Санкт-Петербургская городская дума в системе правительственных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Алешин, Д. О. Санкт-Петербургская городская дума в системе правительственных учреждений / Д. О. Алешин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61323/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья есть обзор архивных источников Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и научной литературы, посвящённых организации и деятельности столичной Городской думы в XVIII веке. Контент-анализ данных материалов позволил сделать конкретные предположения о положении Санкт-Петербургской городской думы в иерархии столичных государственных учреждений в настоящей статье.

Ключевые слова: история России, история государственных учреждений, история Санкт-Петербурга, Городская дума, городское самоуправление, представительная власть.

По мнению выдающихся исследователей истории городского сословия И. И. Дитятина [1, с. 410–412] и А. А. Кизеветтера [3, с. 615–623, 723–727], основным направлением политики правительства в отношении торгово-промышленного сословия после смерти Петра I со временем стало всё больше включение органов городского самоуправления в орбиту влияния губернаторов и генерал-губернаторов и подчинение их остальным правительственным учреждениям. Какое же место стала занимать образованная Екатериной II Городская дума в структуре государственного аппарата Российской империи при указанной правительнице?

Для ответа на поставленный вопрос в начале следует обратиться к тексту «Грамоты на права и выгоды городам». Как и другие аспекты положения Городской думы её место в иерархии госучреждений раскрыты пунктами екатерининского акта. Соответственно на основании статьи 155-ой [2, с. 124] Городового положения по вопросам расходов дума в обязательном порядке отсылает отчёты и ведомости губернатору и в казённую палату. Пункт 168-ой [2, с. 168] запрещает думе вмешиваться в судебные дела своих горожан, поскольку это ведение Магистратов и Ратуш. В тоже время положение 178-е [2, с. 129] обязывает последние, как и другие «места города» исполнять законные требования Городской думы, подавать друг другу руку помощи.

Что же было на самом деле? Архивные документы показывают немного иную ситуацию. Если «Жалованная грамота» сообщает нам, что Городская дума обязана губернатору лишь отчётами по расходам, то «Журналы» думы указывают на то, что без генерал-губернатора Санкт-Петербурга местной Городской думе «запрещается назначения на должности чинить и расходы производить» [6, c. 11]. Предположительно, власть генерал-губернатора осуществлялась через Губернское правление, через которое он отправлял свои «предложения», являвшиеся на самом деле ничем иным как приказами. Именно в Губернское правление на имя губернатора Шестигласная дума отправляла отразившиеся в её журналах [7] отчёты о получении и прочтении одним из гласным на заседаниях его «предложений», об их исполнении или неисполнении по каким-либо причинам, о назначениях и о выделении сумм как из сборов, так и из других источников городского бюджета [7, с. 166]. По большей части, указы генерал-губернатора касались именно финансовых вопросов — чаще всего они представляли собой «предложение» думе о выделении определённых средств подчинённой ему полицейской части Управы благочиния на исполнение каких-либо задач, будь то мощение камнем, строительство, «становление, освещение, ремонт» фонарей [7, с. 73]. Таким образом становится понятно чьими руками в большинстве случаев городское самоуправление исполняло свои обязанности по благоустройству столицы. Так же, Управа благочиния, предположительно, отчасти осуществляла связь Городской думы с другими властными органами, поскольку прошения, отчёты, указания или запросы Правительствующего сената, надворного суда, Конторы городской верфи, столичного магистрата и магистратов пригородных поселений присылались на слушание Шестигласной думы именно через ведомство обер-полицмейстера [7, с. 146, 147, 168]. Однако, наравне со сказанным, имеется предположение, что Управа благочиния просто перенаправляла Думе документы, касающиеся её ведения, не претендуя на какую-то управляющую коммуникациями городского самоуправления с другими учреждениями роль. Тем не менее подчинённое генерал-губернатору и частично обер-полицмейстеру [7, с. 83, 91] положение отрицать нельзя. Финансовую скованность помимо указанных коронных чиновников городская депутация терпела и от казённой палаты. Документы показывают, что Шестигласная дума отправляла лично главному казначею отчёты о своих доходах и расходах [6, с. 12], в то время как с генерал-губернатором она согласовывала лишь траты по обязательствам. В добавок Дума испытывала от казённой палаты ещё ряд значительных притеснений в виде утверждения бюджета [7, с. 177], который так же проходил рассмотрение губернского правления, и обязательных сводок цен среди купцов [7, с. 78].

