Тифлисские эстонцы. Исторический очерк | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Тифлисские эстонцы. Исторический очерк / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 181-185. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61298/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования заключается в том, что данная тема не была предметом специального исследования российских и зарубежных ученых.

Ключевые слова: эстонцы, Тифлис, Тбилиси, Эстония, Грузия, этнография, история.

The article tells about the cultural, social and economic life of the Estonian community of the city of Tiflis (now Tbilisi) at the end of the 19th — beginning of the 20th century, as well as about famous Estonians who were born, studied or worked in this city. The novelty of the research lies in the fact that this topic was not the subject of a special study of Russian and foreign researchers.

Keywords: Estonians, Tiflis, Tbilisi, Estonia, Georgia, ethnography, history.

В второй половине XIX — начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний Российской империи в восточном и южном направлениях, в том числе в Закавказье — в Тифлисскую губернию. Многие эстонцы обосновались в городе Тифлисе (с 1936 года — Тбилиси). Данная работа написана, в том числе, на основе газетных публикаций и материалов эстонских архивов.

К 1864 году в Тифлисе насчитывалось всего несколько эстонцев [1, с. 29]. В 1911 году здесь жили примерно 200 эстонцев, большинство из которых работали чиновниками, людьми свободных профессий, призывниками и рабочими [22, с. 1]. Если говорить об общей численности населения в стране, то в 1939 году Грузия насчитывала 2498 эстонцев, в 1959 году — 2148, 1970 году — 2108, 1979 году — 1625, а в 1989 году — 2316 эстонцев [5, с. 214].

В 1867 году в Тифлисе поселился известный эстонский глазной врач Пауль Блумберг (1840–1893), который в 1869 году стал работать младшим ординатором Тифлисской городской больницы, а с 1871 года — старшим ординатором хирургического отделения этой больницы [18]. В конце 1870-х годах в Тифлис приехал известный эстонский педагог Й. Р. Резольд, который сначала трудился учителем, а потом директором Михайловской гимназии [19, с. 50]. В его «Кавказских письмах», вышедших в 1878–1879 годах, он рассказывает о Тифлисе и грузинах [28, с. 1]. В 1882 году в Тифлис приехал знаменитый эстонский писатель и прозаик Эдуард Борнхёэ (1862–1923). Здесь он работал учителем. В феврале 1862 года концерт органной музыки в Тифлисе дала эстонский композитор, хоровой дирижер и органист Мийна Хярма (1864–1941) [4, с. 105–111].

Эстонцы посещали в Тифлисе лютеранскую церковь Святых Петра и Павла, построенную в 1897 году и располагавшуюся на углу улиц Кирочной (ныне — Марджанишвили) и Михайловской (ныне — проспект Давида Агмашенебели) [6, с. 5].

Рис. 1. Эстонцы посещали лютеранскую церковь Св. Петра и Павла в Тифлисе (построена в 1897 году)

В июне 1912 года в церкви прошло богослужение на эстонском языке, после чего состоялся концерт. Это было первое выступление Тифлисского эстонского хора, созданного усердием эстонца Отто Киеселя [26, с. 1].

Рис. 2. Бланк евангелическо-лютеранского городского пастора Тифлиса. 1900 год

В 1902 году эстонец Вольдемар Прейсберг открыл в Тифлисе свою аптеку по адресу Плехановский (Михайловский) проспект, дом 24, которую держал до лета 1921 года. В 1914 году валовый оборот аптеки составил 1500 фунтов стерлингов [15, с. 121–124].

К марту 1912 года был зарегистрирован устав Тифлисского Эстонского общества взаимопомощи [13, с. 4]. В июле 1912 году тифлисские эстонцы решили провести общее собрание для того, чтобы выбрать руководство общества [8, с. 3]. Оно состоялось 11 ноября 1912 года. Собрание не могли долго созвать в связи с тем, что многие активные эстонцы уезжали отдыхать из Тифлиса на лето. На собрании, которое проводилось в помещениях Тифлисского латышского общества, зачитали устав. С речью выступил учитель Отто Йоханнес Киесель, который, наряду с Й. Яасом и Х. Таллмейстером, выступил членом-основателем организации [23, с. 1]. В общество в тот же день вступили ещё 23 человека. В правление вошли три члена-основателя, а также Э. Линдеманн и А. Ленги. Первым большим праздником стало празднование Рождества Христова, на котором можно было полюбоваться рождественской елкой [9, с. 1].

