«Посиделки с мамами»: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с традициями национальных праздников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутакова, Л. Н. «Посиделки с мамами»: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с традициями национальных праздников / Л. Н. Кутакова, Н. В. Петухова, Е. Т. Лузгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 305-308. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61164/ (дата обращения: 17.10.2024).



Народные праздники, обряды являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Они играют большую роль: способствуют сближению людей, поднимают настроение, формируют праздничную культуру.

Накануне Дня матери мы пригласили родителей (мам и бабушек) принять участие в совместном с детьми развлечении в русском стиле. Мамы и дети погрузились в атмосферу народных игр, песен, частушек. Дети и родители получили заряд бодрости, радости и единения. Мы считаем, что такие мероприятия помогут каждому ребенку почувствовать себя частью великого целого — русского народа, нашей страны. Помогут научиться уважать и ценить прошлое, настоящее и заботиться о будущем. Предлагаем познакомиться со сценарием.

Сценарий фольклорного праздника, посвящённого

Дню Матери встаршей группе.

Цель: Раскрыть значение фольклора как средства воспитания патриотических и нравственных качеств дошкольников.

Задачи:

– Сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора;

– Познакомить с историей и традициями русского народа;

– Научить понимать обряды и обычаи русского народа;

– Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

– Воспитывать любовь и уважение к матери, чувство благодарности;

– Способствовать сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Материал иоборудование. Зал украшен под русскую избу: столы, скамейки, сундук, самовар.

Ход мероприятия:

(входит первая Хозяюшка в русском народном костюме)

1 Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас в нашей горнице. Добро пожаловать на наши посиделки!

Пригласили мы гостей со всех волостей. Да где же они? Далеко ли? Близко?

Красны девицы, да добры молодцы,

Поскорее наряжайтесь и на посиделки собирайтесь!

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах.

1 Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, будьте, как дома!

Дети: Здравствуйте!

Хозяюшка: Давно вас поджидаем, праздника не начинаем.

Милости прошу, садитесь. Для каждого найдется и местечко, и словечко.

1 ребенок: Гости — люди подневольные, где посадят, там и сидят.

1 Хозяюшка: Гостям всегда почет, а хозяевам — честь! Сядем рядком, да поговорим ладком!

Дети рассаживаются на скамейках

1 Хозяюшка: В последние дни осени в России отмечают замечательный, тёплый и сердечный праздник — День Матери. И мы собрались на наши посиделки попеть да поплясать, поиграть да позабавиться, как это бывало раньше на Руси. Народ в старину всё больше был не грамотный, да всё подмечал, да меткие изречения сочинял. До сих пор пословицы и поговорки из уст в уста передаются, да в книгах издаются.

2 ребенок: Мы пришли, песни принесли, пляски задорные, хороводы народные, ласковые слова для мамочек!

3 ребенок: При солнышке светло, при матери — добро!

4 ребенок: Птица рада весне, а младенец матери!

5 ребенок: Нет лучше дружка, чем родная матушка!

6 ребенок: Материнская ласка конца не знает!

7 ребенок: Любой матери свое дитя мило!

8 ребенок: Родных много, а матушка роднее всех!

1 Хозяюшка: Много добрых слов знают дети о мамочках своих, молодцы!

9 ребенок: Аеще мы мамочек в хоровод позовем,

Вместе спляшем и споем!

ХОРОВОД «КАК УНАШИХ, УВОРОТ»

(входит вторая Хозяюшка с хлебом — солью)

2 Хозяюшка: Мир вам, гости долгожданные, что явились в добрый час

Встречу тёплую желанную мы готовили для вас.

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Мама-гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

2 Хозяюшка: В тесноте, да не в обиде!

Я принесла вам хлеб и соль на посиделки русские.

Каравай вам подносим, с поклоном отведать просим.

(все отламывают по кусочку хлеб)

IMG_0298

1 Хозяюшка: Отдых — это не безделье, а время игр и новостей,

Продолжаем посиделки для друзей и для гостей.

2 Хозяюшка: Для разминки — выпрямим спинки.

Мамочки и ребятки, отгадайте наши загадки!

Загадки:

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

Кто говорит на всех языках? (эхо)

Что нельзя съесть на завтрак? (обед или ужин)

Под каким деревом во время дождя сидит заяц? (под мокрым)

2 Хозяюшка: Здорово! Быстро отгадали все загадки!

1 Хозяюшка: А я тоже одну знаю: «Сама не ест, а всех кормит» (ложка)

Правильно — это ложка, а попадет в руки к мастеру, так заиграет, запоет, прямо за сердце берет! Предлагаю нашим мамам всем на ложках сыграть, а девчонки и мальчишки будут весело плясать!

«Оркестр ложкарей ирусский перепляс»

1 Хозяюшка: Посиделки — это не только веселье, но и рукоделье!

Клубочек мотаем — сюрприз получаем!

Игра «смотай клубочек»

(всем за работу угощение — сушки)

2 Хозяюшка. Русский народ умел не только хорошо трудиться, но и веселиться. Хотите поиграть?

