Об известных российских деятелях, связанных с эстонской землей и похороненных на Смоленском лютеранском кладбище г. Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Об известных российских деятелях, связанных с эстонской землей и похороненных на Смоленском лютеранском кладбище г. Санкт-Петербурга / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 176-181. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61297/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье приведены краткие биографические справки о связанных с Эстонией некоторых известных деятелях (преимущественно немецкого происхождения) в сфере науки, культуры, образования и религии, нашедших вечный покой на Смоленском лютеранском кладбище города Санкт-Петербурга. Новизна исследования заключается в том, что данная тема не была предметом специального исследования российских и зарубежных ученых.

Ключевые слова: эстонцы, Санкт-Петербург, лютеранство, Эстония, история.

This article provides a brief biographical data of well-known figures associated with Estonia (mainly of German origin) in the fields of science, culture, education and religion, who have found eternal peace in the Smolensky Lutheran Cemetery of St. Petersburg.The novelty of the research lies in the fact that this topic was not the subject of a special study of Russian and foreign researchers.

Keywords: Estonians, St. Petersburg, Lutheranism, Estonia, history.

До Октябрьской революции 1917 года в Санкт-Петербурге — Петрограде проживали многие остзейские (балтийские) немцы, являющиеся уроженцами Эстляндской и Лифляндской губерний Российской империи. Они трудились в Академии наук, Императорском Санкт-Петербургском университете, в Министерстве иностранных дел России и других государственных учреждениях.

Многие остзейские немцы и представители других этносов, связанные с Эстляндской или Лифляндской губерниями, а также эстонцы нашли вечный покой в городе на Неве и были упокоены на Смоленском лютеранском кладбище. В настоящее время их могилы находятся в разной степени сохранности. Многие первоначально установленные могильные памятники не сохранились до наших дней, на месте некоторых утраченных памятников были установлены новые (в том числе — кенотафы, то есть символические надгробия, установленные на другом месте). До 1919 года, когда Дерптский (Тартуский, Юрьевский) университет стал национальным эстонским высшим учебным заведением, здесь в основном учились остзейские немцы. В 1802–1893 гг. немецкий язык являлся основным языком преподавания, и только в конце XIX столетия в университет стали попадать эстонцы.

Смоленское лютеранское кладбище является старейшим из неправославных кладбищ города на Неве (открыто в 1747 году под названием Немецкое кладбище). Оно находится в южной части острова Декабристов по адресу: набережная реки Смоленки, 27. Кладбище получило название по реке Смоленке (в XVIII веке у этой реки имелось другое устоявшееся название — Маякуша).

С 2000 года, каждую весну и осень на Смоленском лютеранском кладбище проходят ежегодные субботники, организованные Санкт-Петербургским обществом эстонской культуры и приходом эстонской лютеранской церкви Святого Иоанна (улица Декабристов, дом 54-А).

На участке 82 кладбища был похоронен тайный советник Фердинанд Йоханн Видеман (Фердинанд Иванович; 1805–1887) — языковед, специалист по финно-угорским языкам, академик Петербургской академии наук, автор первого словаря ливского языка, специалист по эстонскому языку, составитель «Описательной грамматики эстонского языка» и немецко-эстонского словаря [2, с. 262]. Там же похоронены его супруга Эмилия Видеман (Соколовская) и Иоганн Видеман (1835–1896). Мастер С.Копьевский из города Ревеля установил гранитный крест на постаменте. Первоначальное надгробие Ф. Видемана утрачено в связи с тем, что в 1986 году часть территории кладбища, где располагалась его могила, была отведена под строительство депо пожарной охраны. 16 апреля 2005 года на Смоленском лютеранском кладбище академику Ф. Видеманну был повторно открыт надгробный камень (но уже в другом месте кладбищенской территории).

C:\Users\Sergey\Desktop\Смоленское лютеранское кладбище\РИСУНКИ\455722.jpg

Рис. 1. Первоначальное надгробие Ф. Видемана (слева). 1977 год. Источник: Tankler H. Tartu ülikooli delegatsioon asetamas pärgi Tartu ülikooliga seotud teadlaste haudadele (23.12.1977). Universitas Tartuensis DSpace. Новое надгробие академику (кенотаф; справа)

На кладбище нашел покой уроженец острова Эзель (Сааремаа) Лифляндской губернии, остзейский немец Иван Андреевич Гальнбек (Иоганнес Леопольд; 1855–1934). Он являлся архитектором, искусствоведом, заведующим разряда металла в Институте Археологической технологии при Академии истории материальной культуры, преподавателем рисования в Топографическом училище, коллекционером, знатоком эстонской культуры и искусства, этнографом, преподавателем и библиотекарем Центрального училища технического рисования барона Штиглица, председателем Русского художественно-промышленного общества, сотрудником Эрмитажа и Государственного Русского музея [3]. В 1906–1907 годах И. А. Гальнбек, в качестве корреспондента этнографического отдела Русского музея, проводил этнографические исследования на территории западной Эстонии и на островах Эзель (Сааремаа), Даге (Хийумаа) и Моон (Муху). И. А. Гальнбек занимался историческими исследованиями эстонского и финского народов, изучал историю оловянного дела в Прибалтике. За 16 тысяч рублей И. А. Гальнбек продал директору Эстонского национального музей свою коллекцию, состоящую из более чем из 1700 предметов [10].