Тифлисское Эстонское общество взаимопомощи проводило множество интересных мероприятий. 19 февраля 1913 года Тифлисское эстонское общество организовало праздничный вечер в помещениях Тифлиского армянского благотворительного общества. Пели песни, читали стихи, играли на скрипке. Гостям показали спектакль «Псевдолейтенант» («Ebaleitnant») [27, с. 1]. 11 апреля 1916 года в летнем помещении театра «Артистическое общество» (ныне Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова) по адресу Михайловский проспект, дом 107, Эстонское общество взаимопомощи устроило в пользу семей, призванных на войну, «Большое гуляние-праздник для взрослых и детей». В программу вошел концерт, мелодекламации, рассказы и шутки в исполнении артиста оперы и камерного певца Беглара Богдановича Амирджана (1868–1937), Петровского, Ермака и других артистов. Зрителям показали одноактную пьесу-шутку на эстонском языке и «живые картины».

Рис. 3. Анонс праздника, организуемого Тифлисским Эстонским обществом взаимопомощи в 1916 году. Источник: Кавказское слово. 1916. № 80. 08.04.1916. С. 1

Несколько слов о руководителе Тифлисского Эстонского общества взаимопомощи. Знаменитый эстонский химик Отто Йоханнес Киесель родился 8 октября 1886 года в Таллине в семье рабочего. Работал учителем в Аасперерской школе (уезд Вирумаа). В 1906 году переселился в Грузию. Жил в Тифлисе сначала на Ольгинской улице (ныне улица Мераба Коставы), дом 19, потом на улице Саперной улице (ныне улица Резо Табукашвили), дом 3, квартира 10 [20, с. 90–91]. Учился в 1906–1910 годах в Тифлисском учительском институте, в 1917–1918 годах — в Тифлисском политехническом институте (специальность — агрономия). С 1910 по 1918 год являлся преподавателем в Тифлисской торговой школе. В 1911 году женился на уроженке Тифлиса Альме Паулине Польски. В 1919 году вернулся обратно с супругой, сыном Ильмаром и дочерью Лейдой в Таллин. Умер О. Киесель 7 июля 1967 года [16].

Рис. 4. Создатель и председатель Тифлисского Эстонского общества взаимопомощи Отто Киесель (1886–1967)

20 мая 1913 года эстонцы провожали в последний путь члена эстонского общества, пастора П. Пихпкалейса. По национальности он являлся латышом, но хорошо владел эстонским языком [25, с. 1]. В 1914 году подписку на петербургскую газету на эстонском языке «Пэтербури Тэатайя» принимал в Тифлисе школьный учитель К. Суммер [17, с. 1]. В ноябре 1915 года 2-ю Тифлисскую школу прапорщиков окончил школьный учитель в Сальме и Новороссийске Тынис Камма. Служил в 112-м пехотно-резервном батальоне.

В связи с приближением линии фронта к Тарту (Юрьеву) в годы Первой мировой войны, появилась идея переноса Тартуского университета в Тифлис [2, с. 201]. Тифлисская городская управа выразила готовность к размещению университета в городе. Однако, этот план так и не был реализован: в итоге университет эвакуировали в Воронеж.

1 мая (по старому стилю) 1917 года тифлисские эстонцы решили отметить празднично: примерно 100 эстонцев (в том числе эстонские офицеры, солдаты и курсанты военной школы) собрались в доме у председателя общества господина Луку [24, с. 2]. Член общества, учитель Аугуст Кыйв сделал выступление на тему «Дореволюционная Эстония», а Отто Киесель — на тему «Народ и народная свобода». На собрании решили отправить 200 рублей на создающийся Эстонский полк [10, с. 2].

В 1917 году принят устав Тифлисского эстонского союза военнослужащих, целью которого было объединение эстонских военнослужащих Кавказского фронта и организация их связи с родиной [29, с. 58]. К 1918 году в Тифлисе находилось много эстонских военнослужащих, которые хотели уехать на родину. Тифлисский Эстонский Комитет занимался организацией отправки эстонцев в Эстонию [12, с. 4].

На общем собрании эстонцев Тифлиса 22 декабря 1918 года создали Тифлисский эстонский национальный совет (Tifliisi Eesti Rahwa Nõukogu). Совет сначала возглавил преподаватель 1-й Тифлисской школы прапорщиков А. Юхт. 22 сентября 1919 года президентом Совета стал Йоханнес Киркман (1885–1949), который в мае 1921 года перебрался обратно в Эстонию, где стал учителем и директором школы. 13 февраля 1920 года президент Совета направил в Таллин телеграмму, в которой приветствовал Эстонскую Республику и выразил желание назначить в Тифлис эстонского дипломатического представителя [11, с. 2]. Й. Киркманн стал консульским агентом Эстонии в Тифлисе 28 июля 1920 года (он пробыл на этой должности до конца ноября 1920 года), консульство же в Тифлисе открыли в сентябре того же года.