Можно ли сказать, что столичная Городская дума имела такое же бесправное положение по отношению к органам исполнительной власти, как предшествующий ей Главный магистрат? Разумеется, нет. Да, нельзя не согласиться с И. И. Дитятиным [1, с. 485–488] и А. А. Кизеветтером [3, с. 711–717], писавшими о значительной скованности Думы, являвшейся, как и прежде, банком для других более властных учреждений. Однако, говорить о полном бесправии городского самоуправления нет оснований. Если в финансовых аспектах Городская дума так же испытывала зависимость от генерал-губернатора и казначея, то в вопросах именно самоуправления, в отличие от Главного магистрата, имела полную независимость — то есть выборы происходили абсолютно без каких-либо вмешательств со стороны коронных управленцев, а утверждения назначений были, вероятнее всего, номинальными, поскольку ни среди документов Губернского правления, ни в журналах Шестигласной думы не было найдено ни одного снятия с должности или отказа в назначении по указу органов исполнительной власти. В делах обеспечения в Санкт-Петербурге правопорядка и «доброго согласия» между жителями самоуправление вступало в партнёрство с Управой благочиния, но не подчинялось ей в этой среде. Строительство и ремонт общественных городских объектов, как было показано, именно Дума осуществляла руками полицейских, а не наоборот, как было при Главном магистрате. Аспекты управления цехами, ведения городовых обывательских книг, поддержания ремесленного положения, спонсирования Приказа общественного призрения вообще остались незатронутыми другими учреждениями. В добавок, городское самоуправление времён Екатерины II оказалось не таким «беззубым» как было раньше: Городская дума вступала в споры с решениями Губернского правления, могла отказаться исполнять «предложения» генерал-губернатора, разумеется, обосновав свою позицию, выдвинуть предложения казённой палате по своему бюджету, чего никогда не мог себе позволить Главный магистрат [7, с. 166].

Таким образом, можно сделать вывод, что столичная Городская дума, опираясь на костыль исполнительной власти в лице генерал-губернаторства, обер-полицмейстера и казначея всё же имела широкий круг прав, которым она вполне свободно пользовалась, что подтверждает статус «самоуправления».

Касательно взаимоотношений Городской думы с городским Магистратом, то на практике статья 178-я аннулировала положения 168-го пункта о невмешательстве органа городского самоуправления в дела суда. Во-первых, именно Городская дума проводила выборы судей из числа горожан [4, с. 10]. Во-вторых, из анализа расходов органа городской автономии становится ясно, что дума «оплачивала сословные суды» [5, с. 73], что можно вполне трактовать как финансовую подведомственность Магистрата Думе. В-третьих, отложившиеся в журналах Шестигласной думы её переписки с Санкт-Петербургским городовым Магистратом и магистратами пригородов столицы по своему содержанию отсылают к мысли, что данные сословно-судебные органы совещались с городским самоуправлением по поводу дел петербуржцев [7, с. 83, 84, 168].

Из вышеизложенного можно сделать определённый вывод: по отношению к Городскому магистрату, как главному сословному судебному органу городу, Санкт-Петербургская городская дума занимала не столько равноправное положение, как на то указывает екатерининская «Грамота на права и выгоды», сколько определяющее, если не руководящее.

Литература:

  1. Дитятин И. И. Устройство и управление городов России. В 2 т. СПб., Типография П. П. Меркульева. 1875. Т. 1. 512 с.
  2. Индова Е. И. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., Юридическая литература. 1987. 527 с.
  3. Кизеветтер А. А. Посадская община в России в XVIII столетии. Исторические очерки. М., Репринт. 2012. 816 с.
  4. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 1. Д. 2.
  5. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 1. Д. 24.
  6. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 2. Д. 2.
  7. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 3. Д. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): Городская дума, городское самоуправление, Губернское правление, Шестигласная дума, Главный магистрат, казенная палата, Дума, исполнительная власть, столичная Городская дума, Управа благочиния.


