В данной статье рассматриваются некоторые меры по превенции употребления подрастающим поколением таких психоактивных веществ, как алкоголь и наркотические средства. Изучаются мнения других ученых по данной проблематике, демонстрируется и обосновывается авторская позиция по рассматриваемой теме.
Ключевые слова: профилактика, алкоголизм и наркомания, подростки, школа, семья, педагог, учитель.
Не секрет, что современные условия развития отечественного общества характеризуются непростыми процессами, обусловленными совокупностью политических, экономических, социальных и других факторов. Быстро меняющиеся ценности в сочетании с несвоевременной адаптацией могут порождать нравственные патологии подрастающего поколения, которые, в свою очередь, могут привести к нарушению социализации.
Все это приводит к тому, что молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сформировать здоровый стиль жизни. Анализ тенденций развития общества показывает, что дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий, а прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызывают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых выходят такие антиобщественные явления, как алкоголизм и наркомания, которые становятся важнейшими проблемами современного общества. Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни и будет оставаться таковой до тех пор, пока в обществе не изменится отношение к употреблению спиртных напитков. Начинается пьянство с эпизодического употребления алкоголя, а затем делается все более систематическим, становясь вредной привычкой, достигающей степени пагубного пристрастия. В последнее время происходит неуклонное «омоложение» алкоголизации: средний возраст начала употребления алкоголя в России среди мальчиков снизился до 12 лет, среди девочек до — 13 лет. Отмечается заметный рост числа подростков, злоупотребляющих алкоголем; для них характерна более низкая успеваемость, конфликтные отношения с окружающими, высокий уровень невротизации, прогрессирование распространенности аддиктивного поведения [1].
Наркомания сегодня распространяется во всех без исключения социальных группах и слоях общества и, особенно, в молодежной среде. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки угрозы национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий по пресечению злоупотребления психоактивными веществами [2].
Работа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков не должна быть изолированной от общей воспитательной работы в школе. Она органически входит в единый целостный процесс нравственного воспитания. Поскольку большинство подростков этой категории — трудные и педагогически запущенные подростки, то основная задача школы — предупреждение трудновоспитуемости, организация систематической работы с трудными школьниками.
Также важно помнить о том, что употребляющие алкоголь и наркотические средства обучающиеся могут вовлечь в свою группу и других подростков. В связи с этим важной задачей становится своевременное выявление потребителей и распространителей алкоголя и наркотических средств. Чтобы оперативно определить пристрастие подростка к данным психоактивным веществам педагог должен быть осведомлен о характерных признаках наркомании и алкоголизма.
Немаловажная задача учителя — вовремя заметить у обучающегося внезапную немотивированную потерю интереса к обучению, агрессивность, либо наоборот чрезмерную апатию, заторможенность, общее состояние, похожее на последствия алкогольного опьянения, но без характерного запаха.
Скоропалительные выводы делать нецелесообразно, т. к. состояния, сходные с наркотическим или алкогольным опьянениями могут возникать и по другим причинам (психические и соматические заболевания, дисфункции и т. д.). В том случае, если педагог убежден, что подросток действительно регулярно принимает алкоголь, либо наркотические средства, он, тем не менее, не может взять на себя медицинские функции. Ему необходимо внимательно изучить имеющуюся информацию о школьнике, включая социальные сети, посетить семью, побеседовать с учителями-предметниками, одноклассниками, друзьями.
Что может сделать педагог, заметивший в классе таких подростков? Прежде всего, ему необходимо проявлять особую нетерпимость к родителям, способствующим алкоголизации и наркотизации подростков, необходимо повышать общую педагогическую культуру таких семей, помогать им наладить психологический контакт с детьми, доступно и наглядно продемонстрировать деструктивные последствия употребления алкоголя и наркотиков в детском возрасте.
Педагоги России конца 19 — начала 20 в.в. (А. Григорьев, Н. Агеев) неоднократно говорили о том, что во всех школах, а затем и специальных училищах необходимо проводить антиалкогольное обучение в контексте всех предметов школьной программы, акцентируя внимание на пагубности влияния наркотических средств, т. к. описывая эйфорию, можно, наоборот вызвать обратный эффект, усилив интерес к этому явлению.
К сожалению, средства массовой информации не всегда эффективно проводят антинаркотическую работу, а в ряде случаев, с помощью рекламы, вызывают нездоровый интерес к спиртным напиткам.
Противонаркотическая пропаганда должна проводиться с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей обучающихся. Акцент в этой работе необходимо делать на психологические особенности возраста. В пубертатном периоде ведущими чертами личности подростков являются стремление стать независимым, сильным, мужественным. Отсюда — учитель должен объяснить им, что употребление алкоголя и наркотиков приводит к преждевременному изнашиванию организма, нарушаются процессы мышления, памяти, координации, воли, слабеют мышцы.
Основываясь на психологической особенности девушек быть красивыми, учителю следует продемонстрировать с помощью доступных примеров, случаев из повседневной жизни о воздействии алкоголя и наркотиков на внешность: бледность лица, помутнение глаз, дряблость и преждевременное старение кожи. Последствия алкоголизма и наркомании самым негативным образом сказываются на репродуктивной функции подростков. У юношей развивается половая дисфункция, происходит стерилизация половых клеток; у девушек — преждевременные роды, выкидыши, уродства.
Эффективность профилактической работы будет повышаться если школа будет привлекать компетентных специалистов по данной проблеме: психологов, психиатров, сексологов, генетиков, социологов, юристов. Особенно важно это при работе со старшеклассниками, которые отличаются чрезмерным максимализмом, недоверием. В то же время отдельные беседы со специалистами не могут заменить кропотливой, систематической и последовательной работы педагогического коллектива школы по профилактике алкоголизма и наркомании среди обучающихся. Важнейшей задачей педагогических работников является выявление источника негативной информации (сверстники, друзья, средства массовой информации и т. д.) и переориентация на социально значимое поведение.
Таким образом целенаправленная и систематическая работа по вовлечению обучающихся в разнообразные виды деятельности, приобщение их к умственному и физическому труду, продуманный интересный досуг, здоровый нравственный климат в семье и школе — основа профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
Литература:
- Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М.: «Академия», 1999.
- Колесов Д. В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. — М: Дрофа, 2002.
- Овчинников О. М., Фортова Л. К. Some features of pedagogical support of professional self-determination of students // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 73–75.
- Фетисова Т. С., Велашку Э. П. М., Тюрикова Г. Н. Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков как эффективный способ борьбы с социально обусловленными болезнями общества // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т. 1. № 1. С. 237–240.
- Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 14.06.2019).