Статья посвящена анализу правового положения не диких животных согласно Федеральному закону 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными». Помимо общего анализа правового положения животных в статье раскрываются общие и, кратко, специальные правовые нормы, санкции, содержащиеся в данном законе и регулирующие правовое положение животных. По отдельным аспектам сравнивается законодательство РФ с законодательством США и Польши.
Ключевые слова: животные, ответственное обращение, содержание животных, безнадзорные животные, домашние животные, дикие животные, закон об ответственном обращении с животными, 498-ФЗ, животные без владельца, ответственное обращение с животными, Animal Welfare Act, Animal Law
27 декабря 2018 года в России вступил в силу Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11] (далее — Закон), законопроект которого был внесен в Государственную Думу РФ еще в 2010 году.
Если Федеральным законом «О животном мире» [10] регулируются отношения по взаимодействию человека с дикими животными, то общественные отношения между человеком и животными, выпавшими из дикой природы (не дикими животными) оставались по большей части не урегулированными, тем более, на федеральном уровне. Это порождало разную правотворческую и правоприменительную деятельность в разных субъектах РФ.
Закон 498-ФЗ призван как раз урегулировать довольно обширную группу общественных отношений, возникающих между не дикими животными и человеком. Сюда включаются многочисленные вопросы по правовому регулированию домашних животных; безнадзорных животных; животных, содержащихся в зоопарках и т. д.
Принятие данного закона, по нашему мнению, позволило Российской Федерации приблизиться по уровню регламентирования отношений между животными и человеком к уровню самых развитых стран. Схожие по сфере регулирования законы были приняты значительно раньше в таких развитых странах, как США (Animal Welfare Act 1966), Великобритания (Protection of Animals Act 1934), Польша (Ustawa z dnia 21 sierpnia 1997 r. o ochronie zwierząt) и т. д.
Также в зарубежной доктрине Российская Федерация не считается страной, где сложилась хоть сколько-нибудь эффективная система правового регулирования статуса животных и соответствующих общественных отношений. В монографии A Worldview of Animal Law, одним из авторов которой является профессор школы права Стэнфордского университа Брюс Вэгман (Bruce Wagman), анализируется правовое регулирование животных (Animal Law) во многих стран мира. Среди выбранных автором монографии 19 стран мира Российская Федерация, к сожалению, и вовсе не упоминается [3, с.30–47].
Целью данной статьи является рассмотрение положений Закона; анализ новых принципов, правовых норм и институтов, появившихся в Законе, оказавших непосредственное влияние на формирование правового положения не диких животных и соответствующих правовых отношений, возникающих по поводу этих животных; сравнение Федерального закона № 498-ФЗ с аналогичными законами США и Польши по отдельным аспектам.
Правовое положение иподвиды не диких животных согласно Закону
Напомним, что объектом правового регулирования в новом Законе выступают именно не дикие животные. При этом закон не использует само понятие «не дикое животное», однако, по нашему мнению, целесообразно сперва классифицировать всех животных на две категории: дикие и не дикие. Первая категория, как мы уже отмечали, регулируется специальным законом и касается только животных, находящихся в естественной для них среде обитания. Вторая категория охватывает всех животных, выпавших из привычной дикой среды по каким-либо причинам.
Вместе с тем Закон дает определения и устанавливает правовой статус домашних животных; служебных животных; животных без владельца; животных, которые используются в культурно-зрелищных мероприятиях. Мы полагаем, что эти разновидности целесообразно рассматривать как подвиды в категории не диких животных. Введение в Законе наиболее общей категории не диких животных, а не перечисление подвидов, было бы, на наш взгляд, более эффективным шагом в рамках юридической техники. Например, понятие «не дикое животное» можно было бы расширительно толковать, относить к этой категории и других животных, выпавших из природной среды, и на них также распространялось бы правовое регулирование, устанавливаемое Законом.
Что же касается общего понятия «животное», то оно, к сожалению, также не содержится в российском законодательстве. Хотя стоит признать, что зарубежная практика идет по пути раскрытия этого определения. Например, в Animal Welfare Act содержится очень подробная дефиниция. В параграфе 2132, пункте g данного акта в рамках дефиниции перечисляются как отдельные разновидности животных (собака, кошка, обезьяна, птицы, любое иное теплокровное животное), так и критерии (животное должно быть использовано для исследовательских целей, как домашнее животное, для выставок и т. д.) [1].
