Значение формирования социокультурного цифрового пространства музеев Арктики в рамках реализации гранта «Проектный офис развития Арктики» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, М. А. Значение формирования социокультурного цифрового пространства музеев Арктики в рамках реализации гранта «Проектный офис развития Арктики» / М. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 415-420. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61207/ (дата обращения: 15.11.2024).



В связи со снижением количества посещения музеев и развитием информационного интернет пространства с учетом особых климатических и географических условий Арктики, проект имеет важную актуальность в области: сохранения и тиражирования культурного наследия на жителей РС(Я) и РФ, внедрение современных технологий для актуализации культурной сопричастности населения к своему наследию, обеспечение социо-культурного и экономического развития. Проблема посещаемости музеев стоит не только перед Булунским районом, который территориально достаточно изолирован из-за высокой стоимости авиасообщения. Данная проблема является и общероссийской, и мировой. В связи с этим во многих уголках России и в мире в целом, реализуются проекты по формированию нового качества музейного пространства. Наш проект по формированию социокультурного пространства направлен на преодоление сложившегося мнения о музее, как о хранилище экспонатов, в музей нового формата через создание информационного ресурса и его детального наполнения.

Наш проект получил название «Формирование социо-культурного цифрового пространства музеев Арктики на примере МБУ «Тиксинского музей изобразительного искусства и культуры Арктики», который стал победителем в конкурс грантов Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» (г.Москва). Цель проекта: преобразование социокультурной и цифровой среды вокруг музеев Булунского района и Арктики с помощью современных интернет-технологий.

Проект победивший в конкурсе «Проектного офиса развития Арктики» в рамках реализации гранта носит двойное назначение: с одной стороны создание цифровой среды в Арктики в рамках музейного пространства, с другой стороны включение в активную трансформацию социальной и культурной среды музея, как основного источника сохранения наследия Российской Арктики, первопроходцев, культуру и обычаи Коренных малочисленных народов Севера.

Для района, проект — это возможность обеспечить сохранение национально-культурных традиций и предметов быта коренным малочисленных народов Арктики и первопроходцев, привлечь туристов, оживить экономику, создать взаимосвязь и перспективу взаимодействия музеев Арктики в рамках единого информационного пространства.

Проект информатизации музея относиться к понятию цифровой экономики и изменение пространства работы музея с социокультурной средой. Существует множество подходов к определению понятия «цифровая экономика». Первые понятия, а также концепция современной цифровой экономики появились в конце прошлого века: в 1995 году американский информатик Николас Негропонте использовал метафору о переходе от обработки атомов, составляющих материю физических веществ, к обработке битов, составляющих материю программных кодов. Н. Негропонте говорил, что материальные вещества, рассматриваемые в виде сырья и продуктов, имеют свои недостатки, такие как: физический вес продукции, потребность в ресурсах для ее производства, в использовании площадей для ее хранения, логистические издержки и проблемы, связанные с транспортировкой товаров. Преимуществами цифровой экономики как «нового» вида экономики, на взгляд информатика, могли стать: отсутствие физического веса продукции, заменяемого информационным объемом, более низкие затраты ресурсов на производство электронных товаров, в несколько раз меньшая площадь, занимаемая продукцией (как правило электронными носителями), а также мгновенное глобальное перемещение товаров через сеть Интернет.

По мнению Крюковой А. А. и Михаленко Ю. А., цифровая экономика представляет собой сегмент экономических отношений, опосредованный техническими достижениями, глобальной сетью и информационными системами. Евтянова Д. В. указывает, что цифровая экономика — это автоматизированное управление хозяйством на основе передовых информационных технологий; новый экономический уклад, основанный на эффективном информационном управлении системой производства в рамках города, региона, страны, экономического содружества нескольких государств. Исследователь акцентирует внимание читателей на том, что понимать под цифровой экономикой только информационные системы и базы данных для аналитики — значит сделать шаг назад, тогда как наука уже в состоянии обеспечить создание платформ не только для хранения информации, но и для управления процессами.

Куприяновский В. П., Намиот Д. Е. и Синягов С. А. подчеркивают, что цифровая экономика характеризуется на порядок более быстрым возвратом вложенных инвестиций в конкретные проекты и более высокой доходностью по отдельным проектам, которые можно практически реализовать и, следовательно, этот вопрос затрагивает проблему вне предприятий и организаций, куда межгосударственные объединения и страны должны направить свои ресурсы, в том числе и финансовые.