8 февраля 1918 года создано «Временное Тифлисское консульство Эстонии» («Ajutise Tiflisi Eesti Konsulaat»), к работе в нем приступили 9 человек. Через некоторое время, 17 февраля того же года, эстонцы, оказавшиеся на Кавказе в связи с проведением военных действий в Первую мировую войну, и оставшиеся здесь жить, преобразовали консульство в «Тифлисский Эстонский Исполнительный Комитет» («Tiflisi Eesti Täidesaatew Komitee»), куда избрали 7 членов [14, с. 1–2].

6 октября 1918 года тифлисский эстонец Август Мартович Нигуль написал «Духовное завещание». В память о его умерших детях Эрне Линде и Гертруде Марии Нигуль он завещал положить 500 рублей на бессрочное хранение в Государственный банк, а на проценты ежегодно покупать к Рождеству Христову подарки «прилежным ученикам и ученицам» школы при евангелическо-лютеранской школы Святых Петра и Павла в Тифлисе [3, с. 2].

15 марта 1921 года в помещении Наркомвнешторга Грузинской ССР состоялось заседание, на котором представитель эстонского правительства «приветствовал новую Социалистическую власть и подтвердил, что все договоры и сделки, заключенные эстонскими фирмами с Социалистической Советской Россией, выполнялись всегда точно, что дает право утверждать, что товарообмен с Грузией должен идти нормальным путем» [21, с. 13–15].

В ноябре 1921 года дипломатическим представителем Эстонии в Тифлисе назначили Сергея Паула [7, с. 5]. Его канцелярия находилась на улице Паскевича, дом 9 [21, с. 13–15]. Вскоре представительство было упразднено.

Выставки эстонских художников в Тбилиси прошли в 1964, 1972, 1979 и 1984 годах, а в 1975 году состоялась выставка эстонских театральных художников. В 1970 году в Тбилиси выступил эстонский эстрадный ансамбль «Лайне». С 26 октября по 4 ноября 1971 года в Тбилиси прошли «Дни эстонской культуры», а в 1985 году — «Дни эстонской литературы».

Таким образом, тифлисские эстонцы-переселенцы внесли свою лепту в историю, культуру и экономику Грузии, Эстонии и России.

Литература:

  1. Анчабадзе Ю., Волкова Н. Старый Тбилиси. Город и горожане в XIX веке, Москва, 1990. С. 29.
  2. Джорбенадзе С. Жизнь и деяния Иванэ Джавахишвили, Тбилиси, 1984. С. 201.
  3. Духовное завещание Нигуля... // GECHA.1727.1.102. 06.10.1918. С. 2.
  4. Исаков С. Сквозь годы и расстояния. Из истории культурных связей Эстонии с Украиной, Грузией и Латвией в конце XIX — начале XX века. Таллин, 1969. С. 105–111.
  5. Тотадзе А. Этнический состав населения Грузии, Тбилиси, 2009. С. 214.
  6. Eesti asunikkude elu Gruusias // Postimees. 1921. № 126. 09.06.1921. С. 5.
  7. Eesti Kaukaasia diplomaatilise esinduse... // ERA.44.1.34. 05.10.1921–08.07.1922. С. 5.
  8. Eesti selts Tiflisis // Postimees. 1912. № 150. 03.07.1912. С. 3.
  9. Eesti Seltsi koosolek Tiflisis // Tallinna Teataja. 1912. № 269. 23.11.1912. С. 1.
  10. Eestlased Tiflisis // Postimees. 1917. № 114. 25.05.1917. С. 2.
  11. Kaukaasuse Eesti rahwuslised nõukogud terwitawad Eesti Wabariiki // Tallinna Teataja. 1920. № 38. 16.02.1920. С. 2.
  12. Kiesel O. Kaukasiast — kodumaale // Tallinna Päevaleht. 1918. № 29. 22.07.1918. С. 4.
  13. Kiesel O. Tiflisi Eesti asundus // Päewaleht. 1912. № 58. 10.03.1912. С. 4.
  14. Kõiw A. Kaukasiast kodumaale // Postimees. 1918. № 192. 17.10.1918. С. 1–2.
  15. Materjalid Gruusias elanud Eesti kodanike… // ERA.44.1.29. 20.07.1921–24.03.1922. С. 121–124.
  16. Märkmeid ja selgitusi ajalooliste isikute kohta // Idakandieestlased. URL: https://ida.aule.ee/muu/inimesed.html (дата обращения: 25.02.2019).
  17. «Peterburi Teataja» // Peterburi Teataja. 1914. № 67. 14.06.1914. С. 1.
  18. Pulver A. Esimene eestlasest silmaarst tegi oma elutöö Tiflisis // Virumaa Teataja. 03.10.2006. URL: https://virumaateataja.postimees.ee/2292045/esimene-eestlasest-silmaarst-tegi-oma-elutoo-tiflisis (дата обращения: 01.02.2019).
  19. Rohtmets-Aasa H. Kukuruusikasvatajad // Horisont. № 2. Märts-aprill 2015. С. 50.
  20. Suguvennad kauges Kaukaasias // Meie Tee. № 5–6. 1975. С. 90–91.
  21. Tbilisi Eesti konsulaadi tegevusaruanded ja... // ERA.957.11.221. 03.01.1920–31.12.1920. С. 13–15.
  22. Tiflisi Eesti asundus // Päewaleht. 1911. № 122. 03.06.1911. С. 1.
  23. Tiflisi Eesti asundus // Päewaleht. 1912. № 270. 22.11.1912. С. 1.
  24. Tiflisi Eesti asundus // Päevaleht. 1917. № 124. 08.06.1917. С. 2.
  25. Tiflisi Eesti asundusest // Peterburi Teataja. 1913. № 67. 09.06.1913. С. 1.
  26. Tiflisist // Peterburi Teataja. 1912. № 76. 30.06.1912. С. 1.
  27. Tiflisist // Peterburi Teataja. 1913. № 27. 05.03.1913. С. 1.
  28. Väljarändamine Suhhuumi // Stockholmi Eesti Päevaleht. 1960. № 290. 13.12.1960. С. 1.
  29. Ärakirjad dokumentidest Eestile autonoomia... // ERA.2124.1.626. 1917. С. 58.
Основные термины (генерируются автоматически): Тифлис, эстонский, Тифлисское Эстонское общество, эстонец, Эстония, Грузия, эстонский язык, Таллин, мировая война, школьный учитель.