Таким образом, Закон регулирует общественные отношения между человеком и не дикими животными, а именно между человеком и конкретными подвидами — домашними, служебными и другими животными. К ним по замыслу законодателю и должно применяться ответственное отношение человека. При этом животное выступает в качестве объекта правоотношений, а человек — в качестве субъекта. Далее мы рассмотрим принципы, на которых базируется Закон, и непосредственно сами правовые нормы.
Принципы обращения сживотными
Ранее российское законодательство довольно скупо регулировало основы взаимоотношения человека и животного. Так, в статье 137 Гражданского кодекса РФ [5] указывалось, что к животным применяются те же правила, что и к вещам, если иными законами не было предусмотрено иное. Охранительные правовые нормы, запрещающие жестокое обращение с животными, содержались в статье 245 Уголовного кодекса РФ [9]. При этом в КоАП РФ не содержалось каких-либо составов, напрямую связанных с жестоким обращением с животными. Лишь КоАП города Москвы содержит главу 5 [6], где перечислены такие составы.
По большому счету существовало только две этих крайности: применение к животным тех же правил, что и к вещам, а также запрет жестокого обращения.
Закон устранил этот существенный пробел в законодательстве, закрепив принципы — фундаментальные основы взаимодействия человека с не дикими животными.
Принцип отношения к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания
Этот принцип, по нашему мнению, несколько противоречит статье 137 ГК РФ, где, как мы уже выяснили, к животным по общему правилу применяются те же правила, что и к вещам. Таким образом, эту норму гражданского законодательства следует изменить, указав, что к животным могут применяться нормы ГК РФ о вещах, но только с учетом того, что животные, прежде всего, являются живыми существами.
Принцип отношения к животным как к живым существам закреплен в законодательстве многих стран. Например, в статье 1 Закона о защите животных Польши [2] сказано, что животные — это не вещи, а живые существа, которые могут испытывать страдания.
В целом введение данного принципа видится очень прогрессивным для российского права и очень гуманным по отношению к животным.
Принцип ответственности человека за судьбу животного
Законодательное наделение человека ответственностью по отношению к животному также видится очень важным шагом. Этот принцип мы раскроем позднее через призму непосредственно правил отношения человека к животному и ответственности за несоблюдение этих правил. Обратим внимание, что принцип фигурирует в самом названии Закона.
Принцип воспитания у населения нравственного и гуманного отношения к животным
Данный принцип несет в себе преимущественно морально-нравственное содержание, раскрывается в Законе косвенно, пронизывая многие сферы, в числе которых требования к содержанию животных, введение института общественного контроля и, что самое главное, законодательный запрет на избавление человека от животного, владельцем которого он является.
Принцип научно обоснованного сочетания нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства
Суть данного принципа сводится к такому, что правовое регулирование вопросов взаимоотношений человека и животного не является однобоким, а учитывает интересы вышеназванных субъектов.
Итак, принципы, введенные Законом, имеют огромное значение как в морально-нравственном плане, так и в юридическом, поскольку именно на этих принципах и будут строиться правовые нормы, которые мы разберем далее.
Кроме того, по нашему мнению, данные принципы можно толковать расширительно, поскольку законодатель употребляет общий термин «животное». Следовательно, принципы могут распространяться не только на не диких животных, но и на диких животных, статус которых регулируется другим законом.
Правовые нормы иправовые институты вЗаконе
Условно можно выделить общие и специальные правовые нормы, регулирующие взаимодействие человека с не дикими животными. Если общие являются базисными, касаются вообще любых таких отношений, то специальные применяются по отношению к отдельным группам общественных отношений.
Так, к общим правовым нормам относятся, в том числе, обеспечение надлежащего ухода за животными, обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи. Эти нормы закреплены в статье 9 Закона [11] и касаются любых общественных отношений, которые могут возникнуть между человеком и не диким животным.
Отдельного упоминания заслуживает следующая общая правовая норма: в случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного (п.2 ст. 9 Закона [11]). Таким образом, если от права собственности на обычную вещь человек может отказаться достаточно просто и практически любым способом, то для животных предусмотрен особый правовой режим, который исходит из рассмотренного выше принципа ответственности человека за судьбу животного.
Специальные правовые нормы предусмотрены для регулирования отдельных наиболее важных сфер общественных отношений. Это могут быть общественные отношения, где объектом выступает конкретный подвид не диких животных — например, животные без владельца или домашние животные. Также это может быть еще более узкая группа общественных отношений, но, тем не менее, очень важная — например, отношения по поводу содержанию животных в приютах. Эти нормы раскрываются в статьях 10–16 Федерального закона № 498-ФЗ [11].