Технические, научные, экономические и культурные изменения, произошедшие в мире на рубеже XX-XXI веков, значительно повлияли на общество и образ музея, в котором общество видит необходимость. Примерно до середины прошлого века основной задачей и обязанностью музеев была работа над сохранением и презентацией собственной коллекции.

Ситуация значительно изменилась с тех пор, и сейчас музей приобретает всё новые и новые функции. Музеи стали пространством для инноваций и экспериментов, а также важной площадкой для социального взаимодействия. Главная проблема, лежащая в основе данной работы — необходимость современных музеев удержать интерес посетителя. Схема коммуникации, которую музеи предлагают гостям, довольно традиционна и уже не может отвечать всем запросам современного человека. Несмотря на то, что уже с конца 1980-х гг. начался процесс постепенного перехода от информативной модели музея к коммуникативной модели, до сих пор нет работ, анализирующих теоретические основания этого перехода и представляющих единую структурную модель музея как коммуникативного организма. Как участник экономического рынка и функционирующая бизнес-структура, музей сегодня также должен решать вопросы своей финансовой окупаемости, получения прибыли и функционирования в среде конкуренции.

Вопрос качественного «апгрейда» — очень важная тема для современных музеев. Для того, чтобы включиться в новую форму коммуникации с посетителями, которая позволит музею сохранить и развить зрительский интерес, он должен «идти в ногу со временем», предлагая людям те способы взаимодействия, к которым современный человек привык, которыми он пользуется в повседневной жизни. Именно поэтому очень важно развитие в музеях цифровых технологий и их активное использование. Поскольку музеи в нашей стране в большинстве своём остаются консервативными организациями, они меняются и адаптируются к цифровым технологиям намного медленнее, чем повседневная культура. Сформированные точки зрения на проблему музейной коммуникации показали, что необходим переход от описания и анализа частей, составляющих коммуникационный процесс, к структурированию всех основных элементов коммуникации для дальнейшего моделирования целостной структуры их взаимосвязей. Если подобная структура будет создана, станет возможно говорить о музее как о новой коммуникативной системе. Научно-теоретическая база также обозначена в трудах, посвящённые мультимедийному музею как современному феномену, а также работы по мультимедиа и трансмедиа, которые помогают лучше понять особенности производства и потребления медиа и медийный контекст, в котором существуют современные музеи (Дженкинс, Манович, Ридинг). Значительную роль играют исследования современного голландского предпринимателя и музейного эксперта Джаспера Виссера. Успешным представляется опыт дигитализации в музеях Европы и США, однако качественная цифровизация музейного пространства с помощью всего арсенала технологий является крайне дорогостоящей. При этом цифровизация затрагивает все основные рынки, которые существуют на данный момент, также способствует появлению новых рынков, большинство из которых будет иметь сетевую природу. Россия фокусирует внимание на тех рынках, которые дают возможность созданию отраслей нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

«Мы не можем не учитывать, что живем в эпоху цифровой трансформации, и должны изменить логику своих действий на основе новых возможностей и инструментов, связанных с применением ИТ», — отметил Владимир Определенов, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по ИТ, в ходе своего выступления на конференции Smart Industry&City, организованной издательством «Открытые системы».

Именно музеи начали раньше других накапливать опыт применения самых многообещающих технологий: машинного зрения и дополненной реальности.

Концепции современных музей относиться к новому веянию мультимедийной культуры тонко пронизывающую жизнь города или поселения, и является логическим продолжением концепции Smart City и предполагает, что само пространство формирует человека, а музей должен быть максимально открытым, доступным, изменчивым и обладать качественной обратной связью. «В умном городе воспитание умного горожанина — во многом наша ответственность», — говорит Определенов.

Однако, несмотря на ряд позитивных тенденций, Арктика и арктическое музейной пространство в связи с отдаленностью, а также нестабильным интернет-соединением в отдаленных населенных пунктах от процессов полноценной цифровизации отстает. При этом район располагает кадровым потенциалом, а также рядом эксклюзивных экспонатов, которые не доступны для жителей России так как не оцифрованы и не размещены в открытом публичном доступе. Реализация нашего проекта позволит разрешить проблему на уровне Булунского района, в рамках «Тиксинского музей изобразительного искусства и культуры Арктики», а также позволит сформировать модельность действий при реализации схожих проектов в других районах Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Наш проект получил название «Формирование социо-культурного цифрового пространства музеев Арктики на примере МБУ «Тиксинского музей изобразительного искусства и культуры Арктики». Цель проекта: преобразование социокультурной и цифровой среды вокруг музеев Булунского района и Арктики с помощью современных интернет-технологий. Задачи проекта

