуманитарных наук — от философов и правоведов до историков, социологов и политологов. Государственное управление занимает важное место в структуре политического процесса. В государственном управлении по каналам принятия официальных решений выражается коллективная воля социума, через институциональные механизмы с помощью политико-инструментальных средств эта воля осуществляется для упорядочения общественных дел. Важное значение в государственном управлении имеет государственная политика. Она связана с выработкой стратегического курса общества, основных направлений развития государства, а также способов осуществления его целей.
Субъектом государственной политики выступает элита, которой общество делегирует основные полномочия для принятия наиболее важных решений. Политическая элита — это социальная общность, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной власти, обеспечивает выражение и воплощение в управленческих решениях интересы различных классов и слоев общества, создает механизмы реализации политических решений.
К основоположникам теории элиты принято относить итальянца Вильфредо Парето (1848–1923), который определил элиту как класс общества, в который входят индивиды, более других преуспевающие в своей деятельности. Те члены данного класса, которые прямо или косвенно играют заметную роль в правительстве, составляют правящую элиту. Качество элиты во многом зависит от механизмов, которыми она образуется. Так, политическое рекрутирование — это вовлечение людей в активную политическую жизнь, процесс создания политической элиты общества. Гаэтано Моска, анализируя политические элиты, выделяет три способа ее обновления: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов), преобладание первой тенденции, именуемой аристократическая, приводит к тому, что правящий класс становится закрытым, что вызывает стагнацию общества. Так, различают два типа элит — открытый, свободный для притока представителей совершенно различных слоев общества, и закрытый, формирующийся из достаточно ограниченного, замкнутого круга представителей, основанный на основе узкой социальной базы. Любая элита нуждается в обновлении. Обновление элиты общества, а также изменение, происходящие в ее социальном и качественном составе, происходит на основе существующей системы рекрутирования.
Американский политолог Б. Рокмэн выделяет две тенденции отбора элит — гильдийную и антрепренерскую. Гильдийная система характеризуется закрытостью, в ней отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется главным образом из нижестоящих слоев этой же элиты. Как правило, для этого типа характерен медленный карьерный рост либо вовсе его отсутствие. Кроме того, присутствует высокая степень институциализации процесса отбора, а также наличие многочисленных фильтров — формальных требований для занятия должностей, небольшой, относительно закрытый круг селектората. Подбор и назначение кадров при данной системе осуществляется очень узким кругом руководителей, конкуренция фактически отсутствует. В сущности, представляет собой господствующий класс, слой, сословие, которые практически монополизируют политическую власть, так как государственные позиции заняты его ставленниками.
Исторической формой формирования элиты российского общества является местничество. По этому принципу назначение на высшие должности происходит не в соответствии с квалификацией и заслугами, а в соответствии со знатностью и родовитостью. Служилые чины представляли генеалогические слои боярства: звание бояр получали преимущественно выходцы из знатнейших титулованных княжеских родов и немногих старых московских фамилий. Порядок местничества жестко регламентировал не только состав элиты, но и ход внутриэлитной ротации, что блокировало выдвижение лиц на основе личных и служебных качеств, а также способствовало консервации элиты. Местничество не только ухудшало качество элиты, но и нарушало принцип всесословности обязанностей перед государством, определявшего вхождение в состав политической элиты на основе государственной службы.
Разновидностью системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования элиты. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все ключевые должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху. Так, например, номенклатурная система привела к эпохе застоя. Ключевая характеристика СССР периода Брежнева — геронтократия, то есть власть стариков. Рост среднего возраста представителей власти шел огромными темпами. Если еще в 1940 году средний возраст членов Политбюро составлял 51 год, то в 1980 году он составлял уже 70 лет. Возможности карьерного продвижения были ограничены низкой сменяемостью элит, высшие государственные должности занимались фактически пожизненно.
Антрепренерская система рекрутирования элит совершенно противоположна системе гильдий. Она отличается открытостью, возможностью для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций, небольшим количеством формальных требований и институциональных фильтров. Данную систему отличает широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны, высокая конкурентность отбора, соперничество за занятие руководящих постов. В соответствии с антрепренерской системой рекрутирования происходит изменение состава элиты, первостепенная значимость для этого отводится личным качествам, индивидуальной активности, умению найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.
Франклин Делано Рузвельт — великий президент США и единственный, кто избирался на эту должность четыре раза подряд. В эпоху Великой Депрессии он сумел вывести страну из нее, благодаря чему пользовался безусловной поддержкой в обществе, он сумел преодолеть серьезный экономический кризис. Всё это сделал человек, прикованный к инвалидному креслу. Процесс рекрутирования элиты в каждом обществе происходит в соответствии с определенными правилами, осуществляется через определенные каналы рекрутирования. Каналы рекрутирования — это общественные институты, через которые осуществляется переход представителей масс в элиту. Институт образования, государственный аппарат, бизнес, партии, церковь, армия являются важнейшими каналами рекрутирования.
Внутриэлитные процессы кадровых перемещений называются ротацией кадров или внутриэлитной ротацией. Развитие кадровых технологий является одним из средств достижения основной цели, заключающейся в создания эффективной и компактной системы государственного управления, которая быстро и качественно осуществляет свои функции в интересах граждан, общества и государства. Применение ротации, в частности, связывают с предупреждением и пресечением коррупции чиновников.
Исследование международного опыта показывает, что во многих странах механизм ротации государственных служащих широко используется ради повышения профессионального уровня и качества работы государственного аппарата. Например, Германия — одна из стран с наиболее развитой системой государственной службы. Согласно разработанной в 2004 г. Федеральным министерством внутренних дел программе по предотвращению коррупции в органах федеральной власти основным методом решения проблемы, ее предотвращения и профилактики является анализ уровня коррупции должностей, а также ограничение срока службы на государственных должностях (до 5 лет) с последующей ротацией.
Таким образом, можно сделать вывод, что автор был абсолютно прав. Рекрутирование — это важнейшим механизм формирования политической элиты, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций и от которого зависит функционирования политической системы. С позиций теории элит, рекрутирование является центральной функцией любой политической системы и, как следствие, индикатором ценностей, значимых для завоевания элитной позиции в конкретном обществе, а также основной составляющей картины распределения политического влияния. Принципы рекрутирования элиты имеют особую важность для политической системы, способствуя либо ее укреплению, либо разрушению, обеспечивая более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам либо ограничивая их.
Литература:
- Ашин Г. К. Рекрутация элит// Власть 1977.-№ 4
- Восканян С. С. Бюрократия и правящая элита. Сравнительный анализ: Авто-реф. Дис.канд. философ. Наук. Ростов-на-Дону,1995
- Политология. Курс лекций/ под ред. М. Н. Марченко.–М.,2006
- Политология. Учебник. Мельвиль А.ЛО. и др. М. Издательство «Проспект» 2010