Изучалось самоотношение в связи с зщитно-совладающим поведением в юношеском возрасте. Нами было выдвинуто предположение, что существует взаимосвязь между самоотношением и защитно-совладающим поведением юношей и девушек. В исследовании приняли участие 73 респондента: 55 девушек, 18 юношей. Измерялись самотношение (методика В. В. Столина, С. Р. Пантилеева,, методика Дембо-Рубинштейн), механизмы психологической защиты (Опросник Плутчика Келлермана Конте Life Style Index,LSI) и копинг-стратегии (методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса (КПСС). Обработка производилась с помощью методов описательной статистики, дисперсионного анализа (F- критерия Фишера) и корреляционного анализа (коэффициент r-Спирмена). Результаты:
Юноши и девушки с высоким уровнем самоотношения в большей степени склонны использовать примитивный механизм «отрицание» и конструктивную копинг-стратегию «положительная переоценка». В свою очередь, юноши и девушки с низким уровнем самоотношения статистически значимо чаще используют замещение, регрессию, стратегии «принятие ответственности» и «бегство-избегание».
Самоотношение юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения обнаруживает значительно большее число связей с защитными механизмами, чем с копинг-стратегями. Ведущим способом поддержания самоотношения в этой подгруппе выступает защитный механизм «отрицание».
С положительными аспектами самоотношения в обеих подгруппах связаны защитный механизм «отрицание» и копинг-стратегия «планирование решения проблемы». С негативными аспектами самоотношения — защитные механизмы «регрессия», «компенсация», «замещение», «проекция» и копинг-стратегия «бегство».
Защитно-совладающее поведение юношей и девушек с низким уровнем самоотношения, в отличие от юношей и девушек с высоким уровнем, более тесно связано с показателями самоотношения. Это свидетельствует о том, что отношение к себе у молодых людей из данной подгруппы во многом определяет и определяется стратегиями поведения, активнее защищается.
Ключевые слова: самоотношение, защитно-совладающее поведение, копинг-стратегии, защитные механизмы, юношеский возраст.
Данная работа посвящена исследованию, лежащему в области психологии развития и дифференциальной психологии, и касается изучения самоотношения в связи с защитно-совладающим поведением в юношеский период
Защитно-совладающее поведение представляет собой структурно-уровневую систему, состоящую из большого количества элементов (поведенческих копинг-стратегий, механизмов психологической защиты личностных и средовых копинг-ресурсов), которые связаны между собой отношениями иерархии и выступают системами низшего порядка по отношению к интегративной системе психозащиты и совладания. [4, c.46]
Стиль совладающего поведения, формируются тогда же, когда происходит активное формирование самоотношения, а именно в юношеский период. [1, с.84], [2, с.90], [3, с. 97] Стиль преодоления трудностей, сформированный в этот период, остается практический неизменным в течение всей жизни, однако выбор копинг-стратеги имеет тенденцию меняться с возрастом. [1, с.120] Актуальность исследования состоит в том, что именно самоотношение, активно развивающееся в этот период может повлиять на дальнейшую способность человека восстанавливать свое психическое состояние в случае стресса.
Мы задались целью изучить самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеский период. Нами были сформулированы две гипотезы:
1) Юноши и девушки с низким уровнем самоотношения в сравнении с юношами и девушками с высоким уровнем самоотношения чаще используют недостаточно конструктивные стратегии и примитивные защитные механизмы.
2) Низкий уровень самоотношения юношей и девушек имеет тесную связь с защитными механизмами, по сравнению с юношами и девушками (/подростками), обладающими высоким уровнем самоотношения
Для разделения выборки на подгруппы с низким и высоким уровнем самоотношения, был применен кластерный анализ
У юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения показатели по всем аспектам самоотношения существенно выше в сравнении с таковыми у юношей и девушек с низким уровнем. (См. Таблицу 1)
Юноши и девушки с высоким уровнем самоотношения в большей степени понимают и одобряют себя, интересуются собственными мыслями и чувствами, выше оценивают свои умственные способности, внешность, характер, авторитет у сверстников (См. Таблицу 2). При этом они также в большей степени склонны к самообвинению: принятие себя не мешает им видеть в себе недостатки, обвинять себя в чем-то.
Таблица 1
Различия средних значений самоотношения вкластерных подгруппах
Таблица 2
Сравнительный анализ средних значений самооценки иуровня притязаний вкластерных подгруппах
Юноши и девушки с более высоким уровнем самоотношения в большей степени склонны использовать примитивный механизм защиты «отрицание» и конструктивную копинг-стратегию «положительная переоценка», то есть склонны отрицать проблемы и стороны самих себя, а также находить плюсы в трудной ситуации.
В свою очередь юноши и девушки с низким уровнем самоотношения статистически значимо чаще используют «замещение», «регрессию», стратегии «принятие ответственности» и «бегство-избегание».
То есть, им свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации. (См. Таблицу 3)
Таблица 3
Сравнительный анализ защитно-совладающего поведения вкластерных подгруппах
Самоотношение юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения обнаруживает значительно большее число связей с защитными механизмами, чем с копинг-стратегиями. А ведущим способом поддержания самоотношения в этой подгруппе выступает защитный механизм «отрицание». Что неудивительно — в ряде работ показано, что данный механизм защиты определяет высокую активность и способствует социально-психологической адаптации и самоактуализации личности.
Самоотношение юношей и девушек с низким уровнем, поддерживается, судя по полученным взаимосвязям, двумя защитными механизмами — отрицанием (как в подгруппе с высоким уровнем) и зрелым механизмом интеллектуализацией: псевдообъяснение своих желаний и поведения способствует принятию себя. Практически все копинг-стратегии, за исключением планирования и переоценки, сопряжены с негативными аспектами самоотношения в данной подгруппе.
Таким образом, наша гипотеза о том, что юноши и девушки с низким уровнем самоотношения в сравнении с юношами и девушками с высоким уровнем самоотношения чаще используют недостаточно конструктивные стратегии и примитивные защитные механизмы, подтвердилась лишь частично. Юноши и девушки с высоким самоотношением часто используют примитивную защиту «отрицание» и в меньшей степени склонны брать ответственность на себя за возникновение проблемы.
Гипотеза о том, что самоотношение юношей и девушек с низким уровнем самоотношения теснее связано с защитными механизмами, чем у юношей и девушек с высоким уровнем подтвердилась. Однако, стоит отметить, что у юношей и девушек с высоким уровнем самоотношения хоть и обнаружена менее тесная связь самоотношения с защитно-совладающим поведением, связей больше с использованием бессознательных способов поведения, а не осознанных копинг-стратегий.
Можно сделать вывод о том, что Юноши и девушки с более высоким уровнем самоотношения склонны отрицать проблемы и стороны самих себя, а также находить плюсы в трудной ситуации. При этом механизм отрицания является фактором, который поддерживает самоотношение. В свою очередь юношам и девушкам с низким уровнем самоотношения свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации.
Литература:
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004–166 с.
- Василюк Ф.Е Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
- Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия. Практическая и медицинская психология. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 3 (156)