Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 01.07.2019

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Ануфриюк, К. Ю. Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте / К. Ю. Ануфриюк, А. В. Постанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 277-280. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61302/ (дата обращения: 15.11.2024).



Изучалось самоотношение в связи с зщитно-совладающим поведением в юношеском возрасте. Нами было выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь между самоотношением и защитно-совладающим поведением юношей и девушек. В исследовании приняли участие 73 респондента: 55 девушек, 18 юношей. Измерялись самотношение (методика В. В. Столина, С. Р. Пантилеева,, методика Дембо-Рубинштейн), механизмы психологической защиты (Опросник Плутчика Келлермана Конте Life Style Index,LSI) и копинг-стратегии (методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (КПСС). Обработка производилась с помощью методов описательной статистики, дисперсионного анализа (F- критерия Фишера) и корреляционного анализа (коэффициент r-Спирмена). Результаты:

Юноши и девушки с высоким уровнем самоотношения в большей степени склонны использовать примитивный механизм «отрицание» и конструктивную копинг-стратегию «положительная переоценка». В свою очередь, юноши и девушки с низким уровнем самоотношения статистически значимо чаще используют замещение, регрессию, стратегии «принятие ответственности» и «бегство-избегание».

Самоотношение юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения обнаруживает значительно большее число связей с защитными механизмами, чем с копинг-стратегями. Ведущим способом поддержания самоотношения в этой подгруппе выступает защитный механизм «отрицание».

С положительными аспектами самоотношения в обеих подгруппах связаны защитный механизм «отрицание» и копинг-стратегия «планирование решения проблемы». С негативными аспектами самоотношения — защитные механизмы «регрессия», «компенсация», «замещение», «проекция» и копинг-стратегия «бегство».

Защитно-совладающее поведение юношей и девушек с низким уровнем самоотношения, в отличие от юношей и девушек с высоким уровнем, более тесно связано с показателями самоотношения. Это свидетельствует о том, что отношение к себе у молодых людей из данной подгруппы во многом определяет и определяется стратегиями поведения, активнее защищается.

Ключевые слова: самоотношение, защитно-совладающее поведение, копинг-стратегии, защитные механизмы, юношеский возраст.

Данная работа посвящена исследованию, лежащему в области психологии развития и дифференциальной психологии, и касается изучения самоотношения в связи с защитно-совладающим поведением в юношеский период

Защитно-совладающее поведение представляет собой структурно-уровневую систему, состоящую из большого количества элементов (поведенческих копинг-стратегий, механизмов психологической защиты личностных и средовых копинг-ресурсов), которые связаны между собой отношениями иерархии и выступают системами низшего порядка по отношению к интегративной системе психозащиты и совладания. [4, c.46]

Стиль совладающего поведения, формируются тогда же, когда происходит активное формирование самоотношения, а именно в юношеский период. [1, с.84], [2, с.90], [3, с. 97] Стиль преодоления трудностей, сформированный в этот период, остается практический неизменным в течение всей жизни, однако выбор копинг-стратеги имеет тенденцию меняться с возрастом. [1, с.120] Актуальность исследования состоит в том, что именно самоотношение, активно развивающееся в этот период может повлиять на дальнейшую способность человека восстанавливать свое психическое состояние в случае стресса.

Мы задались целью изучить самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеский период. Нами были сформулированы две гипотезы:

1) Юноши и девушки с низким уровнем самоотношения в сравнении с юношами и девушками с высоким уровнем самоотношения чаще используют недостаточно конструктивные стратегии и примитивные защитные механизмы.

2) Низкий уровень самоотношения юношей и девушек имеет тесную связь с защитными механизмами, по сравнению с юношами и девушками (/подростками), обладающими высоким уровнем самоотношения

Для разделения выборки на подгруппы с низким и высоким уровнем самоотношения, был применен кластерный анализ

У юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения показатели по всем аспектам самоотношения существенно выше в сравнении с таковыми у юношей и девушек с низким уровнем. (См. Таблицу 1)

Юноши и девушки с высоким уровнем самоотношения в большей степени понимают и одобряют себя, интересуются собственными мыслями и чувствами, выше оценивают свои умственные способности, внешность, характер, авторитет у сверстников (См. Таблицу 2). При этом они также в большей степени склонны к самообвинению: принятие себя не мешает им видеть в себе недостатки, обвинять себя в чем-то.

