Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. Квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга: 1) общегражданские качества; 2) качества, определяющие специфику профессии учителя; 3) специальные знания, умения и навыки по предмету.
Цель педагогического образования, считают отечественные ученые-педагоги Сейтхалилов Э. А., Юзликаев Ф. Р., может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям; подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В 5-ой статье Закона «Об образования» Республики Узбекистан отмечено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высоким нравственным качеством. А также “Национальная программа по подготовке кадров» важный акцент делает на личности специалиста, которому доверено молодое поколение, его образование и воспитание.
Новая модель подготовки преподавателей, в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, представляющая собой набор дополнительных образовательных программ психолого-педагогического профиля, обеспечивающих подготовку преподавателей с присвоением соответствующей квалификации. В государственном образовательном стандарте высшего образования (O`z36.1565:2014, приказ № 84 от 10.03.2014 г. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан) утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Такая модель позволяет подготовить выпускника университета к преподавательской деятельности.
Для эффективной подготовки студентов университета к педагогической деятельности в первую очередь надо создавать психолого-педагогические, организационно-методические условия, способствующих профессионально-личностному развитию и формированию профессиональной компетентности будущего преподавателя в классическом университете.
О. Л. Жук в монографии «Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход» отмечает: «Важной задачей подготовки студентов в вузе выступает создание условий для формирования у них умений самостоятельно учиться, готовности к постоянному повышению своего образовательного и профессионального уровня в течение всей жизни».
Понятие «педагогическая подготовка» по мнению В. А. Кан-Калика «это научные труды, отражающие поиск условий становления педагогического мастерства будущего учителя».
Я. И. Кузьмина, В. Л. Матросов и В. Д. Шадриков представили характеристику системы педагогической деятельности с позиции базовых компетентностей педагога. К ним относят личностные качества; постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; информационная компетентность; разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений, компетенции в организации учебной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что вышесказанные о педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога, определяющими успех в педагогической деятельности.
В своих исследованиях И. В. Сопетченкова разработала модель педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете. В содержательном аспекте модели педагогической подготовки студентов, включает целевой, содержательный, операционно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты, которые раскрывают взаимосвязь и взаимовлияние в модели двух основных взаимосвязанных звена: непосредственную работу студента с преподавателем и собственную самостоятельную деятельность студента. Функционально выделены цели, функции, направления деятельности, организационные формы, методы, программно-методические средства, критерии эффективности педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете, содержащие когнитивный, деятельностный и личностный компоненты.
И. В. Гребенев в докторской диссертации выявил противоречие по подготовке преподавателей в классических университетах, между объективно требуемым уровнем профессионализма учителя, позволяющим ему сконструировать эффективный учебный процесс для конкретной педагогической ситуации, и существующей теорией и методикой подготовки преподавателей в классических университетах.
На уровне содержания обучения в вузе это противоречие состоит в том, что, содержание обучения предметам психолого-педагогического и профессионального блоков не детерминировано в должной мере спецификой решения профессиональных задач, актуальными задачами профессиональной деятельности преподавателя в современной школе; не разработаны содержание и методика преподавания важнейших курсов «дидактика предмета», не созданы новые системы учебных дисциплин, специфичных для подготовки преподавателей в классических университетах; не обеспечена преемственность между психологией, педагогикой, общей теорий обучения и конкретными методиками обучения предмету.
Важным фактором подготовки студентов университета к педагогической деятельности является реализация совокупности взаимосвязанных учебных программ психолого-педагогических дисциплин, формирование у студентов ценностного отношения к педагогическому образованию и деятельностное освоение психолого-педагогических дисциплин, формирование психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию социально-личностных компетенций и направленной на повышение эффективности решения выпускниками социально-профессиональных и личностных задач.
Литература:
- «Закон об образовании» Республики Узбекистан. Ташкент, Шарк, 1997
- «Национальная программа по подготовке кадров». Ташкент, Шарк, 1997
- ГОС высшего образования Республики Узбекистан. Т., 2014
- О. Л. Жук Монография «Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход». Минск. РИВШ, 2009
- И. В. Сопетченкова, автореферат «Педагогическая подготовка студентов по дополнительной квалификации «преподаватель» в классическом университете», Педагогика. Тула, 2009
- И. В. Гребенев, автореферат «Формирование педагогического профессионализма преподавателей в условиях классического университета», Педагогика. Нижний Новгород, 2008