Образовательная среда и оценка качества системы высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Голованова, Ю. В. Образовательная среда и оценка качества системы высшего образования / Ю. В. Голованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61248/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель статьи — объяснить сущность понятия системы высшего образования и образовательной среды, показать взаимосвязь выбранных понятий. Рассмотреть необходимость создания системы критериев оценки высшего образования.

В России система образования длительный период времени оставалась в определенном стазисе, не подлежащем изменению в целом. Данное представление сформировалось на основе неприкосновенности к основе фундаментальных знаний.

При этом надо отдавать себе отчет в том, что именно данная система фундаментальных знаний и лежит в основе правильной и полной системы получения традиционного высшего образования. Изменения в системе высшего образования — это процесс закономерный и обусловленный внешними факторами социально-информативной среды.

Профильная основа высшего образования должна базироваться на фундаментальных знаниях, но при условии их постоянного пополнения и обновления теми необходимыми компетенциями, которые необходимы в настоящий момент времени, а также будут необходимы в ближайшем будущем [1].

Современные темпы обновления информационной среды по всем направлениям профессиональной деятельности человека диктуют необходимость обновления существующей образовательной среды и выработки новых стандартов оценивания ее качества.

Образовательная среда является несколько большим понятием, чем просто система получения и обучения знаниям. Образовательная среда является некой созданной реальностью, где возможен качественный процесс обучения и формирования личности профессионала-специалиста. При этом уровень обновления и передачи образовательных ресурсов в ней становится намного выше.

Образовательная среда является сложной структурой, созданной из материальных и нематериальных составляющих, связанных общими представлениями об правильных формах образования и воспитания нужных представлений о квалификациях будущих специалистов.

К нематериальным составляющим можно отнести форму образования, информацию, которая несет в себе специализированные знания по необходимым областям, возможность своевременного обновления знаний для поддержания нужного информационного уровня для создания нужных компетенций и квалификаций высокого уровня.

К материальным составляющим можно отнести материальную базу, которая также должна быть на достаточно высоком уровне, чтобы была возможность своевременного обновления информационной среды. Это и общая библиотечная среда, мультимедийная среда, обеспечивающая все виды информационных связей.

Из вышеперечисленных элементов формируется некая информационно-обучающая среда, базирующаяся на высоких высокотехнологичных элементах, в которой не просто получают образование, а скорее формируется направление получения профильной специализации высокого уровня.

Выработку новых представлений о системе оценке качества высшего образования можно связать с тенденцией необходимости понимания и новейших представлений о современной обновленной системе высшего образования.

В настоящее время одних фундаментальных знаний уже недостаточно, так как обновление профессиональных стандартов происходит неуловимо быстро. Система образования должна быть настолько гибкой, чтобы иметь возможность постоянно вмещать в себя обновленные профильные знания. Также должна быть возможность реализовывать полученные знания и проверять обучаемость будущих специалистов на практике, подтверждая полученные знания.

Предъявление повышенных требований к профильным знаниям специалистов из-за растущего потока новейших знаний и представлений в различных технико-экономических направлениях профессиональной деятельности становится постоянным и необходимым процессом профессиональной ориентации и ориентировки в направлениях профильного образования.

Основной проблемой выбора и получения профильной специализации является возможность получить, переработать и усвоить достаточно емкий поток информации, превратить его в активные знания и потенциальные умения специалистов-профессионалов современного профиля подготовки.

Процесс оценки профессиональных знаний и умений, оценка по определенным параметрам, включая возможность получения таких знаний, отслеживание уровня знаний и умений, получаемых будущими специалистами, крайне необходим в современном информационном обществе. При этом необходимо отметить, что выработка оптимальных критериев оценки качества образования процесс довольно сложный и трудоемкий. Данные критерии должны быть рабочими, т. е. объективными, отражать все стороны образовательной среды. А это значит, что они должны отражать не только процесс обучения, но и подготовку выпускаемых специалистов, а главное — полученный уровень образования и приобретенный список необходимых профессиональных компетенций [2].

