Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 01.07.2019

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Т. В. Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников / Т. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61242/ (дата обращения: 18.12.2024).



С самого раннего детства ребенка окружают родные и близкие. Дошкольное детство — важный период становления личности ребенка. Одним из важных аспектов воспитания дошкольника является воспитание патриотизма и любви к Родине. Любовь к Отечеству можно привить, знакомя дошкольников с предметами народного искусства. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развить у детей художественный вкус.

Мы живём в такое время, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. В программу по изобразительному искусству включены темы: хохлома, гжель, дымковская роспись, но где наши дети могут узнать о промыслах родного города, села? Исходя из вышесказанного возник проект «Народные промыслы Астраханской области».

Гипотеза проекта: Если знакомить дошкольников с народными промыслами Астраханской области, мастерством умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициям.

Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами родного края.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами народного искусства, с прекрасными творениями Астраханских умельцев.
  2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к малой Родине на основе изучения народных промыслов.
  3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
  4. Приобщить к культуре и традициями русскому народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
  6. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Вид проекта: информационно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Дата проведения проекта: с сентября 2017 года по май 2018 года

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Предполагаемый результат:

  1. Закрепление знаний и представителей детей о народных промыслах Астраханской области;
  2. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
  3. Развитие творческого воображения, творческого мышления;
  4. Приобретение трудовых навыков и умений, стремление овладеть традиционным мастерством;
  5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Этапы проведения проекта

Отправной точкой для начала проекта послужила поделка из чакана, сделанная моим сыном. Я принесла ее утром в группу и поставила на полочку «Красоты». Вокруг тут же собралась стайка детей.

«Что это?», «А из чего сделано?», «А где продается?», «А что это за палочки?», «Можно потрогать?» — атаковали они вопросами. После множества вопросов предлагаю детям найти все ответы, составив план действий. Дети сразу предложили множество вариантов:

– спросить у родителей;

– посмотреть в интернете;

– сходить в школу и спросить;

– сходить в библиотеку;

– прочитать в энциклопедии;

– найти дома в книгах и т. д.

Получив и записав ответы детей, я составила свою версию плана проекта.

I этап. Подготовительный

(Сентябрь-октябрь)

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала;

– подбор художественной литературы, репродукций картин, фотографий народных умельцев;

– подготовка презентаций;

– подбор материалов для организации творческой деятельности детей;

– подготовка к проведению мастер-класса преподавателя из Дома творчества, специалистов из местного музея;

– подготовительные работы к посещению музеев: (Астраханский краеведческий музей, Музей рыболовства с. Икряного, Дом мастеров г. Астрахани);

– сбор экспонатов для выставки: «Народные промыслы Астраханской области».

Основной этап (Ноябрь-апрель)

Таблица 1

Народный промысел: плетение из чакана

Дата проведения

НОД

Совместная деятельность педагога сдетьми

Взаимодействие сродителями

Ноябрь-декабрь

1.«Народные промыслы России»

2.«Народные промыслы Астраханской области»

3.«Тростник и рогоз. Сходство и различие.

(с элементами экспериментирования)

1.Презентация «История плетения из чакана»

2.Посещение музея рыболовства в с. Икряное.

3.Мастер-класс по плетению из чакана.

4. Изготовление поделок из чакана.

5. Настольная игра «Собери разрезные картинки»

1.Фотоконкурс «Родные просторы»

2. Организация выставки «Удивительный рогоз».

3. Рекомендация для родителей: в выходные дни посетить музей рыболовства в с. Икряное.

Таблица 2

Народный промысел: гончарное дело

Дата проведения

НОД

Совместная деятельность педагога сдетьми

Взаимодействие сродителями

Январь-февраль

1.«Знакомство с гончарным мастерством»

2. «Гончарное дело» (с элементами экспериментирования)

3. «Волшебная посуда». Лепка, роспись посуды.

1.Презентация «История освоения человечеством гончарного ремесла».

2. Просмотр музыкальной притчи «Гончар и горшок»

1.Сбор экспонатов для выставки «Чудеса из глины»

2.Консультация дляродителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Таблица 3

Народный промысел: лоскутное шитье

Дата проведения

НОД

Совместная деятельность педагога сдетьми

Взаимодействие сродителями

Март

1.«Лоскутная мозаика».

2. «Волшебное превращение лоскутка» (с элементами экспериментирования).

3. «Путешествие в прошлое одежды и иголки».

4. «Ткачество на Руси»

1.Презентация «Лоскуток к лоскутку».

2. Аппликация «Коврик для куклы».

3. Шитье лоскутного коврика с группой девочек.

4. Дидактические игры: «Составь узор»

1.Сбор экспонатов для выставки «Лоскутная мозаика».

2. Изготовление коллекций на тему: «Виды тканей», «Виды ниток».

Таблица 4

Народный промысел: вязание из шерсти

Дата проведения

НОД

Совместная деятельность педагога сдетьми

Взаимодействие сродителями

апрель

1.«История вязания»

1.Презентация «История шерстяной варежки».

2. Просмотр мультфильма «Шерстяной котенок».

3. Аппликация из шерстяной нити «Георгиевская ленточка»

1.Сбор экспонатов для выставки «Волшебный клубок».

2. Консультация для родителей: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Заключительный этап (май)

  1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
  2. Видео-викторина «Угадай промысел»
  3. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
  4. Изготовление лэпбука.
  5. Оформление мини-музея «Народные промыслы Астраханской области»

Данный проект является универсальным, так как может быть проведен в любом регионе нашей страны: в каждом регионе есть промыслы, которыми стоит гордиться. Технологию изготовления вещей нужно передавать из поколения в поколение, а также необходимо дошкольникам воочию наблюдать за изготовлением вещей.

По итогам работы над данным проектом можно сделать следующие выводы:

  1. У дошкольников расширились представления, систематизировались и пополнились знания о народных промыслах Астраханской области.
  2. В ходе работы над проектом удалось активизировать работу родителей над проектом: сбор экспонатов, создание мини-музея «Народные промыслы Астраханской области», оформление фотовыставки «Родные просторы».
  3. Возросла познавательная активность детей.
  4. Работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения.
  5. Приобщение к народным промыслам способствовало возрастанию чувства любви и гордости к народным умельцам родного края.

Литература:

  1. «Дошкольное воспитание».-№ 8–19981.
  2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. Дошкольное воспитание. 2004 № 6
  3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
  4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2006
  5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб.: Акцидент, 1997.
  6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2012
  7. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб.: Акцидент, 1997.
  8. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2012
Основные термины (генерируются автоматически): Астраханская область, промысл, народное искусство, народный промысел, совместная деятельность педагога, музей рыболовства, проект, ребенок, элемент экспериментирования, детский сад.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Использование театрализации в экологическом воспитании дошкольников

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Использование театрализации в экологическом воспитании дошкольников

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

Задать вопрос