Китайская Народная Республика является одним из самых значимых партнеров Российской Федерации в области социально-экономического взаимодействия, поэтому изучение правового регулирования трудовых отношений КНР имеет большое практическое значение.
Ключевые слова: труд, трудовые отношения, Китайская народная республика, правовое регулирование.
Выдающиеся успехи Китайской Народной Республики (КНР) в области социально-экономических отношений стали одним из нашумевших событий в мировой истории экономики за последние десятилетия. В связи с проведенными социально-экономическими реформами, КНР, без преувеличения, можно назвать одной из самых динамично развивающихся держав. Отчасти заслуга небывалого экономического подъема КНР состоит в структурных изменениях занятости населения и трудовых отношений.
В Китайской Народной Республике существует достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. В первую очередь, это высший закон страны — Конституция. Конституция КНР — это кодифицированный акт, принятый в 1982 году и имеющий 138 статей.
В Конституции КНР закреплено важнейшее правило, согласно которому граждане КНР имеют как право на труд, так и обязанность трудиться. В статье 42 Конституции говорится, что «труд — почетная обязанность всех трудоспособных граждан» [1], кроме того, государство различными путями улучшает охрану и условия труда, создает условия для трудоустройства, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся, трудящиеся КНР также имеют неотъемлемое право на отдых.
Фундаментом трудового права КНР являются такие нормативные правовые акты, как: Закон «О труде» 1994 г., Закон «О трудовом договоре» 2007 г., Закон «О медиации и арбитраже трудовых споров» 2008 г., Закон «О социальном страховании» 2010 г., Закон «О государственных служащих» 2005 г. и т. д.
Немаловажными источниками трудового права КНР, призванными конкретизировать и развить положения законов, являются принятые во исполнение законов подзаконные правовые акты, к которым, в частности, относятся: Положение «О выплате заработной платы» 1994 г., Положение «О ежегодном оплачиваемом отпуске работников» 2007 г., Положение «О рабочем времени работников» 1994 г. и т. д.
Отличительной особенностью трудового законодательства КНР является наличие массива локальных правовых актов, в том числе коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений, а также актов местных собраний народных представителей, которые являются своего рода муниципальными правовыми актами. Например, провинции Китая, будучи административно-территориальными единицами Китая и не являясь самостоятельными образованиями, вправе устанавливать свой минимальный размер оплаты труда (МРОТ), причем не только в провинции, но и в городах и уездах, входящих в состав провинции [2, с. 37].
Говоря об основных законах, регулирующих трудовые отношения Китая, в первую очередь требуется сказать про закон КНР «О труде» 1994 г. [3], который является основой трудового законодательства КНР. Данный закон состоит из 107 статей и регулирует широкий круг вопросов: государственное содействие занятости, заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров, определение рабочего времени и времени отдыха, выплата заработной платы, охрана труда женщин и несовершеннолетних, безопасность труда, профессиональное обучение и подготовка, социальное страхование, разрешение трудовых споров, государственный контроль в сфере труда, а также ответственность за нарушения законодательства о труде.
Примечательно, что закон «О труде», также как и Конституция Китая, не предусматривают для трудящихся права на забастовку, зато работников наделяют правом на участие в управлении производством. Данное право означает, что в соответствии с законом работники, через собрания трудовых коллективов или их представителей, принимают участие в демократическом управлении предприятием, при этом работодатели в лице предпринимателей обязаны «консультироваться с представительными органами работников по вопросам, затрагивающим законные права и интересы рабочих и служащих» [4, c. 427].
Особое внимание в законе «О труде» отдается обеспечению права на труд посредством осуществления активной государственной политики в области занятости, которая направлена, в частности, на создание новых рабочих мест, развитию профессионального образования, увеличению возможностей для трудоустройства.
Трудовой договор в КНР заключается в письменной форме и в двух экземплярах, при этом, если лицо приняли на работу без заключения письменного договора, то оно вправе требовать от работодателя выплатить ему заработную плату в двойном размере, начиная со 2 месяца работы, до окончания 1 года работы. Такое право дано работнику на протяжении 1 месяца со дня фактического возникновения трудовых отношений.
Интересным является тот факт, что в отличие от российского трудового законодательства, Закон КНР «О трудовом договоре» предусматривает возможность заключения трудового договора в устной форме, правда только в случае приема работника на работу на неполный рабочий день [5].
Традиционно, сторонами трудового договора выступают работник и работодатель. Что касается видов трудовых договоров, то они четко поименованы в законе «О трудовом договоре» [6], к ним относятся: срочный трудовой договор, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также трудовой договор, заключенный на срок выполнения определенного объема работ.
В соответствии с Законом КНР «О труде», работодатель гарантирует как минимум один выходной день работнику в неделю. Что касается ежегодного оплачиваемого отпуска, то по российскому трудовому законодательству, право воспользоваться отпуском имеют те работники, у которых непрерывный стаж работы составляет не менее 6 месяцев, в то время как по китайскому трудовому законодательству этот срок в 2 раза больше и составляет 1 год. При этом в Китае работник, имеющий стаж работы от 1 до 10 лет, имеет право на 5 дней отпуска, при стаже работы от 10 до 20 лет — 10 дней отпуска, если стаж работы более 20 лет — то 15 дней отпуска соответственно. Конечно, данные цифры свидетельствуют о том, что в России ситуация с общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска намного более щадящая — длительность отпуска составляет целых 28 дней.
Таким образом, правовое регулирование трудовых отношений в КНР довольно специфично, что является, скорее всего, следствием особой политики государства, основанной на культурных и традиционных особенностях КНР, характерных для любой азиатской страны.
Литература:
- Конституция Китайской Народной Республики: принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г (с изм. 2004 г.) — URL: http://chinalawinfo.ru (дата обращения 24.02.2019 г).
- Филипова, И. А. Международное и национальное трудовое право: учебное пособие. / И. А. Филипова. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. — 80 с.
- Закон Китайской Народной Республики «О труде»: принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 5 июля 1994 года, введен в действие с 1 января 1995 г. — URL: http://chinalawinfo.ru (дата обращения 24.02.2019 г).
- Сравнительное международное трудовое право: учебник для вузов./ И. Я. Киселев: отв. ред. И. Я. Киселев. — М.: Дело, 1999. — 728 с
- Сравнительный анализ применения отдельных положений трудового законодательства в России и Китайской Народной Республике: Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, 31 марта 2015 г.: в 6 ч. / под общ. ред. М. Г. Петровой. — Белгород: ИП Петрова М.Г, 2015. — 176 с.
- Закон Китайской Народной Республики «О трудовом договоре»: принят на 28-м заседании Постоянного комитета ВСНП 10-го созыва 29 июня 2007 года, вступил в силу 1 января 2008 года. — URL: http://chinalawinfo.ru (дата обращения 24.04.2019 г.).