Ключевые слова

история, Грузия, этнография, эстонцы, Эстония, Тифлис, Тбилиси

Похожие статьи

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Об известных российских деятелях, связанных с эстонской землей и похороненных на Смоленском лютеранском кладбище г. Санкт-Петербурга

В настоящей статье приведены краткие биографические справки о связанных с Эстонией некоторых известных деятелях (преимущественно немецкого происхождения) в сфере науки, культуры, образования и религии, нашедших вечный покой на Смоленском лютеранском ...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Похожие статьи

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Об истории эстонской общины в Лигово

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной, религиозной и общественно-политической жизни эстонской общины селения Лигово (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Новизна и уникальность исследования заключае...

Карельские эстонцы: история и современность

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины Республики Карелии Российской Федерации. Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими, ни зарубежными исследователям...

Изучение эстонского языка в Российской Федерации в наши дни

В статье повествуется о языке (на примере эстонского языка) как универсальном ключе к знакомству с культурой, менталитетом и традициями конкретно взятого этноса. Рассказывается о местах в России, где в настоящее время можно изучать эстонский язык. Но...

Об исторических связях между Читой и эстонской землей

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной и общественно-политической жизни эстонской общины города Читы, а также знакомит читателей с известными эстонцами, которые связаны с Читой, и читинцами, связанными с эст...

Об известных российских деятелях, связанных с эстонской землей и похороненных на Смоленском лютеранском кладбище г. Санкт-Петербурга

В настоящей статье приведены краткие биографические справки о связанных с Эстонией некоторых известных деятелях (преимущественно немецкого происхождения) в сфере науки, культуры, образования и религии, нашедших вечный покой на Смоленском лютеранском ...

История и современность эстонского общества «Питерцы»

В статье автор рассказывает об истории появления и деятельности эстонского общества «Питерцы» (Seltsing «Piiterlased»), возникшего в Ленинграде в 1952 году и объединившего бывших студентов ленинградских/петербургских ВУЗов. Новизна исследования заклю...

Эстонская община в Малом Тешково

Автор рассказывает о культурной, религиозной и общественной жизни эстонской общины деревни Малое Тешково (ныне — Волосовский район Ленинградской области). Новизна и уникальность исследования заключается в том, что до настоящего времени ни российскими...

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Сибирская печать об «инородческом вопросе» в конце XIX — начале XX в.

В статье автор исследует сибирские периодические издания конца XIX — начала XX в., которые отражали проблему «инородческого вопроса» и его причины. Были затронуты такие причины, как ухудшение здоровья инородцев, малоземелье, увеличение ссыльного элем...

Задать вопрос