В статье изложены некоторые теории момента начала жизни человека, проводится грань между понятиями живорождения и началом жизни. Проводится анализ, и обращается внимание на медицинские показания эмбриона человека.
Ключевые слова: жизнь, живорождение, эмбриология, плод, зародыш, начало жизни, теория.
На сегодняшний день, также, как и много веков назад, нет единого общепринятого представления о начале жизни. В международном сообществе не образовалось единого мнения на данный счет, что приводит к некоторым разногласиям в правом поле, и потому видится необходимым разобрать данный вопрос.
Однако в современных российских реалиях, законодателю и медикам необходимо учитывать мнение не только научно-медицинской доктрины, но и мнения общественных, в том числе и религиозных, объединений. Многие государства считают главной ценностью непосредственно жизнь человека, и ставят цель защиты ее от различных посягательств.
При этом на протяжении всей истории медицинской науки вопрос о моменте начала жизни разрешался по-разному из-за чего возникали различные теории, которые находили своих последователей, или же встречались критикой. Рассматриваемый вопрос можно исследовать через призму медицинского, философского и юридического аспектов, что будет дополнять друг друга, и создавать симбиоз данных отраслей.
При формировании понимания начала жизни, огромное влияние оказали религиозные догмы и ту роль, которую они играют в обществе. Так, например, на сегодняшний день существуют дискуссии относительно того, является ли зародыш в теле матери уже сформировавшимся человеком, и считается ли в таком случае проведения аборта, то есть прерывание беременности, убийством. С моральной точки зрения, многие поддерживают теорию, относительно которой, эмбрион является полноценным человеком и его следует уже наделить правом на жизнь.
В российском законодательстве на данный момент существует понятие живорождение, согласно которому момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента), срок беременности менее 22 недель или масса тела ребенка при рождении менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, длина тела ребенка менее 25 см, — при продолжительности жизни более 168 часов после рождения (7 суток) [1]. Так данная медицинская позиция не встает в конфликт с религиозной, поскольку лишь указывает на момент рождения ребенка, что необходимо для понимания ст. 53 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2].
Особенно влиятельной в научном сообществе имеет позиция, согласно которой, моментом начала жизни является появление какой-либо части тела новорожденного, но при этом он полностью не отделяется от оргазма матери, то есть в данном случае пуповина еще не перерезана. Данной теории придерживались Пионтковский. А. А. [3, 22], Бородин C. B. [4, 216] и другие. Данное понимание начала жизни имеет место в Индии, что нашло закрепление и в уголовном кодексе [5].
Одна из позиций, которая особенно популярна в медицине последние годы, что связано с достижениями в науке, медицине и биомедицинских отраслях, которая связывает начало жизни с появлением оформившейся массы мозговых клеток, что по своей сути дает плоду жизнеспособность. Поскольку мозг формируется к пятому месяцу беременности, то с этого периода, согласно данной теории, можно считать данный плод носителем права на жизнь. Так, в частности, данную позицию разделяет Шарапов Р. [6, 75–77]. Также такое понимание начала жизни можно встретить в некоторых европейских странах, например, Ирландия, Словацкая и Чешская Республики.
С точки зрения биологии и эмбриологии человеческий индивид формируется сразу же после слияния гамет, когда образуется неповторимый набор генов. По биологической структуре и генетически эмбрион не тождественен материнскому женскому органу, так как он представляет собой человеческое существо, растущее в теле женщины. Современные исследования позволяют утверждать, что уже на 18-й день от зачатия у плода начинается сердцебиение, приходит в действие собственная система кровообращения и формируются основы нервной системы, а с 12-й недели беременности у плода функционируют все системы организма [7, 12].
На Сессии Совета Европы по биотике, ученые пришли к выводу о том, что эмбрион можно считать человеком уже с 14-ой недели после зачатия [8]. Потому было бы логично воспринимать данный факт, как основание признания с этого времени плода, находящегося в теле матери, сформировавшимся человеческим организмом.
Данная точка зрения не является чем-то новым в рассматриваемом вопросе. Начало человеческой жизни с момента зачатия признавалось с давних времен, она сложилась под влиянием религий. Церковь, признавая этот факт, рекомендовала женщинам, которым стало известно о своей беременности, не употреблять спиртного, чаще ходить в храм. И сейчас как православная, так и католическая церковь, отстаивает позицию, согласно которой жизнь человека начинается с момента зачатия [9, 155].
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что консенсуальное для религии и науки определение момента начала жизни, исходит из того, что начало жизни человека начинается еще в утробе матери, и не связано с отделением плода от материнского организма. Потому видится необходимым, поддержания данного мнения и на законодательном уровне, для медицинской защиты еще не родившегося ребенка.
Литература:
- Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1687н (ред. от 02.09.2013) «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2012 N 23490) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127424/ (дата обращения: 25.06.2019)
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 23 ноября. URL: https://rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (дата обращения: 25.06.2019)
- Пионтковский.А. А.. Курс советского уголовного права Т.5. — М.: Наука, 1971. С. 22.
- Бородин C. B. Преступления против жизни. — СПб: Юридический центр пресс. 2003. С. 216.
- Уголовный кодекс Индии. Перевод с английского / Под ред.: Никифоров Б. С. (Предисл.); Пер.: Михлин А. С. — М.: Иностр. лит., 1958. — 240 c
- Шарапов Р. Начало уголовно-правовой охраны жизни человека: опыт юридического анализа // Уголовное право. — М.: АНО «Юридические программы», 2005, № 1 — С. 75–77
- Право на жизнь. Монография / Романовский Г. Б. — Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2002. С.12
- «Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» (ETS N 164) (Заключена в г. Овьедо 04.04.1997) (с изм. от 27.11.2008) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16890#020364858424062127 (дата обращения: 25.06.2019)/
- Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник. — М., 2002. — С. 155.