Таблица 1

Различия средних значений самоотношения вкластерных подгруппах

Таблица 2

Сравнительный анализ средних значений самооценки иуровня притязаний вкластерных подгруппах

Юноши и девушки с более высоким уровнем самоотношения в большей степени склонны использовать примитивный механизм защиты «отрицание» и конструктивную копинг-стратегию «положительная переоценка», то есть склонны отрицать проблемы и стороны самих себя, а также находить плюсы в трудной ситуации.

В свою очередь юноши и девушки с низким уровнем самоотношения статистически значимо чаще используют «замещение», «регрессию», стратегии «принятие ответственности» и «бегство-избегание».

То есть, им свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации. (См. Таблицу 3)

Таблица 3

Сравнительный анализ защитно-совладающего поведения вкластерных подгруппах

Самоотношение юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения обнаруживает значительно большее число связей с защитными механизмами, чем с копинг-стратегиями. А ведущим способом поддержания самоотношения в этой подгруппе выступает защитный механизм «отрицание». Что неудивительно — в ряде работ показано, что данный механизм защиты определяет высокую активность и способствует социально-психологической адаптации и самоактуализации личности.

Самоотношение юношей и девушек с низким уровнем, поддерживается, судя по полученным взаимосвязям, двумя защитными механизмами — отрицанием (как в подгруппе с высоким уровнем) и зрелым механизмом интеллектуализацией: псевдообъяснение своих желаний и поведения способствует принятию себя. Практически все копинг-стратегии, за исключением планирования и переоценки, сопряжены с негативными аспектами самоотношения в данной подгруппе.

Таким образом, наша гипотеза о том, что юноши и девушки с низким уровнем самоотношения в сравнении с юношами и девушками с высоким уровнем самоотношения чаще используют недостаточно конструктивные стратегии и примитивные защитные механизмы, подтвердилась лишь частично. Юноши и девушки с высоким самоотношением часто используют примитивную защиту «отрицание» и в меньшей степени склонны брать ответственность на себя за возникновение проблемы.

Гипотеза о том, что самоотношение юношей и девушек с низким уровнем самоотношения теснее связано с защитными механизмами, чем у юношей и девушек с высоким уровнем подтвердилась. Однако, стоит отметить, что у юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения хоть и обнаружена менее тесная связь самоотношения с защитно-совладающим поведением, связей больше с использованием бессознательных способов поведения, а не осознанных копинг-стратегий.

Можно сделать вывод о том, что Юноши и девушки с более высоким уровнем самоотношения склонны отрицать проблемы и стороны самих себя, а также находить плюсы в трудной ситуации. При этом механизм отрицания является фактором, который поддерживает самоотношение. В свою очередь юношам и девушкам с низким уровнем самоотношения свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации.

Литература:

  1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004–166 с.
  2. Василюк Ф.Е Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
  4. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия. Практическая и медицинская психология. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 3 (156)
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень самоотношения, девушка, уровень самоотношения, юноша, механизм, поведение, самоотношение юношей, высокий уровень, защитный механизм, юношеский период.


Похожие статьи

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Построение диаграммы Исикавы для факторов влияния на мотивацию респондента онлайн-панели

Мотивация респондента, в любых видах опросов, всегда была актуальной темой. Наиболее активно эта тема стала исследоваться с появлением онлайн-панелей, что нашло свое отражение в большом числе публикаций, посвященных этому. Интерес к вопросам мотивац...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Страх как причина успеха или провала

В данной статье рассматривается проблема психологического состояния обучаемого во время учебного процесса и сессии. В качестве объектов исследования были изучены психолого-поведенческие проявления студентов первого курса НАО «Медицинского университет...

Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте

В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...

Похожие статьи

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Построение диаграммы Исикавы для факторов влияния на мотивацию респондента онлайн-панели

Мотивация респондента, в любых видах опросов, всегда была актуальной темой. Наиболее активно эта тема стала исследоваться с появлением онлайн-панелей, что нашло свое отражение в большом числе публикаций, посвященных этому. Интерес к вопросам мотивац...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Страх как причина успеха или провала

В данной статье рассматривается проблема психологического состояния обучаемого во время учебного процесса и сессии. В качестве объектов исследования были изучены психолого-поведенческие проявления студентов первого курса НАО «Медицинского университет...

Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте

В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...

Задать вопрос