Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Бахтина, И. В. Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне (из опыта работы) / И. В. Бахтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61318/ (дата обращения: 17.10.2024).



Приоритетом общества и системы образования на современном этапе, как следует из ФГОС, является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Для этого необходимо “вооружить” учащихся не только конкретными знаниями по отдельным предметам, но и комплексом интеллектуальных умений.

С одной стороны, планка требований, предъявляемых к выпускнику обществом, поднята вверх, введен ЕГЭ, а с другой стороны, в два раза сократилось количество часов на изучение физики на базовом уровне, но при этом количество учащихся, изучающих физику в объеме 2 часа в неделю и выбирающих сдавать ЕГЭ по физике, не уменьшилось. А такие ученики должны овладение знаниями по предмету на профильном уровне!

В сложившихся условиях, основной проблемой становится нехватка времени, и учителю приходится искать ответ на вопрос: «Как за имеющиеся 2 часа не просто выдать тот объем теоретического материала, на изучение которого ранее отводилось 4 часа, но и сформировать у обучающихся представление о типах задач, с которыми им предстоит столкнуться на ЕГЭ, а, главное, проработать основные подходы к их решению так, чтобы ребенок не растерялся и смог успешно сдать экзамен?»

В новых условиях, на мой взгляд, требуется перестройка самого подхода:

− к структуре подачи теоретического материала

− к проверке его усвоения

− проверке умений его применения к решению задач различных типов, в том числе и тех, которые характерны для КИМов ЕГЭ.

С 2008 года началась работа по созданию такой системы взаимодействия с учениками, в рамках которой возможно успешное решение вышеперечисленных задач. Оптимальной, в сложившихся условиях, для меня оказалась блочно-модульная система обучения, основы которой разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения».

Что же в себя включает система, которую я использую на уроках?

  1. Прежде всего, это теоретический блок: теория, изложенная в форме опорного конспекта, содержащего все необходимые ключевые элементы, без которых невозможно двигаться дальше;
  2. Обучение способам и подходам к решению задач разных типов (с записью плана решения задач, в случае, когда это целесообразно)
  3. Система контроля, включающая:

самостоятельные работы, рассчитанные на 15–20 минут, с индивидуальными вариантами (от 18 до 28 вариантов), что автоматически исключает какую-либо возможность списывания и реально позволяет проверить умения учащихся.

зачеты, которые могут быть как теоретическими, так и комплексными, т. е. включать и теоретические вопросы, и задачи.

Важно отметить, что неудовлетворительная отметка за зачет (теоретический или практический) не выставляется. У каждого ученика есть время для того, чтобы отработать материал и пересдать зачет: если он укладывается в 2 недели со дня зачета по графику, то может рассчитывать на «хорошо» и даже «отлично», а вот по истечении этого срока максимальной оценкой за зачет будет «удовлетворительно».

контрольные работы. Являются индивидуальными (16–28 вариантов), содержат задачи, характерные для КИМов ЕГЭ, ни одна из которых не повторяется.

В качестве примера, демонстрирующего используемую систему, можно привести структуру освоения раздела «Кинематика» (блок имеет одноименное название) из курса физики 10 класса, его деление на отдельные модули, а также поэлементный состав каждого из них (рис. 1).

Рис. 1

Современный арсенал образовательных ресурсов для подготовки к ЕГЭ широк и разнообразен, как широки и разнообразны возможности их применения на всех ступенях образовательного процесса и на всех этапах урока. Но несмотря на это, я считаю, что максимально доступно можно изложить материал не только учитывая особенности учеников, но и особенности собственной, складывающейся с годами, методики подачи материала. Именно поэтому презентации к урокам я создаю сама.