Более детально раскрывать специальное правовое регулирование каждой сферы мы не будем, поскольку это не входит в цели данной статьи. Однако обратим внимание, что каждой из перечисленных сфер в Законе посвящена всего одна статья закона. Это значит, что потребуется принятие дополнительных законов и подзаконных актов, чтобы обеспечить полное правовое регулирование всех важных аспектов. Например, Правительство РФ собирается принять постановление, где будет утвержден список животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях [8].
Очевидно, что принятие данного закона потребует внесение изменений и в законы субъектов РФ, которые регламентируют отдельные сферы, указанные в законе, а также принятие новых законов. Так, в Иркутской области действует Закон № 109-оз от 9 декабря 2013 года «Об организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных». Пока изменений, связанных с принятием Закона «Об ответственном обращении с животными», в него внесено не было, хотя они необходимы по ряду вопросов. В частности, статью 3 этого закона [7], посвященную организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек, необходимо изложить в новой редакции с учетом новых требований к отлову и содержанию животных, указанных в п.2 ст. 18 Закона 498-ФЗ.
В рамках Закона можно выделить и правовые институты, которые, безусловно, также очень важны. Сюда относятся институт государственного надзора в области обращения с животными и институт общественного контроля в этой же сфере. Данные институты, по нашему мнению, выполняют обеспечительную функцию, то есть обеспечивают претворение в жизнь правовых норм, содержащихся в Законе.
Санкции вЗаконе
К сожалению, введение довольно прогрессивных правовых норм на деле оказалось не подкрепленным санкциями — наказаниями за неисполнение норм данного Закона. Соответствующие изменения не были внесены в Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, хотя сам Закон предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты. В Государственной Думе РФ пока только планируется введение новых составов в КоАП [4]. Поэтому на данный момент не совсем ясно, какое наказание последует, например, для человека, выбросившего на улицу животное в обход требования п.2 ст. 9 Закона.
Правда, в статье 22 Закона [11] установлена специальная санкция в виде конфискации диких животных, которые содержатся в неволе с нарушением требования Закона. Такие животные подлежат возвращению в дикую среду обитания. Данное правило вступает в силу с 1 января 2020 года.
Заключение
Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» действительно можно назвать прогрессивным, поскольку впервые в Российской Федерации появился федеральный нормативный акт, устанавливающий единые правила для всех россиян, касающиеся вопросов взаимоотношения человека и животных, выпавших из дикой природы.
Закон базируется на важнейших правовых принципах, в которых заложен глубокий моральный и нравственный смысл. Закон запрещает выброс животного на улицу, обязывая человека сперва предпринять меры по определению дальнейшей юридической судьбы животного. Это приближает Закон по гуманности к аналогичным законодательным актам развитых стран, в том числе, к США, Великобритании и Польши.
К сожалению, ряд положений Закона остался декларативным: например, не предусмотрена санкция за неправомерный выброс животного на улицу (в КоАП РФ, как мы уже выяснили, не были внесены соответствующие поправки за несоблюдение положений п.2 статьи 9 Закона).
Также законодатель пока не решился ввести учет всех не диких животных, который успешно практикуется, например, в США. Учет установлен только для безнадзорных животных, помещенных в приюты (согласно статье 16 Закона).
Однако в целом принятие данного закона можно считать началом формирования в России более высокой правовой культуры взаимоотношений между человеком и животными.
Литература:
- Animal Welfare Act//United States Department of Agriculture National Agricultural Library Ask Contact Visit. URL: https://www.nal.usda.gov/awic/animal-welfare-act (дата обращения: 24.06.2019).
- Polish Animal Protection Act // Michigan State University Animal Law Legal Center. URL: https://www.animallaw.info/statute/poland-cruelty-polish-animal-protection-act#Chapter_1 (дата обращения: 24.06.2019).
- Wagman B., Liebman M. A Worldview of Animal Law. — Durham, North Carolina: Carolina Academic Press, 2011. — 340 с.
- В КоАП внесут поправки об ответственности за жестокое обращение с животными // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/4332844 (дата обращения: 25.06.2019).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 № 51- ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994,- № 32. — Ст. 3301.
- Закон г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» от 21 ноября 2007 г. N 45// Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Закон Иркутской области «Об организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» от 09 декабря 2013 года № 109-оз//Кодекс [Электронный ресурс]: справочная правовая система
- Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» от 27 февраля 2019 года // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1995 г. № 63-Ф3 (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996,- № 25.- Ст. 2954
- Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.
- Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 N 498-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.