Реализация системы межведомственного электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 1349 раз

Библиографическое описание:

Рязанов, Я. Н. Реализация системы межведомственного электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме / Я. Н. Рязанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 237-238. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61219/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, электронный вид, система межведомственного электронного взаимодействия

Система взаимодействия органов государственной власти является одним из ключевых факторов в процедуре предоставления государственных и муниципальных услуг. Появление и внедрение новых форм, при которых осуществляется взаимодействие органов публичной власти с физическими лицами и юридическими на территории разных субъектов Российской Федерации, представляет собой новый шаг в развитии государственных и муниципальных услуг и системы государственного управления в целом. В настоящее время на территории Российской Федерации основан и продолжает совершенствоваться механизм оказания услуг, критериями которого являются быстрота выполнения органами государственной и муниципальной власти, удобство и простота для пользователей, а также соответствии итогового результата высокому качеству исполнения.

В этой связи, изменение системы оказания государственных и муниципальных услуг является одним из важных достижений реформы государственного управления в Российской Федерации.

Как отмечает Струкова Н. А., в настоящее время в РФ используются следующие виды информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг:

  1. Традиционный бумажный документооборот осуществляется между сотрудниками организаций, которые участвуют в межведомственном информационном обмене;
  2. Обмен электронными формами традиционного бумажного документа с применением доступных электронных технологий информационного взаимодействия — системы электронного документооборота, электронная почта;
  3. Унифицированное информационное взаимодействие — осуществляется между информационными системами участников межведомственного электронного взаимодействия;
  4. Применение интерактивных запросных приложений, которые предоставляются некоторыми ведомствами в качестве пользовательских электронных сервисов через официальные сайты органов в сети Интернет или ведомственные электронные порталы. [1]

Приоритетным направлением межведомственного информационного взаимодействия является взаимодействие в электронной форме. Для этих целей в РФ создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), состоящая из региональных сегментов. Подробное описание процесса взаимодействия осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе электронного межведомственного взаимодействия». Данный нормативный акт определяет правила формирования и функционирования СМЭВ, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [2].

Перечень необходимых документов для оказания услуги устанавливается административным регламентом. Исходя из вышеизложенного количество запросов в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия напрямую зависит от количества необходимых документов.

Следовательно, от уровня межведомственного взаимодействия зависит качество, оперативность и доступность оказания государственных и муниципальных услуг. Несмотря на это, система взаимодействия органов публичной власти имеет следующие проблемы.

Некоторые органы государственной власти до сих пор не разработали единые формы и образцы документов, в которых содержаться сведения, необходимые для оказания услуги. Это, в свою очередь, приводит к тому, что информация, полученная в рамках межведомственного взаимодействия, противоречит действующим нормативно-правовым документам.

Помимо этого, в межведомственных запросах указывается неполная или неточная информация, поэтому для выполнения данных запросов требуется дополнительное рабочее время, что, в конечном счете, приводит к увеличению сроков предоставления той или иной государственной услуги. Также это может послужить основанием для отказа в предоставлении услуги, поскольку сведения, полученные посредством запроса, будут содержать недостоверную или неполную информацию.

Нестабильная работа электронных сервисов системы также является одной из главных проблем в процессе оказания услуги. Несмотря на то, что выполняется большой объем работы по совершенствованию сервисов межведомственного запроса, запуск новой версии или обновление уже существующей версии программы приводит к техническим ошибкам и перерывам в процессе предоставления услуги, что в свою очередь, приводит к увеличению сроков и в целом на качество оказываемой услуги.

Отсутствие единой информационной системы на сегодняшний день ведет к тому, что сотрудники органов осуществляют запросы по нескольким информационным системам. Также из-за переноса большого пакета данных сотрудниками органов власти, которые участвуют в процессе межведомственного взаимодействия, возрастает вероятность совершения ошибки при внесении сведений.

Исходя из вышеизложенного, система межведомственного электронного взаимодействия нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. В этой связи считаем необходимым:

 За счет использования технических средств высокого качества и дальнейшего совершенствования программного обеспечения повысить стабильность работы электронных сервисов;

 Закрепление единой методики работы с информационными системами и сервисами с четкой регламентацией процедур в соответствующей правовом акте;

 Внедрение технологий распознавания неверного формата или опечаток, которые позволят исключить недостоверность данных, а также непосредственный контроль данной системы;

 Создание комиссий или проектных групп с представителями различных ведомств с целью проработки и устранения проблем, возникающих при работе с системой межведомственного взаимодействия, а также последующей оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Литература:

  1. Струкова Н. А. Проблемы межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг // Вопросы управления. — 2018. — № 2. — С. 25–29.
  2. Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 (ред. от 20.11.2018) «О единой системе электронного межведомственного взаимодействия»
  3. https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-mezhvedomstvennogo-informatsionnogo-vzaimodeystviya-pri-predostavlenii-gosudarstvennyh-uslug
Основные термины (генерируются автоматически): межведомственное электронное взаимодействие, межведомственное взаимодействие, Российская Федерация, система, услуга, государственная власть, государственное управление, информационное взаимодействие, публичная власть, электронная форма.


Похожие статьи

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муници...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества о...

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных услуг в электронном виде на развитие государства и общества

В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных услуг выходит на...

Направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан, обозначены итоги деятельности многофункциональных центров оказания услуг по Республике Башкортостан, и о...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Основные тенденции развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.

Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре

В данной статье рассмотрена правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре на федеральном уровне. Проанализированы тексты нормативных источников и сделана оценка состоянию нормативно-правовой базы пред...

Совершенствование организации деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России по оказанию государственных услуг в электронной форме на региональном уровне

В статье рассматриваются особенности деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне по оказанию государственных услуг в электронной форме, а также определяются возможные направления совершенс...

Электронная цифровая подпись и ее применение на Едином портале государственных услуг

В статье исследуются практические вопросы получения и использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Возможность использования ЭЦП на Едином портале государственных и муниципальных услуг (портале Госуслуг).

Похожие статьи

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муници...

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества о...

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных услуг в электронном виде на развитие государства и общества

В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных услуг выходит на...

Направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан, обозначены итоги деятельности многофункциональных центров оказания услуг по Республике Башкортостан, и о...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Основные тенденции развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.

Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре

В данной статье рассмотрена правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре на федеральном уровне. Проанализированы тексты нормативных источников и сделана оценка состоянию нормативно-правовой базы пред...

Совершенствование организации деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России по оказанию государственных услуг в электронной форме на региональном уровне

В статье рассматриваются особенности деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне по оказанию государственных услуг в электронной форме, а также определяются возможные направления совершенс...

Электронная цифровая подпись и ее применение на Едином портале государственных услуг

В статье исследуются практические вопросы получения и использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Возможность использования ЭЦП на Едином портале государственных и муниципальных услуг (портале Госуслуг).

Задать вопрос