  1. Обеспечить интернет-соединение отдаленного музея на территории Арктики (п.Тикси Булунского района) для внедрения цифрового пространства и современных технологий
  2. Создать доступ населения РФ к культуре и раритетам Арктики, хранящихся в Булунском районе
  3. Увеличить туристический поток из числа российских и иностранных граждан через оцифровку раритетов музея Булунского района
  4. Создать новые рабочие места на основе новой цифровой инфраструктуры на территориях реализующие проект, через преобразование социокультурной среды и увеличение туристического потока
  5. Обеспечить сохранение хрупкой культуры Арктики через механизмы оцифровки редких экспонатов
  6. Создать новые точки роста для повышения качества жизни населения и социально-экономического развития через внедрение цифровых технологий. В рамках проекта предполагается создать комплексный продукт и общественные блага:

1) Интегрированная музейная система районного уровня.

2) Единое информационное музейное пространство с интерактивными технологиями в Булунском районе с возможностью интеграции информации других музеев Арктики

3) Музеи станут выступать не только местом хранения информации и экспонатов, а активным преобразователем социальной среды благодаря созданной цифровой среде и активной социокультурной работе с населением.

  1. Дополнительным общественным благом станет создание рабочих мест для мастеров из числа Коренных малочисленных народов Севера (Арктики) при увеличении потока российских и иностранных туристов, «проходящих» через музей. Также мы определили план продвижения проекта

1) Формирование сайта музейного пространства в Булунском районе с возможностью интеграции информации с других Арктических районов России при последействии проекта.

2) Рассылка материала по популярным мессенджерам РС(Я).

3) Размещение информации на официальных сайтах органов муниципальной власти и государственных органах Республики Саха (Якутия)

4) Освещение информации о проекта в официальных СМИ Булунского района и Республики Саха (Якутия)

5) Р азмещение информации на информационных электронных ресурсах Булунского района и Республики Саха (Якутия)

Рассылка информации предполагается в форме анонсирования мероприятий для вовлечения широких масс участников.

В форме пост-релизов для закрепления эмоционального состояния у фактических участников, и создания лояльности у не участвующих мероприятиях

Определены критерий успешности проекта

  1. Увеличение количества российских туристов, посещающих музей.
  2. Увеличение количества иностранных туристов, посещающих музей.
  3. Сформирована целостная информационная музейная система района через сайт музея.
  4. Увеличение количества научный экспедиций этнологической культурной направленности через деятельность музея.
  5. Увеличение самозанятости населения национально-культурным мастерством при музеях (создание рабочих мест) через увеличение турпотока.
  6. Успешно апробированная практика позволит тиражировать опыт на музеи Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации

В рамках реализации проекта нами обозначены следующие риски реализации проекта

Риск 1. Задержка сроков реализации проектов в связи с метеорологическими условиями и ограниченным сроком активной логистики и интернета

Решение: 1. Планирование и контроль в рамках ТЗ по исполнению проекта, исполнитель проекта по созданию сайта находится в городе с быстрым стабильным интернет соединением, что позволяет избежать риска срыва срока реализации проекта.

Риск 2. Сезонность привлеченных туристов в отделенные поселения.

Решение: 1. Создание новых потоков туристов путем создания сайта на русском, английском, немецком языке с целью формирования иностранной туристически привлекательной среды. Формирование готового туристического продукта, полного цикла, с круглогодичным посещением.

Устойчивость проекта

  1. Коммерциализация проекта с целью формирования устойчивого финансового состояния и детальнейшего развития музеев в материально технической базе
  2. Развитие внутрирайонного и внешнего туристического потока через созданную информационную инфраструктуру создаст новый приток финансирования
  3. Поддержка эффекта от проекта возможна с помощью муниципального микрофинансирования при возникновении необходимости а также путем создания единых правил работы музейных организаций района с точки зрения позиционирования во внешние интернет ресурсы (российские и иностранные)
  4. Созданные рабочие места улучшат благосостояние населения, что потенциально увеличит благотворительные пожертвования на пост -реализацию проекта.

Потенциал научных результатов реализации проекта

  1. Создание сайта музея позволит открыть доступ к музейным экспонатам и их описание для специалистов музейного дела и ученных России и зарубежья
  2. Формирование цифровой среды даст механизмы позиционирования музея, для привлечения ученных этнологов, культурологов, биологов, краеведов, для посещения, изучения и создания научных трудов, что позволит также потенциально совершать новые открытия относительно темы Российской Арктики и первопроходцев.
  3. Научным результатом реализации проекта станет анализ преобразования социальной, культурной, образовательной и экономической среды через обновление форм работы музея, что возможно использовать для тиражирования практики на музеи РС(Я) и РФ.
  4. Сохранение экспонатов музея через оцифровку данных, и распространение по ведущим Российским высшим учебным заведениям для дальнейшего исследования.