Уровень подготовки специалистов должен отражаться в системе критериев, как ряд основных компонентов, которые показывают уровень подготовки специалиста, его специализацию, компетентность, профессионализм.

Профессиональные компетенции, подкрепленные фундаментальными знаниями, с использованием обновленной системы знаний, является основой системы гибкого обучения, которую возможно построить в современном информационном пространстве [3].

В настоящее время происходит активное изменение системы высшего образования в целом. Необходимость такой смены связано именно с необыкновенно большим потоком новой информации, которую необходимо превратить в знания и умения. При этом образовательная среда должна качественно быстро перестраиваться в соответствии с современными требованиями окружающей действительности.

Очень мало уделяется внимания обучению именно практической части полученных знаний. Образовательная среда должна включать в себя и такую составляющую, чтобы была возможность практики в условиях, максимально приближенных к условиям на производстве. Решение практических и ситуационных задач, которые представляют собой реальные ситуации, взятые с производства, могут дать бесценный практический опыт без риска критических ситуаций с разбором всех возможных практических идей и тупиковых моментов.

Необходимо также обратить внимание на такой факт, что необходимо также выработать и систему критериев оценки качества образования с принятыми государственными стандартами в области образования в целом. Необходимость оценивания образовательной среды исходит из того, что необходимо иметь систему показателей качества образовательного процесса в целом. Но еще более важно и необходимо иметь систему критериев оценки конечного продукта образования- специалиста.

Современные тенденции в производственной сфере диктуют необходимость создания такой последовательности профильного образования, чтобы специалист получал настолько гибкое образование, чтобы была возможность корректировать образовательный процесс на протяжении всего времени получения образования. Образовательная среда должна изменяться и совершенствоваться настолько гибко, чтобы соответствовать таким тенденциям. В данной структуре необходимо сохранить весь объем фундаментальных знаний и создать потенциал новой сферы знаний и умений согласно современным требованиям профессиональных компетенций.

Образовательная среда должна быть направлена на формирование профессиональных компетенций, которые должны котироваться на рынке профессий, а также учитывать появление новых, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Подготовка высокопрофессиональных кадров, в данном случае квалифицированных и востребованных специалистов, должна происходить в высоко информационном пространстве, обладающем своевременным доступом к постоянно обновляемым источникам профессиональной информации [4].

Также необходимо уделять внимание контролю полученных результатов. А это значит, что необходимо контролировать полученные знания, навыки и компетенции выпускаемых молодых специалистов.

Необходимо отслеживать также и процесс переподготовки и возможных стажировок молодых специалистов в качестве процесса повышения квалификации специалистов [5].

В завершении можно в качестве выводов отметить следующее:

Необходимо учитывать трудоемкость затрат на создание полноценной системы критериев оценки качества высшего образования, которая будет учитывать все элементы оценивания.

Гибкая система знаний, включающая пополнение и обновлений необходимых знаний и умений, становится образовательной средой — современным информационным инструментом, который должен помочь получать современные знания и профессиональные компетенции.

Литература:

  1. Ничкало Н., Филонов Г., Суходольская-Кулешова О. Современное образование как открытая система.- М.: Институт научной и педагогической информации РАО, 2012. — 576 с.
  2. Голованова Ю. В. Критерии оценки качества высшего образования: основные аспекты и направления // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 455–4612. Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.
  3. Журавлев В. В. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014 г. — 102 c. — ЭБС «IPRbooks».
  4. Татарченкова С. Проблемы качества образования и их решения в образовательном учреждении. — М.: КАРО, 2013.- 120 с.
  5. Рассел, Джесси Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования/Джесси Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. 229 c.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, высшее образование, знание, высокий уровень, компетенция, информационная среда, образовательный процесс, профильная специализация, профильное образование, система образования.


Задать вопрос