Подготовка студентов университета к педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 02.07.2019

Статья просмотрена: 1015 раз

Библиографическое описание:

Садикова, Ш. О. Подготовка студентов университета к педагогической деятельности / Ш. О. Садикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61289/ (дата обращения: 15.11.2024).



Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. Квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга: 1) общегражданские качества; 2) качества, определяющие специфику профессии учителя; 3) специальные знания, умения и навыки по предмету.

Цель педагогического образования, считают отечественные ученые-педагоги Сейтхалилов Э. А., Юзликаев Ф. Р., может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям; подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В 5-ой статье Закона «Об образования» Республики Узбекистан отмечено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высоким нравственным качеством. А также “Национальная программа по подготовке кадров» важный акцент делает на личности специалиста, которому доверено молодое поколение, его образование и воспитание.

Новая модель подготовки преподавателей, в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, представляющая собой набор дополнительных образовательных программ психолого-педагогического профиля, обеспечивающих подготовку преподавателей с присвоением соответствующей квалификации. В государственном образовательном стандарте высшего образования (O`z36.1565:2014, приказ № 84 от 10.03.2014 г. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан) утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Такая модель позволяет подготовить выпускника университета к преподавательской деятельности.

Для эффективной подготовки студентов университета к педагогической деятельности в первую очередь надо создавать психолого-педагогические, организационно-методические условия, способствующих профессионально-личностному развитию и формированию профессиональной компетентности будущего преподавателя в классическом университете.

О. Л. Жук в монографии «Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход» отмечает: «Важной задачей подготовки студентов в вузе выступает создание условий для формирования у них умений самостоятельно учиться, готовности к постоянному повышению своего образовательного и профессионального уровня в течение всей жизни».

Понятие «педагогическая подготовка» по мнению В. А. Кан-Калика «это научные труды, отражающие поиск условий становления педагогического мастерства будущего учителя».

Я. И. Кузьмина, В. Л. Матросов и В. Д. Шадриков представили характеристику системы педагогической деятельности с позиции базовых компетентностей педагога. К ним относят личностные качества; постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; информационная компетентность; разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений, компетенции в организации учебной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что вышесказанные о педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога, определяющими успех в педагогической деятельности.

В своих исследованиях И. В. Сопетченкова разработала модель педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете. В содержательном аспекте модели педагогической подготовки студентов, включает целевой, содержательный, операционно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты, которые раскрывают взаимосвязь и взаимовлияние в модели двух основных взаимосвязанных звена: непосредственную работу студента с преподавателем и собственную самостоятельную деятельность студента. Функционально выделены цели, функции, направления деятельности, организационные формы, методы, программно-методические средства, критерии эффективности педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете, содержащие когнитивный, деятельностный и личностный компоненты.

И. В. Гребенев в докторской диссертации выявил противоречие по подготовке преподавателей в классических университетах, между объективно требуемым уровнем профессионализма учителя, позволяющим ему сконструировать эффективный учебный процесс для конкретной педагогической ситуации, и существующей теорией и методикой подготовки преподавателей в классических университетах.

На уровне содержания обучения в вузе это противоречие состоит в том, что, содержание обучения предметам психолого-педагогического и профессионального блоков не детерминировано в должной мере спецификой решения профессиональных задач, актуальными задачами профессиональной деятельности преподавателя в современной школе; не разработаны содержание и методика преподавания важнейших курсов «дидактика предмета», не созданы новые системы учебных дисциплин, специфичных для подготовки преподавателей в классических университетах; не обеспечена преемственность между психологией, педагогикой, общей теорий обучения и конкретными методиками обучения предмету.

Важным фактором подготовки студентов университета к педагогической деятельности является реализация совокупности взаимосвязанных учебных программ психолого-педагогических дисциплин, формирование у студентов ценностного отношения к педагогическому образованию и деятельностное освоение психолого-педагогических дисциплин, формирование психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию социально-личностных компетенций и направленной на повышение эффективности решения выпускниками социально-профессиональных и личностных задач.

Литература:

  1. «Закон об образовании» Республики Узбекистан. Ташкент, Шарк, 1997
  2. «Национальная программа по подготовке кадров». Ташкент, Шарк, 1997
  3. ГОС высшего образования Республики Узбекистан. Т., 2014
  4. О. Л. Жук Монография «Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход». Минск. РИВШ, 2009
  5. И. В. Сопетченкова, автореферат «Педагогическая подготовка студентов по дополнительной квалификации «преподаватель» в классическом университете», Педагогика. Тула, 2009
  6. И. В. Гребенев, автореферат «Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета», Педагогика. Нижний Новгород, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, педагогическая подготовка студентов, дополнительная квалификация, подготовка преподавателей, Узбекистан, университет, учебная деятельность.


Задать вопрос