В данной статье рассмотрено понятие преступности, ее особенности и характерные различия. Также, представлены результаты сравнительной характеристики современных представлений о типологиях преступников.
Ключевые слова: криминология, неблагоприятные факторы, преступность, психологический портрет, уголовный кодекс РФ, преступное поведение, нарушения, закон.
Вопрос о личности и типологии преступника относится к числу важных проблем криминологии, юридической психологии и для общества в целом. Наиболее дискуссионным и спорным во всей области исследования человека, как объекта преступных деяний является вопрос о личности преступника. Ведутся дискуссии о том, существуют ли общие черты, объединяющие между собой правонарушителей; есть ли различия между типом преступного деяния и характерологическими особенностями личности; в чем большее влияние при склонности к преступному поведению — в биологических предпосылках или в воспитании. В настоящее время, мы видим, что имеются множество разных исследований по этим вопросам, которые необходимо проанализировать и соединить для более целостного понимания картины личности преступника.
Общеизвестно, что человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдьне напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, «выбирает» и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность — это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.
В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Чем же все-таки отличается преступник от других людей, в чем специфика его личности? Исходя из Уголовного кодекса РФ, преступником признается лицо, совершившее общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания и которое может быть привлечено у уголовной ответственности [3].
Под личностью преступника мы понимаем: совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.
Наибольшее количество исследований о личности человека, виновного в совершении противоправных деяний, принадлежит криминологии и психологической науке. К активному изучению личности преступника ученые приступили к середине XIX века, а именно, когда итальянский врач-психиатр и педагог Чарльз Ломброзо выдвинул свою теорию личности преступника, основанную на биологических и антропологических признаках. В Российской и зарубежной науке, проблемами личности преступника занимались представители криминологии, медицины, социологии, психологии, философии и психиатрии.
В нашей статье мы рассмотрим и проанализируем различные подходы к изучению личности преступника, начиная с 60-х годов XX века и по настоящее время. Личность преступника, по А. Б. Сахарову, — совокупность социальных и социально-значимых свойств, признаков, связей и отношений, характеризующих виновного нарушающее уголовный закон, и в сочетании с иными (неличностными) условиями и обстоятельствами, влияющими на его антиобщественное поведение.
1) Отечественный психолог А. В. Брушлинский, последователь культурно-исторической теории личности считал, что нет качественного отличия между личностями преступника и не преступника. По его мнению, необходимо исследовать само преступное деяние, и, исходя из этого, пытаться понять, какие свойства и качества человека нашли отражения в том или ином действии.
2) Советский криминолог Александр Борисович Сахаров, рассматривает личность преступника как промежуточное звено между, с одной стороны, негативными социальными условиями, в которых живет человек и которые являются причиной появления склонностей, нравственных устоев и черт личности, а с другой — обстоятельствами, в которых подобные склонности, нравы и черты себя проявляют.
В своем труде «Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел», Сахаров критикует теории биологической предрасположенности и направления, в которых преступное поведение рассматривается вследствие психических заболеваний. Говоря о том, что даже психические аномалии, являющиеся предпосылкой преступного поведения, взращиваются в социуме. Вместе с этим он не отрицает влияние биологических факторов, но говорит о том, что их нужно рассматривать только в совокупности с социальными и не придавать им первостепенного значения. В пример исследователь приводит людей, с выраженными физическими недостатками, уродствами. Говоря о том, что в социуме является большой ценность красота и привлекательность. Поэтому, у людей с физическими отклонениями могут проявляться различные черты, которые могут порождать склонность к преступным деяниям — мстительность, зависть, эгоцентричность, холодность и т. д. [1].