Хочу особо подчеркнуть, что это, как правило, блоки презентаций, охватывающие целые разделы курса физики старших классов. Остановлюсь подробнее на их преимуществах:

  1. Каждая презентация имеет четкую внутреннюю логику, связывающую воедино все этапы урока, где повторение изученного материала готовит почву для восприятия нового материала, а закрепление направлено на выявление пробелов и их устранение;
  2. Вся система презентаций, входящих в один блок, такова, что цели последующих уроков плавно вытекают из целей предыдущих и являются их логическим продолжением, чему способствует так же и единство стиля их оформления;
  3. В презентациях упор делается не на запоминание огромного количества формул, что невозможно для среднестатистического ребенка с обычными способностями, а на обучение его умению получать новые формулы, опираясь на известные ранее, рассуждая логически, используя имеющийся к тому времени запас знаний;

В этом помогают и структурно-логические схемы. Например, в ходе анализа и сопоставления, двух видов движения (рис. 2) можно не только увидеть различия этих двух видов движения, но и установить общие закономерности, характерные для разных физических величин, что позволяет лучше понять их физический смысл (раздел «Кинематика», 10 класс).

Рис. 2.

  1. Важная роль отводится и визуализации процессов, которые невозможно увидеть в обычных условиях;
  2. При изложении материала обязательно закладывается база для формирования умения решать задачи, как расчетные, так и качественные, ибо без таких умений невозможно успешно сдать ЕГЭ;
  3. Использование анимации при создании презентаций способствует лучшему овладению методикой решения графических задач разного типа, что особенно важно при решении задач по теме «Изопроцессы», «Первый закон термодинамики», «Равномерное движение», «Равноускоренное движение» и др.;
  4. Но главное преимущество — это значительная экономия времени, которого катастрофически не хватает при базовом уровне изучения материала и которое традиционно используется для формирования навыков и умений решать качественные и количественные задачи.

Хотелось бы озвучить дополнительные возможности использования созданных презентаций, помимо их использования на уроке, которые имеются у любого ученика:

− Всегда есть возможность сохранить презентацию на электронном носителе и использовать дома при подготовке к уроку и выполнении домашнего задания;

− Удобно использовать презентацию для самостоятельного изучения материала в случае болезни или вынужденного пропуска урока по уважительной причине;

− Презентации могут служить пособием для подготовки к ЕГЭ как в рамках неаудиторных занятий, так и при самостоятельной работе дома, т. к. в них сосредоточен в сжатой форме основной теоретический материал и методы решения различных видов задач;

− Они являются замечательным подспорьем при повторении ранее

изученного материала перед контрольной работой, зачетом, так как к ним можно обращаться столько раз, сколько потребуется;

Подводя итог, перечислю, что же получает каждый учащийся в рамках такой системы обучения:

− Наличие в сжатой форме основного теоретического материала, необходимого для успешной подготовки к ЕГЭ;

− Наличие алгоритмов решения задач основных типов, в том числе, и характерных для КИМов ЕГЭ;

− Многоступенчатая отработка умений «читать» графики, устанавливать качественные, количественные зависимости между физическими величинами, входящими в формулы, пошаговый алгоритм работы с уравнениями вида: x(t), v(t), a(t) и др.

− Наличие дополнительного времени на решение задач профильного уровня и заданий с развернутым ответом, характерных для 2 части КИМов ЕГЭ.

Таким образом, приизучении физики набазовом уровне (2 часа в неделю)абсолютно у каждого обучающегося появляется реальная возможность подготовиться и успешно сдать ЕГЭ, конечно, при наличии личной заинтересованности. И практика моего преподавания служит подтверждением этих слов: начиная с 2014 года, средний балл ЕГЭ среди моих учеников оказывается выше областного и неуклонно повышается, а максимальный балл ЕГЭ составил 88.

Основные термины (генерируются автоматически): решение задач, ЕГЭ, КИМ ЕГЭ, вид движения, изученный материал, основной теоретический материал, профильный уровень, сжатая форма, теоретический материал, этап урока.


Похожие статьи

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике в профильных классах (из опыта работы)

Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы)

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Приёмы по формированию положительного настроя у дошкольников с ОВЗ на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Похожие статьи

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике в профильных классах (из опыта работы)

Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы)

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Приёмы по формированию положительного настроя у дошкольников с ОВЗ на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Задать вопрос