Одним из лучших методов развития познавательной активности, самостоятельности и креативности мышления, повышения эффективности и продуктивности учебного процесса считают проблемное обучение, а чтение является наиболее подходящим видом речевой деятельности, позволяющим перейти к использованию проблемных методов обучения. В. Оконь считал, что проблемное обучение — это «… совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [3, с. 68].
Наиболее распространёнными методами проблемного обучения на уроках иностранного языка являются метод проектов, метод дискуссий, метод кейсов и критическое мышление.
В условиях глобализации значительное место в нашей жизни занимает общение на иностранном языке, а значит и иноязычное чтение. Чтение является способом общения, опосредованного текстом, т. к. в процессе чтения создается эффект диалога. О чтении как способе общения свидетельствуют и его функции: познавательно-коммуникативная, регулятивная, ценностно-ориентационная, конвенциональная. «Чтение представляет собой сложное умение, сложную творчески-познавательную деятельность человека, в которой высокоразвитые навыки зрительного восприятия находятся в диалектическом взаимодействии с процессами мышления, воображения, с процессами эмоционально-волевой сферы читающего» [2, с. 574]. По мнению М. З. Биболетовой «…важнейшая функция иностранного языка как учебного предмета в существенной степени реализуется через читательскую грамотность» [1, с. 15].
Выполнение предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий к текстам позволяет овладеть технологией чтения. Проблемно-поисковая организация урока чтения мотивирует школьников к самостоятельным поискам, анализу, сопоставлению и обобщению информации на иностранном языке.
На основе проведенного анализа методических материалов мы разработали комплекс упражнений к блоку «Страноведение», который учитель может использовать в дальнейшем. Предлагаем Вам ознакомиться с упражнениями по теме «Германия».
Üb.1. Lest das Zitat und übersetzt es. Seid ihr einverstanden mit dieser Behauptung? Warum?
„Deutschland bildet das Zentrum Europas“. (B. Obama)
Übung 2. Was ist Deutschland für euch?
Übung 3. Was könnt ihr über Deutschland erzählen? Was möchtet ihr noch über Deutschland erfahren?
Übung 4. Das ist ein Baum mit Fragen. Versucht die Fragen zu beantworten.
Рис. 1. «Дерево предсказаний»
Übung 5. Sprecht bitte nach
der Nebenfluss — приток (реки) der Binnensee — внутриматериковое озеро vielfältig — разнообразный bedecken — покрывать führend — ведущий, главный der Industriezweig — отрасль промышленности die Landwirtschaft — сельское хозяйство, земледелие das Getreide — зерновые культуры |
sich entwickeln — развиваться die Viehzucht — скотоводство der Staat — государство die Verfassungsorgane –конституционные органы die Regierung — правительство das Staatsoberhaupt — глава государства bestimmen — определять die Richtlinie — основное направление, директива |
Übung 6. Lest den Text vor. Versucht das Wichtigste zu verstehen. Текст можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/3gvc/3DEQ41ZCv
Übung 7. Welche Fragen aus der Übung 4 habt ihr richtig beantwortet? Welche Fragen habt ihr falsch beantwortet? Wie ist es richtig?
Теоретические положения, изложенные нами выше, а также разработанный комплекс упражнений были проверены на практике на уроках немецкого языка. Применение разработанного комплекса упражнений проводилось в естественных условиях учебного процесса, не нарушая его.
Для того чтобы выявить эффективность использования проблемного подхода при обучении чтению на немецком языке, опытное обучение было разбито на два этапа. На первом этапе мы не использовали проблемные задания и тексты проблемного характера, а на втором этапе нами активно использовался проблемный подход. На каждом этапе мы определили мотивацию учащихся к изучению немецкого языка и осуществили контроль навыков чтения. Для определения уровня мотивации учения нами была выбрана методика по оценке уровня учебной мотивации М. И. Лукьяновой. При анализе результатов проведенной методики на первом этапе мы выяснили, что у 18 % учащихся наблюдается высокий уровень мотивации, у 27 % — сниженный уровень, у 55 % — нормальный уровень мотивации. В четвертой четверти мы повторно провели анкетирование учащихся. При анализе результатов методики нам удалось выяснить, что у 18 % учащихся наблюдается очень высокий уровень мотивации, 55 % учащихся обладает высоким уровнем мотивации, а 27 % — нормальным уровнем мотивации.
Также нами была проведена первичная диагностика уровня навыков чтения на немецком языке. Мы предложили учащимся задания в форме ОГЭ из демонстрационной версии 2019 года раздела чтения, так как данный формат заданий знаком учащимся. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что учащиеся довольно хорошо владеют навыками чтения на немецком языке, но данный вид речевой деятельности все-таки вызывает у них некоторые трудности. Двое учащихся получили оценку «отлично», пятеро — «хорошо», четверо — «удовлетворительно», что соответствует 18,2 %, 45,5 % и 36,3 %. Средний балл составил 3,8. В четвертой четверти мы провели вторичный контроль навыков чтения. В ходе анализа полученных результатов мы выяснили, что многие учащиеся улучшили показатели владения навыками чтения на немецком языке. Так четверо учащихся получили оценку «отлично», что составляет 36,3 %, пятеро учащихся получили оценку «хорошо» — 45,5 %, двое учащихся получили оценку «удовлетворительно» — 18,2 %. Средний бал составил 4,2.
Рис. 2. Результаты диагностик
В конце четверти мы провели опрос среди учащихся, направленный на определение эффективности применения проблемного подхода при обучении чтению. Нам удалось выяснить, что наибольший интерес для учащихся представляют такие темы, как музыка, искусство, праздники и традиции, жизнь в других странах, путешествия, города и достопримечательности, история страны, культура, мода, а также актуальные проблемы в наши дни. 60 % опрошенных нравится искать и отбирать необходимую информацию самостоятельно. 90 % опрошенных предпочитают творческие задания и считают, что использование проблемных заданий позволяет им совершенствовать навыки речевого общения на немецком языке. Большинство учащихся считает, что выполнение дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий помогает им отобрать и усвоить необходимую информацию, а также лучше понять содержание. Учащиеся предпочитают следующие приемы работы: перевод, ассоциации, нахождение соответствий, заполнение пропусков, обсуждение, ролевая игра, описание, викторина.
Таким образом, использование проблемного подхода в современном мире является помощником в изучении иностранного языка. Чтение является одним из важнейших средств развития других видов иноязычной деятельности — говорения и письма. Поэтому нам представляется важным увлекать учащихся процессом чтения, таким образом, увеличивая их интерес к языку. А использование проблемного подхода позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, а также развивать их самостоятельность и творческую активность. Исходя из анализа проведенного исследования, мы можем говорить о том, что использование проблемного подхода на уроках немецкого языка эффективно.
Литература:
- Биболетова М. З. Возможности предмета «иностранный язык» в развитии читательской грамотности как метапредметного умения / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева, К. А. Габеева // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 5. — С. 13–19.
- Комарова Е. В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 574–576.
- Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968.