C:\Users\Sergey\Desktop\Смоленское лютеранское кладбище\РИСУНКИ\Johannes Leopold Gahlnbäck (1855-1934).jpg

Рис. 2. Иван Андреевич Гальнбек

Последний приют здесь нашел и химик Герман Иванович Гесс (1802–1850) [4, с. 591]. Ещё в пятнадцатилетнем возрасте он переехал в Дерпт, где обучался в частной школе, а затем в гимназии, которую окончил в 1822 году. После гимназии учился на медицинском факультете Дерптского университета, где изучал химию у профессора Готфрида Озанна. В 1825 году Г.Гесс защитил диссертацию, получив степень доктора медицины. Тема его работы: «Изучение химического состава и лечебного действия минеральных вод России».

Тело Фридриха Максимилиана фон Клингера (Федор Иванович; 1752–1831) — попечителя в 1803–1817 годах Дерптского университета и одновременно первого попечителя Дерптского учебного округа, поэта и драматурга, генерала российской армии, видного деятеля российского военного и гражданского образования также упокоено на Смоленском лютеранском кладбище [7]. До своей смерти в 1831 году он жил в Дерпте (Тарту).

Похоронен на этом кладбище и Адольф Теодор Купфер (Адольф Яковлевич; 1799–1865) — академик, крупнейший физико-химик, метролог, основатель первого метрологического и поверочного учреждения — Депо образцовых мер и весов, а также Главной физической обсерватории России. В 1815–1816 гг. он учился в Дерптском университете [6].

C:\Users\Sergey\Desktop\КАРТИНКИ С ДИСКА ДОБАВИТЬ! Смоленское лютеранское кладбище\Могила_Купфера_А.Я..jpg

Рис. 3. Могила А. Я. Купфера

Карл Иванович Максимович (1827–1891) — ботаник, академик Санкт-Петербургской академии наук, являвшийся помощником директора Дерптского ботанического сада, покоится на Смоленском лютеранском кладбище. Он получил высшее образование в Дерптском университете, где учился с 1845 по 1850 год у ботаника, действительного члена Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Дерптского университета Александра Андреевича Бунге (1803–1890) [5, с. 349–360].

Георг Фридрих Паррот (Егор Иванович; 1767–1852) — физик-изобретатель, академик, первый ректор Императорского Дерптского университета и его супруга Амалиэ Хеленэ Паррот (Хаусенберг; 1777–1850) похоронены на Смоленском лютеранском кладбище. Г. Ф. Паррот провел огромную работу по возобновлению деятельности Дерптского университета, который открылся для студентов в 1802 году — после более чем девяностолетнего перерыва (с 1710 года, когда прекратила свою деятельность Академия Густавиана — старейшее высшее учебное заведение в Швеции, основанное королём Густавом II Адольфом в 1632 году) [1, с. 406–411]. В 1827 году, в связи с 25-летним юбилеем Дерптского университета медицинский факультет учебного заведения наградил Г. Ф. Паррота степени доктора медицины «honoris causa». Он занимал также должность профессора физики Дерптского университета. С конца 1796 являлся секретарём Лифляндского общеполезного и экономического общества в Дерпте. Создал в Дерптском университете один из лучших в Европе физических кабинетов [12, с. 184–186].

C:\Users\Sergey\Desktop\КАРТИНКИ С ДИСКА ДОБАВИТЬ! Смоленское лютеранское кладбище\Смоленское_Могила_Паррот.jpg

Рис. 4. Могила Г. Ф. Паррота

Упомянем также Рудольфа Эрнестовича фон Траутфеттера (1809–1889) — русского ботаника и натуралиста, знатока русской флоры, похороненного на этом кладбище. В 1825 году он поступил на медицинский факультет Дерптского университета, позже перешел на физико-математический факультет. Занимался ботаникой под руководством К. Х. Ледебура. В 1829 году Р. Э. Траутфеттер был награждён золотой медалью за рассуждение по предмету ботаники, а в 1833 году Дерптский университет присвоил ему степень кандидата. В 1835 году Кёнигсбергский университет присвоил ему степень доктора философии, а в 1839 году Университет Святого Владимира удостоил его степени доктора естественных наук. В 1833 году Р.Э Траутфеттер стал помощником директора Дерптского университетского ботанического сада, а в 1834 году его определили доцентом в Дерптском университете по предмету ботаники [11, с. 393–394].

