Ключевые слова: творческий акт, личность, «обыватель», индивид, общество, жизнь.
Типологическое разделение всех людей основывается на категории «существования», которую мы встречаем в первую очередь у Сёрена Обю Кьеркегора, создателя данного учения. «Существование» основывается на внутреннем мире человека, его стремлениях, чувствах и настроения. «Обыватель» (или как у Кьеркегора человек с улицы), в рамках категории «существования», это человек, который не только не осознал, как существовать, но и то, что он существует, все его стремления подавлены. В качестве «обывателя» же у Н. Бердяев мы видим индивида, как естественное, органическое существо. Его понимание перекликается с христианским видением Ветхого человека и человека натурального, человека природы в классической философии.
Как и Кьеркегор, Н. Бердяев рассматривает существование, как подлинное и неподлинное. «Обыватель», это индивид, существование которого неподлинно. Неподлинное существование — это полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания. [4, С. 169] При чем учитывая трехэтапную теорию, на которой основано разделение людей на типы, мы видим, что «обыватель» это еще не стадия, не ступень развития, и даже не тип (как этик, эстетик и религиозный человек), это чистый шаблон, который только может пройти ступени развития для восхождения к Богу, примирению с самим собой. [4, С. 355]
В трудах Н. Бердяева мы видим, что «обыватель», человек который пытается жить так, как окружающие, то есть не сам определяет свою жизнь, но повторяет пример других, заводит семью, зарабатывает деньги, одевается со вкусом и т. д. «Обыватель» отличается от других типов людей тем, что он не знает о возможности выбора, который приведет к изменению его жизни, именно поэтому эта категория человеческого существования не является стадией, потому что он не делает попыток встать, он стоит на месте, не имея выбора, потому что не осознает его. Возможность и осознание выбора, ключевые моменты в философии Н. Бердяева о человеке, ведь без осознания выбора у человека, нет подлинной свободы. [3] Возможно поэтому «обыватель», являющийся лишь индивидом, а не личностью, презираем, и не вызывает чувства сострадания, так как это чувство он даже не способен осознать. Он является прежде всего натуралистической, биологической категорией и генерируется биологическим родовым процессом. Человек, как часть общества, подчиняется обществу и также смертен как оно. Наделенный определенной организацией тело-душа, человек может иметь свои собственные социокультурные характеристики, которые отличают его от других людей, и поэтому он способен изолировать себя от вида и даже противопоставить себя ему. «Обыватель» всего лишь социологическая категория, и в этом качестве он подчиняется обществу. Индивид, подчиняющийся естественным и социальным законам, по словам Бердяева, является частицей мироздания. Рассматривая человека как образ и подобие Бога, философ утверждает, что они реализованы в человеке как личность. И поскольку образ и подобие Бога — это реализация духа, именно он «составляет личность, приносит просветление и трансформацию биологического индивида, делает личность независимой от естественного порядка». Таким образом, человек, по словам Бердяева, является духовной, а не естественной реальностью, он не подчинен ни природе, ни обществу и возвышается над естественной жизнью. Именно наличие личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем призвании. Для Бердяева, бесспорно, то что «обывателю» необходимо, чтобы освободить себя от природы, выбрать стремление к божественному миру, раскрыть личность в себе, выражающее универсальное содержание, присущее ей. Анализируя существующие представления о человеке, Бердяев подчеркивает, что они видели в нем только те или иные отдельные стороны, а не полное единство и его внутреннюю сложность. Натуралистический антропоцентризм изучает человека как усовершенствованное животное, «которое в длительном процессе эволюции через дисциплину и тренировку цивилизации, государственности и общественности превращается в человека». [1, С. 3] Осуществив, таким образом, естественные и социальные начала в человеке, он рассматривает его как частично познаваемого человека. С научной и позитивной точки зрения человек является лишь малой частью бесконечного природно-космического мира и, следовательно, узником материальной необходимости. Он связывает человека «так сильно, что его сознание затемнено, его высшее происхождение, причастность к его высшей духовной реальности забыты». Рабство, по Бердяеву означает, отчуждение себя от духа, «выброшенность вовне человеческой природы» [2, С. 4], утрату человеческого достоинства.
Человек — это существо, которое может подняться над собой, и это возвышение над самим собой, выходящее за его пределы, является творческим актом человека. Именно в творчестве человек преодолевает себя, творчество — не самоутверждение, а самопреодоление. Самый маленький акт человека — творческий, и он создает первый в мире. Любое живое, неохлаждаемое отношение человека к человеку — это создание новой жизни. Это в работах человека, наиболее похожих на Творца.
Каждый акт любви — это творческий акт. Не творческая деятельность — это, по сути, пассивность. Человек может произвести впечатление большой активности, сделать очень активные жесты, распространить шумное движение вокруг себя и в то же время быть пассивным, быть во власти сил и страстей, которые он освоил. Творческий акт — это всегда господство духа над природой и над душой и предполагает свободу. Творческий акт не может быть объяснен от природы, он будет объяснен от свободы, в него всегда входит свобода, которая не определяется какой-либо природой, не определяется бытием. Творчество — это творчество от свободы, то есть оно содержит неопределенный элемент, который вводит новизну. Способность человека быть творцом иногда противоречит тому, что человек — больное существо, раздвоенное и ослабленное грехом. Этот аргумент недействителен. Можно также сказать, что человек творит именно потому, что он болен, раздвоен и недоволен собой. Творчество, как эрос Платона, имеет источник не только богатства и изобилия, но также бедности и дефицита. Творчество — один из способов исцеления больного человека. Работа преодолевает двойственность. В творческом акте человек теряет самообладание, перестает погружаться в себя и мучает себя. Основной проблемой антропологии является проблема личности, о которой я говорю.
Если бы человек был только человеком, он не поднялся бы над миром природы. Человек является натуралистической, прежде всего биологической категорией. Индивидуум — это «неделимый» атом. Все относительно устойчивые объекты, отличающиеся от окружающего мира, такие как карандаш, стул, часы, драгоценный камень и т. Д., могут называться индивидуумами. Человек является частью гонки и зависит от расы. Биологически это происходит из лона естественной жизни. Индивид также является социологической категорией, и в этом качестве он подчиняется обществу, есть часть общества как «атом» социального целого. С социологической точки зрения человеческая личность, понимаемая как личность, выглядит как часть общества и очень маленькая часть. Конечно, человек защищает свою относительную независимость, но он все еще живет в лоне клана и общества, он вынужден считать себя частью, которая может восстать против целого, но не может противостоять ему в целом. Его полная противоположность — личность (идеал духовности), которую мы рассмотрим в нашей работе ниже.
Литература:
- Бердяев Н. А. Проблема человека. (К построению христианской антропологии)// Путь», 1936, № 50, 26 с.— vehi.net›berdyaev/chelovek.html
- Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995–164 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы (1911) // Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989
- Кьеркегор, С. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998, — 530 с.