«Игра слентой»

(Мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Вышел (имя) погулять, стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать — кому ленточку отдать (дети останавливаются)

Поклонись, поклонись, да за ленточку держись.

Мальчик: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. (Игра повторяется 4 раза.)

2 Хозяюшка: А теперь игра простая, называется она — «Моя мама золотая!» (если мама это делает, то мы хлопаем, а если нет, то топаем)

— готовит обед; — играет в футбол; — моет посуду; — передвигает мебель; -- водит машину; — поливает цветы; — читает книги; — стирает белье; — ходит в магазин; — смотрит телевизор; — украшает дом; — лежит на диване; — пришивает пуговицы; — обнимает своего ребеночка…

Ух! Отбили ладошки! Все самые громкие аплодисменты для вас наши мамочки!

1 Хозяюшка: Еще наши дети стихи для мам приготовили:

1 ребенок: Мама — самое главное слово,

Всем ребятам с рожденья знакомо.

Слово «мама» такое родное,

Очень тёплое, очень живое.

Люблю тебя, мама! За что? Я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню

За это, родная, тебя я люблю.

2 ребенок: Мама — это небо! Мама — это свет

Мама — это счастье. Мамы лучше нет.

Мама — это сказка. Мама — это смех

Мама — это ласка. Мамы любят всех.

Спасибо всем мамам за теплоту,

Спасибо за нежность и красоту.

Нам крикнуть хочется сейчас –

Все дети: «Спасибо, что вы есть у нас!»

2 Хозяюшка. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Мы когда гостей встречаем, самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

Песня «Приглашаем всех на чай!»

(Хозяюшка выносит самовар)

2 Хозяюшка: На Руси один зарок: кроме всякой пищи,

Утром — чай, в обед — чаёк, вечером — чаище.

1 Хозяюшка: Счая лиха не бывает! — так в народе говорят.

Чай — здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Угощайтесь на здоровье!

2 Хозяюшка. Дорогие гости!

Пожалуйте за столы дубовые, за скатерти узорные

Хозяев потешьте, пирога поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

(Чаепитие, во время которого хозяюшки рассказывают историю самовара, подкрепляя рассказ поговорками:

— Чай пьешь — здоровье берешь;

— Чай пить — приятно жить;

— Если чаю не попьешь — где же силы наберешь?)

IMG_0307

1 Хозяюшка: Чай пьем и частушки поем!

Частушки (поют мамы идети)

1 Моя мама очень важный и серьезный человек

Ну, а дома самый славный приготовит нам обед.

2. Мама милая моя сказки мне читает

Я ещё совсем не сплю, а мама засыпает.

3. Сам почистить раз в году я решил сковороду,

Но потом четыре дня не могли отмыть меня

4. Улыбаюсь я, как мама, так же хмурюсь я упрямо,

У меня такой же нос и такой же цвет волос!

5. Кто в семье послушный самый вы скажите прямо.

Ну, конечно, я отвечу, это наша мама!

2 Хозяюшка: Как ладно да складно вы поёте. Хочу вам сказать, дорогие наши гости, что раньше в каждом доме был оберег от злых духов. (Показ слайда).

Люди с давних времён верили, что обереги охраняют их от болезней и всего плохого. В наше время обереги тоже популярны. Можно, конечно, оберег купить готовый, но лучше сделать его своими руками. Но правда есть одно правило — нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того — обереги, которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, детьми считаются самыми сильными.

Вот наши дети и постарались — своими руками сделали для вас оберег, чтобы вы всегда были здоровы и счастливы! И прямо сейчас их вам вручат.

1 Хозяюшка: Дорогие мамы! Пусть ваши дети дарят вам доброту, внимание, любовь и радуют вас успехами!

А вы, детки, не огорчайте своих мам!

Ведь мама на свете одна и ею надо дорожить.

2 Хозяюшка: Ох, и засиделись мы с вами, темно уж на улице, пора по домам расходиться. Спасибо, что пришли к нам! Мы гостям всегда рады! До свиданья и до новых встреч!

viber image 1

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Хозяюшка, мама, русский народ, гость, Русь, Чай, день Матери, Дорогой, Моя мама.


Похожие статьи

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Формирование у воспитанников представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором

«Сказочная карусель»: планирование летней оздоровительной кампании для детей с ментальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста

«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России»

Приобщение дошкольников к родной культуре через народные игры

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Интеллектуально-психологическая игра с элементами песочной терапии «В гармонии с природой» для родителей воспитанников ДОУ

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Особые дети»: первые шаги к коррекционно-развивающим занятиям (из личного опыта)

Похожие статьи

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Формирование у воспитанников представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором

«Сказочная карусель»: планирование летней оздоровительной кампании для детей с ментальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста

«Вся Московская земля начиналась от Кремля»: социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью посредством досуговых мероприятий в рамках работы «Урок России»

Приобщение дошкольников к родной культуре через народные игры

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Интеллектуально-психологическая игра с элементами песочной терапии «В гармонии с природой» для родителей воспитанников ДОУ

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Особые дети»: первые шаги к коррекционно-развивающим занятиям (из личного опыта)

Задать вопрос