3. Теория преступного поведения Ганса Айзенка (1977 год). Считал, что основным в формировании преступного поведения следует считать определенные неврологические особенности, которые взаимодействуя со средой, вызывают преступное поведение. Критикуя положения социологической теории, он говорит о том, что в экономически и социально развитых странах уровень преступности не снижается, а в некоторых случаях, наоборот, увеличивается. Следовательно, делает вывод ученый, есть свойства нервной системы, являющиеся причиной преступного поведения. Но причины преступлений, по Айзенку, нельзя сводить лишь к биологическим факторам, также, как и к социальным. Поэтому, личность преступника нужно рассматривать только в совокупности личностных и социальных факторов.
Также он утверждал, что ¾ всех личностных особенностей лежит в нашей врожденной природе. И лишь одна часть имеет социальную природу. По Айзенку, обладатели такого типа личности, особенность которых состоит в заострении таких черт, как реактивность, восприимчивость и возбудимость имеют склонность к преступным деяниям.
4. Теории субкультур. Данные теории развивались в 50-х, 60-х гг. XX века и связаны с такими именами, как Альберт Коэн, Ричард Клоуард и Уолтер Миллер. Они рассматривали подростковую преступность, говоря о том, что она вызвана расхождением ценностей различных слоев населения. Чаще всего, существующие в обществе нормы и ценности у деликвентного подростка вызывают негативные реакции, а преступное деяние, например кража, не имеют целью экономической выгоды, а рассматривается как повышение престижа, социального статуса и уважения.
По Миллеру, преступление в среде подростков, в преобладающем большинстве случаев, имеет в своей причине низкий социально-экономический статус. Само преступное деяние выражается как компенсация этого недостатка в экономической сфере через развитие и проявление таких качеств, как грубость, мужественность, находчивость, хитрость, расчетливость и т. д.
5. Социальная теория обучения. Автор: Альберт Бандура, 1979 год. Говорил о том, что преступником может стать любой человек и прирожденных преступников не бывает. Личность преступника — процесс научения и продукт социального окружения человека. Но обучение — это не автоматический процесс; а активный, в который включается мотивация, мыслительные процессы и чувственное восприятие воспринимающего субъекта. В данной теории, автором выделяются 3 категории саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Бандура полагал, что «поломка» в какой-либо из этих категорий порождает неэффективное, в том числе преступное, поведение личности.
6. Теории контроля. Авторы: Альберт Рейсс, Айвен Наем, Мартин Гоулд, Уолтер Реклес. 50-е — 80-е гг. XX века. На появление данных теорий повлияли положения Зигмунда Фрейда. Авторы утверждали, что склонность к преступным деяниям есть у всех. Но воспитание и самоконтроль позволяют личности сдерживать свои агрессивные и противоправные импульсы. Социальную устойчивость поддерживает как внешний, так и внутренний контроль, но последний имеет большее влияние и силу. Помимо самоконтроля, важным фактором в сохранении личностью социальной и внутренней устойчивости против преступных деяний имеет целеустремленность и умение ставить долгосрочные цели, что вырабатывает у личности «иммунитет» к негативным влияниям и импульсам. Отношение правонарушителей к закону характеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органам и праву [2].
Исходя из перечисленных теорий, следует то, что при изучении личности человека, нужно учитывать не единичные показатели, а исследовать целый комплекс характеристик, каждая мелочь или деталь может накладывать отпечаток на психике. Взаимодействие человека с миром происходит каждый миг, и бесследно это не проходит. Склонность к преступным деяниям может являться причиной отрицательных социальных условий, зависеть от определенных свойств и качеств человека, которые нашли отражение в том или ином действии, возможно, имеет определенные неврологические особенности и причины уже на биологическом уровне или же компенсация какого-либо недостатка. Большинство исследователей преступного поведения сходятся во мнении, что социальная среда — это важнейший фактор определения личности и поэтому в какой-то степени каждый из нас отвечает не только за себя, но и за других людей.
Литература:
- Антонян, Ю.М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника / Ю. М. Антонян, В. Н. Кудрявцев, В. Э. Эминов. — СПБ.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. — 366 с.
- Гилинский Я. И. Криминология / Я. И. Гилинский. СПб.: Питер, 2002. — 380с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: АСТ, Времена 2, 2013. — 256 c.