В современном мире знание английского языка востребовано практически во всех сферах жизни. Наука не стоит на месте и постоянно преподносит нам новые технологии. В связи с этим студентам технических специальностей необходимы знания не только в точных и естественных науках, но также нужны знания и английского языка, преимущественно технического английского. Это обусловлено тем, что многие открытия и разработки приходят к нам из англоговорящих стран, в первую очередь из США. Например, устроившись работать инженером на какое-либо предприятие, студент столкнется с необходимостью изучить инструкцию к новейшей аппаратуре импортного производства, о которой нигде еще не упоминалось на русском языке. Сегодня ни один инновационный проект в любой технической области не обходится без знакомства с зарубежными новинками. Поэтому знание английского в современном мире жизненно необходимо.
При обучении английскому языку решающую роль играет мотивация. Известно, что безразличное отношение студента к учебе может привести к низкой успеваемости. Мотивация — это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, активность и устойчивость. [5]
Как отмечает Божович Л., мотивация обеспечивается связью поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. [1, с.342]
Ученые по-разному классифицируют мотивы изучения английского языка.
Гурвич П.Б выделяет следующие виды: [2, с.50–55]
– коммуникативная мотивация (заключается в потребности говорить на иностранном языке);
– лингвопознавательная мотивация (студента интересует сам языковой материал);
– инструментальная мотивация (возникает при положительном отношении студента к определенным видам учебной деятельности);
– страноведческая мотивация (обусловлена эмоционально-личностным интересом студента к стране изучаемого языка);
– мотивация, порожденная осознанием студента достигнутого прогресса в овладении языком.
– эстетическая мотивация (обусловлена чувством эстетического удовольствия, которое получают студенты при выполнении учебных заданий);
– мотивация, обусловленная желанием студента получить информацию в полном объеме.
Все эти виды образуют мотивационную основу изучения иностранного языка.
Зимняя И. А. обращает внимание на факторы, которые необходимы для развития мотивов овладения иностранным языком. Среди них можно выделить следующие: [4, с.136]
– формирование познавательно-коммуникативной потребности;
– актуальность содержания учебного плана;
– осуществление личностного подхода.
В учебном процессе существуют разные методы повышения мотивации студентов:
– расширение возможности самореализации студентов;
– введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов;
– создание благоприятного психологического климата на занятиях;
– симулирование ситуации реальной жизни в процессе обучения (дискуссии и диалоги);
– активное использование современных технологий во время занятий.
Студентам необходимо объяснить, каким образом знания пригодятся им в жизни. Поэтому преподаватель должен доказать студенту, что его предмет важен для их будущей профессии и деятельности. Студентов необходимо мотивировать не на оценку, а на результат.
Проблема обучения английскому языку в технических вузах на протяжении долгого времени анализировалась многими учеными. Ее актуальность не уменьшается и по сей день, поскольку банальное заучивание лексики без контекста исчерпало себя. Поэтому возникает острая необходимость определения новой методики обучения, направленной на формирование и развитие коммуникативной функции студента. [3, с.339]
Главной целью изучения иностранного языка в технических вузах — это вербальная профессиональная коммуникация, чтение и перевод специальной литературы. В связи с этим более эффективными формами учебной деятельности на занятиях по английскому языку являются дискуссии и диалоги по заданной теме, аудирование, просмотр научных аутентичных фильмов, пересказ научно-технических текстов и выступление с докладами. Следующий вид учебной деятельности включает в себя перевод прочитанного текста, выполнение грамматических упражнений и заучивание лексики с контекстом. Для этого требуется ежедневная работа преподавателя по подбору подходящего для занятий материала.
Нельзя не отметить еще один способ улучшения понимания речи и коммуникации — это прослушивание и разучивание аутентичных песен. Также очень эффективным является просмотр новостей на известных международных сайтах. Таким образом, с одной стороны, студенты узнают новые факты, а с другой — расширяют словарный запас и знания грамматики.
В качестве самостоятельной работы студент может смотреть развлекательные, спортивные программы на иностранном языке, читать художественную литературу в оригинале.
Все эти формы учебной деятельности способствуют улучшению устной речи студентов независимо от уровня владения языком.
Также хотелось бы обратить внимание на факторы, затрудняющие изучение английского языка:
– недостаточность базовых знаний, полученных в школе;
– ограниченный словарный запас;
– трудности с грамматикой, произношением и переводом.
Стоит упомянуть еще один немаловажный фактор, затрудняющий изучение — это преподавание английского языка студентам с разным уровнем знаний (от нулевого до свободного). Поэтому следует разбивать группы по степени владения языком и заниматься с каждой группой на ее уровне, чтобы не возникало ситуации, когда одному студенту ничего непонятно, а другому скучно на занятии.
Пробелы в знаниях студентам трудно преодолеть ввиду недостатка времени, лени, отсутствия мотивации, списывания домашних грамматических упражнений из ключей и использования переводчика (Google, Yandex).
В заключении стоит еще раз подчеркнуть, что большинство проблем в изучении английского языка начинается еще со школьной скамьи. Трудности в изучении также зачастую связаны и с мотивационным аспектом. Поэтому вопросу формирования мотивации и способам ее повышения уделяется особое внимании при выборе методики обучения студентов технических специальностей. В связи с этим преодоление преград в достижении поставленных целей зависит не только от студента, его способностей и мотивации, но и от набора мер, предпринятых преподавателем.
Литература:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
- Гурвич П. Б., Григорян С. Т. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка//Иностранные языки в школе. № 6. 1976. — 220 с.
- Еремеева Г. Р., Баранова А. Р., Мефодьева М. А. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов неязыковых специальностей//Казанский педагогический журнал. 2016. № 2, том 2. С.339–340.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. — 223 с.
- Что такое мотивация? [Электронный ресурс]//URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2076 (дата обращения: 20.09.2019)