В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, электронный вид, система межведомственного электронного взаимодействия
Система взаимодействия органов государственной власти является одним из ключевых факторов в процедуре предоставления государственных и муниципальных услуг. Появление и внедрение новых форм, при которых осуществляется взаимодействие органов публичной власти с физическими лицами и юридическими на территории разных субъектов Российской Федерации, представляет собой новый шаг в развитии государственных и муниципальных услуг и системы государственного управления в целом. В настоящее время на территории Российской Федерации основан и продолжает совершенствоваться механизм оказания услуг, критериями которого являются быстрота выполнения органами государственной и муниципальной власти, удобство и простота для пользователей, а также соответствии итогового результата высокому качеству исполнения.
В этой связи, изменение системы оказания государственных и муниципальных услуг является одним из важных достижений реформы государственного управления в Российской Федерации.
Как отмечает Струкова Н. А., в настоящее время в РФ используются следующие виды информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг:
- Традиционный бумажный документооборот осуществляется между сотрудниками организаций, которые участвуют в межведомственном информационном обмене;
- Обмен электронными формами традиционного бумажного документа с применением доступных электронных технологий информационного взаимодействия — системы электронного документооборота, электронная почта;
- Унифицированное информационное взаимодействие — осуществляется между информационными системами участников межведомственного электронного взаимодействия;
- Применение интерактивных запросных приложений, которые предоставляются некоторыми ведомствами в качестве пользовательских электронных сервисов через официальные сайты органов в сети Интернет или ведомственные электронные порталы. [1]
Приоритетным направлением межведомственного информационного взаимодействия является взаимодействие в электронной форме. Для этих целей в РФ создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), состоящая из региональных сегментов. Подробное описание процесса взаимодействия осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе электронного межведомственного взаимодействия». Данный нормативный акт определяет правила формирования и функционирования СМЭВ, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [2].
Перечень необходимых документов для оказания услуги устанавливается административным регламентом. Исходя из вышеизложенного количество запросов в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия напрямую зависит от количества необходимых документов.
Следовательно, от уровня межведомственного взаимодействия зависит качество, оперативность и доступность оказания государственных и муниципальных услуг. Несмотря на это, система взаимодействия органов публичной власти имеет следующие проблемы.
Некоторые органы государственной власти до сих пор не разработали единые формы и образцы документов, в которых содержаться сведения, необходимые для оказания услуги. Это, в свою очередь, приводит к тому, что информация, полученная в рамках межведомственного взаимодействия, противоречит действующим нормативно-правовым документам.
Помимо этого, в межведомственных запросах указывается неполная или неточная информация, поэтому для выполнения данных запросов требуется дополнительное рабочее время, что, в конечном счете, приводит к увеличению сроков предоставления той или иной государственной услуги. Также это может послужить основанием для отказа в предоставлении услуги, поскольку сведения, полученные посредством запроса, будут содержать недостоверную или неполную информацию.
Нестабильная работа электронных сервисов системы также является одной из главных проблем в процессе оказания услуги. Несмотря на то, что выполняется большой объем работы по совершенствованию сервисов межведомственного запроса, запуск новой версии или обновление уже существующей версии программы приводит к техническим ошибкам и перерывам в процессе предоставления услуги, что в свою очередь, приводит к увеличению сроков и в целом на качество оказываемой услуги.
Отсутствие единой информационной системы на сегодняшний день ведет к тому, что сотрудники органов осуществляют запросы по нескольким информационным системам. Также из-за переноса большого пакета данных сотрудниками органов власти, которые участвуют в процессе межведомственного взаимодействия, возрастает вероятность совершения ошибки при внесении сведений.
Исходя из вышеизложенного, система межведомственного электронного взаимодействия нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. В этой связи считаем необходимым:
За счет использования технических средств высокого качества и дальнейшего совершенствования программного обеспечения повысить стабильность работы электронных сервисов;
Закрепление единой методики работы с информационными системами и сервисами с четкой регламентацией процедур в соответствующей правовом акте;
Внедрение технологий распознавания неверного формата или опечаток, которые позволят исключить недостоверность данных, а также непосредственный контроль данной системы;
Создание комиссий или проектных групп с представителями различных ведомств с целью проработки и устранения проблем, возникающих при работе с системой межведомственного взаимодействия, а также последующей оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.
Литература:
- Струкова Н. А. Проблемы межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг // Вопросы управления. — 2018. — № 2. — С. 25–29.
- Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 (ред. от 20.11.2018) «О единой системе электронного межведомственного взаимодействия»
- https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-mezhvedomstvennogo-informatsionnogo-vzaimodeystviya-pri-predostavlenii-gosudarstvennyh-uslug