В последние десятилетия в состоянии здоровья детей наблюдаются устойчивые негативные тенденции. Оказание помощи детям раннего возраста сегодня является крайне актуальной проблемой коррекционной педагогики. Связанно это с неуклонным ростом числа детей с врожденной патологией, проходящим на фоне снижения численности здоровых детей. По результатам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. отмечается снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,9 %) с одновременным увеличением вдвое процента детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность [2, с.532].
Это вызвано ростом факторов риска. Выделяют факторы высокого, умеренного, и низкого риска в зависимости от степени их негативного влияния и значимости. Они могут быть биологическими (отягощенная наследственность, патология родов матери, травмы внутриутробного развития и т. д.), психологическими (нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и т. д.), и социальными (неблагоприятная обстановка в семье, неполные семьи и т. д.) и вызывать нарушения в формировании речи, как следствие социальный уровень развития в будущем [2, с.535]. Исходя из этого, в современной дефектологической науке те дети, которые подвержены этим факторам относятся к «группе риска».
Крайне важно именно в раннем возрасте выявить и предупредить нарушения в речевом развитии. Известно, нарушения речи связаны, взаимозависимы и отражаются на психическом развитие ребенка, влияют на формирование его личности и поведения. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения коммуникативных процессов, нормальной связи с окружающими, приводящих к эмоциональным расстройствам и другим психическим и невротическим проявлениям личности [1, с.113].
Нарушения речи нередко усиливают невротические расстройства, влияют на возможность ребенка учиться и активно участвовать в общественной жизни коллектива. Успеваемость в школе тормозится трудностями инициации речи. Проблемами вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать.
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют полноценному и своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В результате у детей возникают проблемы с овладением грамотой, что сказывается на дальнейшем обучении чтению и письму. Отставая в учении, школьники теряют интерес к обучению и зачастую переходят в категорию нарушений дисциплины.
Организация и проведение профилактики речевых расстройств базируются на взаимодействии и сотрудничестве специалистов разного профиля — медиков, дефектологов и психологов.
Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей раннего возраста. Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций.
Чрезвычайно важным представляется изучение возрастных этапов речевого онтогенеза и выявление условий (включая внешнюю среду и социальные факторы), положительно и отрицательно влияющих на речевое развитие.
Комплексная профилактика речевых нарушений должна учитывать онтогенез и критические периоды, начиная с антинатального, а также факторы, влияющие на развитие ребенка; состояние компенсаторных и адаптационных механизмов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
В связи с этим особое внимание должно уделяться раннему речевому развитию, так как уже на этом этапе проявляются характерные признаки, указывающие на отклонения от нормы. К ним относятся особенности:
– довербальные речевые вокализации, в частности, лепет (время его появления и качественные показатели);
– импрессивная речь.
Признаком речевого дизонтогенеза также является задержка в развитии фонематического восприятия и фонематического слуха у ребенка старше 2 лет.
Состояние экспрессивной речи:
– время появления и характер первых слов.
О нарушении развития экспрессивной речи свидетельствуют:
– позднее появление первых слов (после 2 лет и старше);
– длительное использование 1–3 стереотипных слов, шаблонов, «лепетных» слов, звукоподражаний, слов в начальной форме;
– время появления и особенности первых фраз. Позднее появление первых фраз после 2 лет;
– диспропорция в развитии отдельных компонентов речи, например, в развитии импрессивной и экспрессивной речи, лексики и грамматического строя речи, морфологической и синтаксической системы языка, в развитии семантики речи и языкового оформления, симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка (нарушения звукопроизношения) [3, с.116].
Следует начинать коррекционно-развивающую работу по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте. Это позволит предупредить либо на ранних этапах предотвратить развитие речевых патологий.
Коррекционно-развивающая работа строится из нескольких этапов таких как:
– разработка комплекса коррекционных и консультативных технологий для профилактики нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста;
– составление перспективного плана на весь период коррекционно-развивающей работы;
– выявление детей «группы риска». Что включает в себя изучение медицинских карт, первичная диагностика нарушений речи, анкета для родителей (анамнез течения беременности и родов);
– проведение коррекционных и консультативных мероприятий по ранней профилактике нарушений речи у детей «группы риска»;
– контрольная диагностика развития речи у детей «группы риска» и апробация полученных результатов [3, с.114].
Исключительно важно знать и учитывать особенности психоречевого развития ребенка, что в профилактической работе позволит специалистам адресно руководить воспитанием и обучением. Это позволит своевременно социализировать и интегрировать лиц с нарушениями речи в общество.
Литература:
- Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста / Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015.– № 1.–С.111–120.
- Логопедия. Теория и практика/под ред. д.п.н. профессора Филичивой Т. Б. –2-е изд., испр. доп.– М.: Эксмо, 2018.–608 с.
- Макарова Н. В. Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста / Макарова Н. В. // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова,– 2013.–С.114–119.