Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 4994 раза

Библиографическое описание:

Рязанов, Я. Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения / Я. Н. Рязанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61220/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровом формате.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, электронный вид, система межведомственного электронного взаимодействия, электронное правительство

Государственная программа «Информационное общество», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 послужила новым толчком для развития и совершенствования системы управления государством, повышения качества жизни населения и улучшению различных сфер жизнедеятельности общества.

Одной из целей указанной государственной программы является обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также — повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий. [1]

Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид — перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан. Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа. [2]

Перевод услуг в электронный вид состоит из множества этапов. Во-первых, должна быть оценена правовая перевода государственной услуги в электронный вид, а также, при необходимости, внесение в законодательство изменений в установленном порядке. После оценивается социальная и экономическая эффективность перевода государственной услуги в электронный вид, выявление возможных рисков и наличия технической возможности реализации услуги в электронном виде, изучается передовой опыт предоставления аналогичных услуг в электронном виде не только в других регионах России, но и зарубежный опыт. Подготавливается техническая документация и создается узкоспециализированное программное обеспечение. Производится тестирование и отладка сервиса (в этот этап, как правило, включают этап обучения специалистов регистрирующих органов, которые будут предоставлять эти услуги). Определяется пилотная зона эксплуатации сервиса. Лишь после всего этого осуществляется ввод в эксплуатацию сервиса. [3]

Одной из основных проблем при переводе государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются законодательные барьеры. Работа в данном направлении ведется. Принимаются поправки к уже принятым законам. Более того, устранение нормативных барьеров должно повысить ключевые показатели эффективности мероприятий в ходе мониторинга деятельности федеральных органов и регионов РФ.

Другой немаловажной проблемой является отсутствие единой методологии перевода услуг в электронный форму на федеральном уровне, что в свою очередь не позволяет сделать процесс оказания услуг более эффективным. Решением этой проблемы может стать внедрение системы подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид с соответствующей методическими рекомендациями.

Стоит отметить, что сегодня, те услуги, которые в настоящее время представлены на Едином портале государственных и муниципальных услуг не оказываются без личного присутствия либо полностью дистанционно, т. е. не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова те, что оказываются, являются информационными сервисами.

Еще одна проблема обусловлена консервативным мышлением населения государства, это неготовность граждан к электронному правительству, в том числе, сотрудников органов власти. Данная проблема касается и сотрудников органов публичной власти, а именно это желание работать не со сведениями (из государственных информационных систем, заверенных электронной цифровой подписью), а с бумагами.

Также немаловажной проблемой являются процессы межведомственного запроса в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, поскольку эффективность и доступность государственных и муниципальных услуг напрямую зависит от уровня межведомственного взаимодействия.

Некоторые органы государственной власти до сих пор не разработали единые формы и образцы документов, в которых содержаться сведения, необходимые для оказания услуги. Это, в свою очередь, приводит к тому, что информация, полученная в рамках межведомственного взаимодействия, противоречит действующим нормативно-правовым документам.

Механизм предоставления государственных услуг в электронной форме представляет собой непосредственное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации указанной функции органом государственной власти и именно такой подход способствует обработке запросов в автоматизированном виде в процедуре предоставления государственных и муниципальных услуг. В этой связи необходимо проведение скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти как на всех федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия определить стандарты работы региональных порталов, единого портала государственных и муниципальных услуг и официальных порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при их непосредственном взаимодействии; подготовить нормативную правовую базу, которая бы содержала унифицированные требования к форме и содержанию данных в справочных системах и реестрах органов власти с целью обмена такими данными в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; установить на федеральном уровне единые требования к системам электронного документооборота.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 23.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
  2. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».
  3. Абубекиров А. С., Шевко Н. Р. Предоставление государственных услуг в электронном виде: реалии современности // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. — 2014. — № 2. — С. 3–7
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/predostavlenie-gosudarstvennyh-uslug-v-elektronnom-vide-realii-sovremennosti???history=5&pfid=1&sample=19&ref=0
Основные термины (генерируются автоматически): электронный вид, услуга, государственная власть, межведомственное электронное взаимодействие, рамка системы, электронная форма, государственная услуга, единый портал, межведомственное взаимодействие, Российская Федерация.


Похожие статьи

Реализация системы межведомственного электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных услуг в электронном виде на развитие государства и общества

В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных услуг выходит на...

Основные тенденции развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества о...

К вопросу о правовом регулировании оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассматривается эффективность процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форм и при посещении многофункциональных центров, описывается порядок подачи и рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение порядк...

Направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан, обозначены итоги деятельности многофункциональных центров оказания услуг по Республике Башкортостан, и о...

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Единый портал государственных и муниципальных услуг как способ идентификации личности при электронно-дистанционном голосовании

В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ повышения доверия к выборам у избирателей.

Похожие статьи

Реализация системы межведомственного электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных услуг в электронном виде на развитие государства и общества

В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных услуг выходит на...

Основные тенденции развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье рассматривается новый способ получения государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, направленный на сокращение времени ожидания заявителей в очереди, повышение качества о...

К вопросу о правовом регулировании оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассматривается эффективность процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форм и при посещении многофункциональных центров, описывается порядок подачи и рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение порядк...

Направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан, обозначены итоги деятельности многофункциональных центров оказания услуг по Республике Башкортостан, и о...

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Единый портал государственных и муниципальных услуг как способ идентификации личности при электронно-дистанционном голосовании

В статье рассматривается электронно-дистанционное голосование через единый портал государственных и муниципальных услуг, идентификация личности, а также способ повышения доверия к выборам у избирателей.

Задать вопрос