Уроженец Тарту, выпускник Тартуского университета, преподаватель немецкого языка в Смольном институте в Санкт-Петербурге, директор Частной гимназии и Реальной школы Юргенсона в городе на Неве Александр Эдуард Юргенсон (1861–1928) был назначен в 1921 году пастором эстонской церкви Св. Иоанна (Яаникирик) в Санкт-Петербурге. С 1924 года он являлся пробстом эстонских приходов СССР. После смерти Оскара Пальза в 1926 году А. Юргенсон был по сути архиепископом всех эстонских лютеранских общин СССР [9].

Мориц Герман фон Якоби (Борис Семенович; 1801–1874) — физик, архитектор, с 1835 года профессор Дерптского университета на кафедре гражданской архитектуры, изобретатель первого в мире электродвигателя, изобретатель гальванопластики, а также его супруга похоронены на Смоленском лютеранском кладбище [8, с. 315]. В 1835–1837 годах М. Г. Якоби являлся архитектором Дерптского университета.

C:\Users\Sergey\Desktop\КАРТИНКИ С ДИСКА ДОБАВИТЬ! Смоленское лютеранское кладбище\image.jpg

Рис. 5. Могила Б. С. Якоби

Таким образом, на Смоленском лютеранском кладбище, расположенном в Санкт-Петербурге на набережной реки Смоленки, покоятся многие прославленные российские деятели в области науки и религии, непосредственно связанные с Эстляндской и Лифляндской губерниями. Многие из вышеперечисленных надгробий разрушаются и требуют незамедлительной реставрации. В этих памятниках заключена значительная часть истории нашей страны.

Литература:

  1. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Юрьевского, бывшего Дерптского университета за сто лет его существования (1802–1902). Т. I. Под ред. Г. В. Левицкого. Юрьев: Типография К. Маттисена, 1902. С. 406–411.
  2. Видеман Фердинанд Иванович // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е октября 1887 года. СПб.: Типография Правительствующего сената, 1887. С. 262.
  3. Гаврилов С. Остзейские немцы в Санкт-Петербурге. Российская империя между Шлезвигом и Гольштейном. Москва: Центрполиграф, 2011.
  4. Гесс-фон, Герман // Петербургский некрополь. Т. 1 (А-Г). Сост. В. И. Саитов. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. С. 591.
  5. Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713–1913). Ч. 3. Петроград, 1913–1915. С. 349–360.
  6. Пасецкий В. М. Адольф Яковлевич Купфер, 1799–1865. М.: Наука, 1984. 208 с.
  7. Пуришев Б. И. Клингер Фридрих Максимилиан // Литературная энциклопедия. М., 1931. Т. 5.
  8. Храмов Ю. А. Якоби Борис Семенович // Физики: Биографический справочник. Под ред. А. И. Ахиезера. М.: Наука, 1983. С. 315.
  9. Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Rußlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon: Institut Nordostdeutsches Kulturwerk. Martin Luther Verlag, 1998.
  10. Kirglik Johannes Leopold Gahlnbäck ERM-is //Eesti Kunstiakadeemia. URL: https://www.artun.ee/kirglik-johannes-leopold-gahlnback-erm-is (дата обращения: 19.02.2019).
  11. Recke, Johann Friedrich v.; Napiersky, Karl Eduard: Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexicon der Provinzen Livland, Estland und Kurland. 4 köide. S-Z, Mitau, 1832. S. 393–394.
  12. Stieda L. Parrot, Georg Friedrich von // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 25. Leipzig: Duncker & Humblot, 1887. S. 184–186.
Основные термины (генерируются автоматически): Дерптский университет, Смоленское лютеранское кладбище, Санкт-Петербург, Лифляндская губерния, медицинский факультет, Нева, немецкий язык, первоначальное надгробие, эстонская культура, эстонский язык.


Ключевые слова

история, Санкт-Петербург, эстонцы, Эстония, лютеранство

Похожие статьи

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Топонимы эстонского происхождения на территории современной России

В статье приводится исчерпывающий перечень топонимов эстонского происхождения на территории современной России (по состоянию на август 2019 года) и рассказывается об истории некоторых из них. Уникальность исследования заключается в том, что составлен...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Похожие статьи

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Топонимы эстонского происхождения на территории современной России

В статье приводится исчерпывающий перечень топонимов эстонского происхождения на территории современной России (по состоянию на август 2019 года) и рассказывается об истории некоторых из них. Уникальность исследования заключается в том, что составлен...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Задать вопрос