На современном этапе общественного развития главной целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированных кадров, готовых к профессиональной деятельности в изменившихся социально-экономических условиях, способных принимать своевременные решения, адекватно оценивать перспективы развития производства и планировать стратегию его развития и собственную профессиональную деятельность.
Изменения, происходящие в экономической и социокультурной сфере общественной жизни, предъявляют свои требования к содержанию и методологии профессиональной подготовки обучающихся различных уровней образования, такие как повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников, личностно-ориентированный подход к разработке образовательных программ, появление потребности в высококвалифицированных специалистах, способных своевременно реагировать на постоянно изменяющиеся условия на рынке интеллектуального труда, расширение сфер профессиональной деятельности студентов.
Профессиональная подготовка выпускника является одним из необходимых элементов формирования профессиональной направленности личности студентов в условиях стандартизации образования, поэтому основной задачей профессиональных учебных заведений является социокультурное и профессиональное формирование и развитие личности, в соответствии с ее способностями и интересами, а также с социально-экономическими потребностями общества и государства.
Непрерывность образования является одной из основных тенденций развития профессионального образования в России. Под непрерывным образованием понимается процесс формирования и развития личности, продолжающийся всю ее жизнь. К непрерывному профессиональному образованию можно отнести такие понятия, как личность, образовательные программы, образовательные процессы и организационные структуры. Одной из главных задач профессиональных учебных заведений различного уровня является создание условий для самореализации обучающегося и его дальнейшего развития.
Целью среднего профессионального образования в России является подготовка квалифицированных рабочих и служащих и подготовка специалистов среднего звена, оно представляет собой углубление и расширение знаний, умений и навыков на базе основного общего или среднего полного общего образования. Необходимость в особой подготовке кадров среднего звена появилась вследствие процессов специализации труда.
Совершенно новым способом подготовки обучающихся выступает формирование определенных знаний, умений и навыков об основах производственной деятельности на базе общеобразовательных предметов, тесно связанных с дисциплинами профессионально-технического цикла, поскольку подобная взаимосвязь повышает качество профессиональной подготовки обучающихся. Кроме того, изучение специальных предметов не только закрепляет общие знания и умения, но и позволяет углубить и дополнить их при рассмотрении научных основ производственной деятельности. Достигается подобное путем установления межпредметных связей, интеграции различных предметов общего и профессионального циклов.
В современном мире среднее профессиональное образование имеет большое значение для удовлетворения как личностных, так и общественных и государственных образовательных потребностей. Особое место в системе профессионального образования занимает подготовка специалистов среднего звена в социальной и экономической сферах деятельности. В социальных отраслях выпускники средних профессиональных учебных заведений осуществляют деятельность в области права, образования и здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта и др. Специалисты среднего звена в экономической сфере занимаются решением экономико-организационных задач в различных финансовых службах предприятий, а также в организационных подразделениях, ответственных за бухгалтерский учет и статистическую отчетность. В настоящее время в связи с особенностями экономики и производства, а также с перспективами развития общества постепенно увеличивается потребность в специалистах среднего звена, происходит изменение их роли и функций в производственной и социокультурной сферах общественной жизни, повышаются требования к их компетентности и качеству труда.
Высшее образование позволяет приобрести фундаментальные теоретические знания и компетенции по выбранной специальности или направлению подготовки по основным дисциплинам гуманитарного, социально-экономического и информационно-технологического профиля. Умения и навыки, которые обучающийся приобретает в высших учебных заведениях, имеют большую область применения и позиционируются как умения и навыки высокого уровня. В системе современного высшего образования приоритетом пользуются интересы личности и общества, направленные на максимальную реализацию внутреннего потенциала обучающегося посредством решения таких задач, как:
– гармоничное взаимодействие человека с природой, основанное на изучении современной научной картины мира;
– успешная социализация обучающегося, основанная на его взаимодействии с социокультурной средой;
– интеллектуальное развитие обучающегося, основанное на изучении современных методов научного познания;
– создание условий для непрерывного самообразования и саморазвития человека, а также для реализации его трудового потенциала.
Несмотря на все положительные стороны, существующая система непрерывного профессионального образования в России на данном этапе не способна обеспечить профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на должном уровне, поскольку при формировании и выполнении образовательного заказа профессиональными учебными заведениями не в полной мере учитываются требования рынка труда. Кроме того, это происходит из-за того, что большинство работодателей не участвует в формировании образовательного заказа на требуемых в их организациях специалистов, из-за чего происходит разрыв между теоретической подготовкой выпускников образовательных организаций и их дальнейшей практической деятельностью.
Таким образом, непрерывное профессиональное образование в России можно рассматривать с двух сторон: как педагогическую систему, которая представляет собой совокупность средств, методов и форм приобретения, расширения и углубления знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, а также как процесс формирования и удовлетворения познавательных запросов и духовных потребностей личности, развития ее творческих и профессиональных способностей посредством обучения в профессиональных учебных организациях и самообразования.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. — М.: 2017.
- Жуков Г. Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА, 2018.
- Сластенин В. А. Педагогика профессионального образования. — М.: 2016.