Ключевые слова

история России, история государственных учреждений, история Санкт-Петербурга, Городская дума, городское самоуправление, представительная власть

Похожие статьи

Губернские жандармские управления: история создания и структура

Статья посвящена истории Губернских жандармских управлений (ГЖУ), одного из важнейших элементов правоохранительной системы Российской империи в XIX — начале XX в. В исследовании раскрываются предпосылки, история создания и развитие системы Губернских...

Анализ строительной отрасли и градостроительной политики в муниципальном образовании на примере города Улан-Удэ

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юрид...

Эволюция адвокатуры в России

В данной статье проводится подробный анализ отечественной адвокатуры в её развитии, делается сравнение всех составляющих данного института на всех этапах его существования, от первых правозащитников, судебных представителей XV века, до классической а...

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века

Данная статья посвящена исследованию нижегородского купеческого общества, как составной части структуры купеческого самоуправления. Прослежены основные направления его деятельности на протяжении конца XIX — начала XX века. В работе приводятся сравнит...

Влияние петровских реформ на развитие Российского государства

Данная статья является анализом последствий экономических, социальных и государственно-административных преобразований, связанных с правлением Петра I. Проведена аналитическая работа, целью которой было воссоздание перспектив развития Российского гос...

К вопросу об анализе функционала государственных органов управления в строительной отрасли на современном этапе

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие современной судебной власти

В данной статье рассмотрены предпосылки, послужившие основанием для проведения судебной реформы 1864 г. и особенности данной реформы. Также в статье сделана попытка соотнести эти изменения с реформами, которые проводятся в наше время, и оценить их вл...

Сравнение статуса генерал-губернатора и полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе

В данной работе проведено сравнение генерал-губернатора и полномочного представителя Президента Российской Федерации как должностных лиц. Предметом сравнения является история возникновения данных институтов власти, их полномочия и компетенция. Научна...

Похожие статьи

Губернские жандармские управления: история создания и структура

Статья посвящена истории Губернских жандармских управлений (ГЖУ), одного из важнейших элементов правоохранительной системы Российской империи в XIX — начале XX в. В исследовании раскрываются предпосылки, история создания и развитие системы Губернских...

Анализ строительной отрасли и градостроительной политики в муниципальном образовании на примере города Улан-Удэ

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юрид...

Эволюция адвокатуры в России

В данной статье проводится подробный анализ отечественной адвокатуры в её развитии, делается сравнение всех составляющих данного института на всех этапах его существования, от первых правозащитников, судебных представителей XV века, до классической а...

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века

Данная статья посвящена исследованию нижегородского купеческого общества, как составной части структуры купеческого самоуправления. Прослежены основные направления его деятельности на протяжении конца XIX — начала XX века. В работе приводятся сравнит...

Влияние петровских реформ на развитие Российского государства

Данная статья является анализом последствий экономических, социальных и государственно-административных преобразований, связанных с правлением Петра I. Проведена аналитическая работа, целью которой было воссоздание перспектив развития Российского гос...

К вопросу об анализе функционала государственных органов управления в строительной отрасли на современном этапе

Данная статья посвящена вопросам анализу функционалу государственных органов управления строительного образования Российской Федерации. В данной статье авторы анализируют современную архитектуру государственного управления строительной отрасли. В рам...

Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие современной судебной власти

В данной статье рассмотрены предпосылки, послужившие основанием для проведения судебной реформы 1864 г. и особенности данной реформы. Также в статье сделана попытка соотнести эти изменения с реформами, которые проводятся в наше время, и оценить их вл...

Сравнение статуса генерал-губернатора и полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе

В данной работе проведено сравнение генерал-губернатора и полномочного представителя Президента Российской Федерации как должностных лиц. Предметом сравнения является история возникновения данных институтов власти, их полномочия и компетенция. Научна...

Задать вопрос