Потенциал практических результатов реализации проекта:

  1. Изменение отношения к культуре со стороны местного сообщества.
  2. Интеграция местных сообществ в Российскую и международную музейную культуру путем использования цифровых технологий.
  3. Создание новых рабочих мест из числа мастеров коренных малочисленных народов Севера (Арктики).
  4. Позиционирование Российской Арктики как территории передовых технологий, что возможно использовать при изменении имиджа Российской Арктики и позиционировании России на международной арене
  5. Создание новых туристических маршрутов.
  6. Сохранение и развитие культуры Коренных малочисленных народов Севера (Арктики).
  1. 7.Создание новой формы взаимодействия через цифровизацию среды вокруг музея для посетителей и образовательного процесса населения.

Музеи Арктики, в частного в Булунском районе, располагают базой уникальных экспонатов, не доступные для широкого круга посетителей и туристов по причине устаревшей материально технической базы, отсутствием работы в информационном пространстве, отсутствие целенаправленной работы по привлечению туристов, отсутствие перехода на цифровые технологии. Также в связи с отдаленностью территории, дорогой транспортной схемой и местные жители оторваны от доступа к российской и мировой музейной и культурной жизни, что в целом вызывает социокультурный разрыв российской части Арктики и остальной части России. Получив поддержку в виде гранта «Проектного офиса развития Арктики» (г.Москва) мы можем реализовать перспективный проект для района.

Для района это возможность обеспечить сохранение национально-культурных традиций и предметов быта коренным малочисленных народов Арктики и первопроходцев, привлечь туристов, оживить экономику, создать взаимосвязь и перспективу взаимодействия музеев Арктики в рамках единого информационного пространства. Целевой группой нашего проекта выступаю: дети, молодежь, жители района и поселений, туристы из субъектов РФ, иностранные туристы российские ученые, иностранные ученые, музейное сообщество. Для детей, молодежи и жителей представленные коренными малочисленными народами Севера — это потребность в самоидентификации, сохранении культуры самобытности. Для туристов из субъектов РФ возможность прикоснуться к Российской Арктике, её культуре и истории. Для иностранных туристов Арктика является интересной диковиной, спрос на туризм и культуру в Арктике ежегодно возрастает.

Литература:

  1. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039414
  2. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039418
  3. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039431
  4. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039443
  5. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039458
  6. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039475
  7. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039479
  8. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039487
  9. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039491
  10. Официальный сайт МО «Булунский улус (район)» [Электронный ресурс] https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3039503
  11. Официальный сайт Экспертный центр «Проектный офис развития Арктики» [Электронный ресурс] https://porarctic.ru/blog/2018/08/21/grant-formirovanie-sotsio-kulturnogo-prostranstva-muzeev-arktiki/
Основные термины (генерируются автоматически): Булунский район, Арктика, музей, проект, цифровая экономика, малочисленный народ Севера, Российская Арктика, Якутия, музейное пространство, цифровая среда.


Похожие статьи

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся направления «Прикладная механика» в контексте реализации приоритетного образовательного проекта «5-100»

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации проекта "Кредиты в современной жизни человека"

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование этнического самосознания студентов педагогического колледжа в поликультурном образовательном пространстве Дальневосточного региона

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Социально-политические процессы в дальневосточном федеральном округе в контексте системы отношений «центр-регионы»

Туристический кластер Булунского района «Российский Север Арктики» как механизм повышения качества жизни населения и обновления инфраструктуры в отдаленных арктических поселениях

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ

Похожие статьи

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся направления «Прикладная механика» в контексте реализации приоритетного образовательного проекта «5-100»

Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области)

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе реализации проекта "Кредиты в современной жизни человека"

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование этнического самосознания студентов педагогического колледжа в поликультурном образовательном пространстве Дальневосточного региона

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Социально-политические процессы в дальневосточном федеральном округе в контексте системы отношений «центр-регионы»

Туристический кластер Булунского района «Российский Север Арктики» как механизм повышения качества жизни населения и обновления инфраструктуры в отдаленных арктических поселениях

Итоги теоретического этапа мониторинга адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ

Задать вопрос